Первый год обучения трудныйдля первоклассников. Особенно первые недели обучения. Так как разный уровеньподготовленности детей.
Большинство первоклассников идутв школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное. Дети в этом возрасте оченьлюбопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всемунаучит, ждут от неё новой интересной жизни.
Но бывает так, чторебёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда онприносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногдаи пропадает совсем.
Поэтому главная моязадача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию-желанию учиться!
1 сл.Что же было унас? В мой 1 «Г» класс пришли 29 человек. И воткак у нас проходила адаптация-приспособление ребёнка к школе, к новымусловиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам.
С 1 сентября начинаетсяосновная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.
Для первоклассника очень важнопочувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желаниебыть услышанным и понятым.
2 сл. Поэтому на первом этапеадаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлюзадачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создатьдоброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствоватьсебя школьниками.
Мы знакомимся со школой, с еебольшими светлыми кабинетами, спортивными залами, огромной светлойстоловой , с библиотекой. Проводя ролевые игры, вместе сдетьми учим, как по- разному, можно произноситьимена ребят, например, Диму можно называть Димочка, Дмитрий, Димуля.
3 -4сл. Большое значение уделяюклассным часам на тему «Познакомьтесь- это Я», накоторых сначала я рассказываю о себе, затем каждый изребят рассказывал не только о себе, но и о своейсемье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класслюбимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети междусобой уже знакомы, так как вместе ходили в садит и на подготовку.И это тоже очень помогло во время адаптации.
5 сл. Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4урока. Всего этого можно добиться, используяигровые технологии. В своём классе, обучая первоклассников, я использую игровуюдеятельность, которая способствует развитию всех познавательных процессовученика. Ещё педагог Ян Амос Коменский обращал внимание на эффективностьиспользования игр в процессе обучения. Игра – лучший способ организоватьвнимание детей.
6 сл. На уроках обучения грамоте мы играли вигру «Живые буквы» Ребята получали карточки с буквами, каждый должен занятьдомик, но прежде надо подумать , на что указывает гласный звук (мягкость илитвёрдость) если мягкость, то домик с зелёной крышей, если твёрдость, то ссиней. Эта игровая ситуация развивала интерес у ребёнка, а с другой стороныпомогла разнообразить мою работу.
7 сл.Сбольшим интересом ребята определяют тему урока, для этого необходимо найтиспрятанное слово, среди букв. А также ставят задачи, которые должны достичь науроке.
8 сл. Дляпополнения словарного запаса использую игру «Наращивание слов» кот-котик-котёнок
9 слИли «Дополни до слова» например слог до- (дорога, домик, дочь)
10 сл.Некоторым моим ученикам чтение дается с трудом.
Прочитав статью, Регины Каримовой узнала,что дети плохо читают так, как узкое поле зрения, не могут увидеть словоцеликом. Для этого предлагает Каримова использовать таблицу Шульте.
11сл.Я вам предлагаю,сфокусировать свой взгляд на звездочке и назвать числа в правильнойпоследовательности.
1. внимательнопосмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
2. перевернутьее, сосредоточиться на просмотренном материале;
3. взятькарандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
4. нераздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) попорядку;
5. всечисла нужно назвать вслух.
Работа по таблице позволит расширить уголзрения , внимание и память.
Некоторые ребята не понимают смыслпрочитанного текста, это происходит из-за обилия готовой информации. Смотрятмультфильмы, играют в планшет и в телефон. Это я думаю устраивает нашихродителей, спокойно отдыхают дома, и дети заняты. Поэтому когда беседую сродителями, я советую читать книги с ребёнком, сказки, обсуждать прочитанное.
После физминутки во время урока, длявключения в работу предлагаю такое задание: — Присядет тот , у кого в имени илив фамилии есть буква «Р» . Это очень интересно моим ученикам, они контролируютдруг друга. Например: Дима – Дмитрий — есть буква Р
На уроках математики для развитиямышления, логики использую такое задание. На какие множества или группы можнораспределить предметы. Что общего или в чем различие.
В целях снятия напряжения провожуфизкультурные минутки в классе под весёлую детскую современнуюмузыку. Через время, выучив движения, ребята их и сами проводят.
12сл.Положительные эмоции должны сопутствоватьформированию правильных познавательных и учебных действий. В период первыхшагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю ребят,даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классеоценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках ставлю печати«Молодец!», «Хорошо. Это очень стимулирует ребят и имхочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.
Очень помогает в адаптационный периодзанятия логопеда и педагога-психолога. Это очень важная совместная работа,которая, конечно, даёт свои положительные результаты.
13 сл. В день лицеиста, как итогадаптационного периода, проводим традиционный праздник:«Посвящение в первоклассники». Большинство детей усвоилиматериал, благодаря вышесказанным разнообразным методам и формам работы науроке.
Так же немаловажным фактором, оказаласьподдержка родителей в процессе обучения.
В каждом классе есть небольшие проблемы вобучении, так же и в моём классе.
14 сл. Рекомендации:
1.Уделить особое внимание детям, которые читают медленно по слогам, допускаютошибки в диктантах, проводить с ними дополнительные индивидуальные занятия.
2.Рекомендовать родителям слабо успевающих учеников заниматься с нимидополнительно.
3. Обновлять и использовать методы иприёмы, для успешного обучения.