ПРИНЯТО на методическом объединении _____________________________________ протокол №___ от ____.____.2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор Лицея-интерната «Подмосковный»
______________ К.Э. Симонян « » 2022 г.
|
Рабочаяпрограмма
учебногокурса внеурочной деятельности «Баскетбол»
5 –11 классы
основноеобщее образование
(ФГОСООО -2021)
(ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования»).
Составитель:
Тишанинов И.В., учитель
физическойкульту
Московская область, Одинцовский район, пос. д/оКораллово
2022
Аннотацияк рабочей программе
Рабочая программа по курсу «баскетбол» составлена наосновании следующих нормативно-правовых документов:
· Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
· ПриказаМинобразования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт основного общего образования, утверждённый приказомМинобрнауки и РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;
· Основнойобразовательной программы основного общего образования Лицея-интерната«Подмосковный»;
НестеровскийД.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентоввысших учебных заведений. – Издательский центр «Академия». 2008. Авторы М.Я. Виленский, И. М. Туревский, Т.Ю. Торочкова; М.«Просвещение»,2006.
С.В. Гурьев; М. ООО «Русское слово», 2012.
Согласно учебномуплану учреждения на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программа рассчитанана часов: 442 часов:
· 5класс — 2 часа в неделю, 68 за год;
· 6класс — 2 часа в неделю, 68 за год;
· 7класс — 3 часа в неделю, 102 за год;
· 8класс — 3 часа в неделю, 102 за год;
· 9класс — 3 часа в неделю, 102 за год:
Результаты освоения курса внеурочнойдеятельности:
Обучающийся научиться:
1. Первый год обучения:
— соблюдение норм поведения и техникибезопасности в спортивном зале;
— правила поведения в коллективе;
— соблюдение основных правил личной гигиены натренировках;
— правила игры
— знать основные стойки в баскетболе,перемещения, основы техники и тактики игры в баскетбол.
2. Второй год обучения:
— самостоятельность в действиях во времязанятий по выполнению физических упражнений;
— стремление к здоровому образу жизни,физическому мастерству.
— правила игры
— отработка действий в защите
— отработка действий в нападении
3. Третий год обучения:
— самостоятельность и взаимопомощь назанятиях, соревнованиях и в учебно – тренировочном процессе;
— стремление к спортивному совершенству.
— повышение уровнятехнической и тактической подготовки в данном виде спорта;
4. Четвертый год обучения
— техника безопасности
— участие в соревнованиях
— жесты судейства
— умение контролироватьпсихическое состояние
— укрепление здоровьяучащихся, повышение функционального состояния всех систем организма
5. Пятый год обучения:
— проведение самостоятельных тренировок
— совершенствование технических элементов
— судейство
— проведение соревнований
— достижениевысокого уровня физического развития и физической подготовленности учащихся,занимающихся по данной программе;
— устойчивое овладениеумениями и навыками игры;
— развитие у учащихсяпотребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и вспортивной секции, после окончания школы;
Раздел №1.Планируемый результаты
Ожидаемые результаты:
Обучающийся научится:
· Основы знаний о здоровом образежизни
· Историю развития вида спорта«баскетбол» в школе, городе, стране
· Правила игры в баскетбол
· Тактические приемы в баскетболе
· Технические приёмы
Получит возможность обучиться:
· Овладеть основными техническимиприемами баскетболиста
· Проводить судейство матча
· Проводить разминкубаскетболиста, организовать проведение подвижных игр
· Воспитать стремление кздоровому образу жизни
· Повысить общую и специальнуювыносливость обучающихся
· Развить коммуникабельностьобучающихся, умение работать и жить в коллективе
· Развить чувство патриотизма ксвоему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Формы подведения итогов реализацииобразовательной программы:
Содержание курса
Материал программы разбит на два раздела: раздел основызнаний и технико — тактические приемы.
Формы организации занятий: групповая с организацией индивидуальных форм работывнутри группы, в парах, в тройках.
Виды деятельности: практическое, комбинированное,соревновательное.
Основы знаний
— понятие о технике и тактике игры;
— основные положения правилигры в баскетбол. Нарушения, жесты судей.
— спортивные праздники, конкурсы;
— матчевые встречи, товарищеские игры скомандами аналогичного возраста;
— соревнования школьного, районногомасштабов.
Содержаниепрограммы спортивной секции:
1. Общие основыбаскетбола
— История возникновения баскетбола вРоссии. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
— Сведения о строении и функциях организмачеловека.
— Влияние физических упражнений наорганизм человека.
— Необходимость разминки в занятияхспортом.
— Правила техники безопасности привыполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
— Правила пожарной безопасности иповедения в спортивном зале.
— Гигиена, врачебный контроль исамоконтроль.
— Правила игры мини-баскетбола, судейскаяжестикуляция и терминология.
— Подведение итогов года.
— Методикатренировки баскетболистов.
— Техническаяподготовка баскетболистов.
— Психологическая подготовкабаскетболиста.
2. Общая физическаяподготовка
— Упражнения для рук, плечевого пояса
— Упражнения для ног
— Упражнения для шеи и туловища
— Упражнения для всех групп мышц
— Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустоеместо»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
— Упражнения для развития быстроты
— Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
— Упражнения для развития прыгучести.
3. Специальная физическаяподготовка
— Упражнения для развития быстроты:ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений)лицом, боком, спиной вперед.
— Бег с максимальной частотой шагов наместе и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления(зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальнойпрыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх сдоставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх,в стороны).
— Прыжки с подтягиванием бедра толчковойноги.
— Упражнения для развития скорости реакциипо зрительным и звуковым сигналам.
— Упражнения для развития чувства мяча.Жонглирование одним, двумя мячами.
— Подбрасывания и ловля на месте, вдвижении, бегом.
— Метание различных мячей в цель.
— Эстафеты с разными мячами.
4. Техническая подготовка
— Обучение передвижению в стойкебаскетболиста.
— Обучение технике остановок прыжком идвумя шагами.
— Обучение прыжку толчком двух ног и однойноги.
— Повороты вперед и назад.
— Ловля мяча двумя руками на месте, вдвижении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
— Передача мяча двумя от груди на месте, вдвижении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
— Ведение мяча на месте, в движении, сизменением направления,
скорости, высоты отскока.
— Броски в кольцо двумя руками от груди сместа, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
— Броски в кольцо одной рукой от плеча наместе слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком отщита.
— Обучение технике двух шагов с места, вдвижении.
— Броски двумя руками от груди с двухшагов.
5. Тактическая подготовка
Нападение
— Выход для получения мяча на свободноеместо.
— Обманный выход для отвлечения защитника.
— Розыгрыш мяча короткими передачами.
— Атака кольца.
— «Передай мяч и выходи».
— Наведение своего защитника на партнера.
Защита
— Противодействие получению мяча.
— Противодействие выходу на свободноеместо.
— Противодействие розыгрышу мяча.
— Противодействие атаке кольца.
— Подстраховка.
— Система личной защиты.
5. Игровая подготовка
— Обучение основным приемам техники игры итактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5мини-баскетбола.
— Привитие навыков соревновательнойдеятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры
— Двухсторонниеконтрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
— Товарищеские игры скомандами соседних школ.
— Итоговые контрольныеигры.
Основные направления воспитательной деятельности (из Стратегии развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
1. Гражданское воспитание включает:
· формирование активной гражданской позиции,гражданской— ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных инравственных ценностях российского общества;
· развитие культуры межнационального общения;
· формирование приверженности идеяминтернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
· воспитание уважительного отношения к национальномудостоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· развитие правовой и политической культуры детей,расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права иинтересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,общественно значимой деятельности;
· развитие в детской среде ответственности,принципов коллективизма и социальной солидарности;
· формирование стабильной системы нравственных исмысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
· разработку и реализацию программ воспитания, способствующихправовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семеймигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
· формирование российской гражданской идентичности;
· формирование патриотизма, чувства гордости за своюРодину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущееРоссии на основе развития программ патриотического воспитания детей, в томчисле военно-патриотического воспитания;
· формирование умения ориентироваться в современныхобщественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а такжеосознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания иосмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитиеуважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн РоссийскойФедерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
· развитие поисковой и краеведческой деятельности,детского—познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
· развития у детей нравственных чувств (чести, долга,справедливости, милосердия и дружелюбия);
· формирования выраженной в поведении нравственнойпозиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
· развития сопереживания и формирования позитивногоотношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья иинвалидам;
· содействия формированию у детей позитивныхжизненных ориентиров и планов;
· оказания помощи детям в выработке моделейповедения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
· приобщение к уникальному российскому культурномунаследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному,театральному и кинематографическому;
· создание равных для всех детей возможностей доступак культурным ценностям;
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициями обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
· приобщение к классическим и современнымвысокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства илитературы;
· популяризация российских культурных, нравственных исемейных ценностей;
· сохранение, поддержки и развитие этническихкультурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культурыздоровья и эмоционального благополучия включает:
· формирование ответственного отношения к своемуздоровью и потребности в здоровом образе жизни;
· формирование системы мотивации к активному издоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитиекультуры здорового питания;
· развитие культуры безопасной жизнедеятельности,профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и другихвредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
· воспитания уважения к труду и людям труда, трудовымдостижениям;
· формирования умений и навыков самообслуживания,потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношенияк разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашнихобязанностей;
· развития навыков совместной работы, умения работатьсамостоятельно,— мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствиясвоих действий;
· содействия профессиональному самоопределению,приобщения к— социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
· развитие экологической культуры, бережногоотношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
· воспитание чувства ответственности за состояниеприродных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимогоотношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
· содействие повышению привлекательности науки дляподрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
· создание условий для получения детьми достовернойинформации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях обустройстве мира и общества.
Тематическоепланирование на первый и второй год обучения
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
Количество зачетов |
Основные направления воспитательной деятельности* |
Общие основы баскетбола |
9 |
|
все |
Общая физическая подготовка |
10 |
|
все |
Специальная физическая подготовка |
12 |
|
все |
Техническая подготовка |
10 |
|
все |
Тактическая подготовка |
11 |
|
все |
Игровая подготовка |
8 |
|
все |
Контрольные и календарные игры |
8 |
|
все |
итого |
68 |
|
все |
Тематическоепланирование на третий, четвёртый и пятый год обучения
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
Количество зачетов |
Основные направления воспитательной деятельности* |
Общие основы баскетбола |
13 |
|
все |
Общая физическая подготовка |
13 |
|
все |
Специальная физическая подготовка |
16 |
|
все |
Техническая подготовка |
15 |
|
все |
Тактическая подготовка |
14 |
|
все |
Игровая подготовка |
16 |
|
все |
Контрольные и календарные игры |
15 |
|
все |
итого |
102 |
|
все |