Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Окончания имён существительныхмножественного числа в родительном падеже.
Цель: познакомить с изменением окончаний имёнсуществительных множественного числа, развивать умения правильно писать падежныеокончания существительных множественного числа, определять склонения вомножественном числе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формированиеумения грамотно употреблять в речи формы родительного падежа множественногочисла;
-применять это умение при решении орфографических задач;
Формироватьумение склонять существительные в форме множественного числа.
Развиватьумение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
Совершенствоватьумение ставить падежные вопросы к именам существительным мн. числа.
Метапредметные
Познавательные:
самостоятельновыделять и формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимуюинформацию; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделеннымпризнакам; уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознаватьнеобходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненныйопыт.
Коммуникативные:
уметьс достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речьдругих; учиться работать в паре.
Регулятивные:
обнаруживатьи формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять иформулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательностьдействий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместнос учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Личностные:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?); стремиться ксамостоятельности в усвоении знаний.
-осознаниесмысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открытовыражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Оборудование:
-интерактивнаядоска, компьютер, проектор.
Ходурока.
1.Организационный момент.
— Ребята, какойсегодня прекрасный зимний день! Я рада видеть вас и наших гостей!
Пусть этот урокподарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.
— Сегодня на нашемуроке присутствуют гости.
-Давайтепоприветствуем их и пожелаем им здоровья.
Девиз нашего урока(сайд1)
Затруднениев ученье к новым знаниям ведёт.
Ктодорогу сам осилит, непременно их найдёт!
Как вы понимаетеэти слова? (то, что услышал от кого-то можно забыть, сформулировал сам –запомнил навсегда)
— Когда человексможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)
— Сегодня,мы откроем для себя новые секреты русского языка.
— Я вижу,что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.
II.Актуализация знаний.
Записьв тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.
.Каллиграфическаяминутка (слайд 2)
-Посмотритевнимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать.Какая буква лишняя?
и а с о у о
— Правильно это буква с. А как выдогадались?
— Пишем букву с.
— Пишем соединения сн сл су см.
Словарная работа. (слайд 3)
— Отгадайте загадку:
Он без красок ибелил
крышигорода белил.
(Снег.)
-Какая это частьречи? (Имя существительное)
-Записать слово втетрадь.
Отгадываниеанаграмм.Снегопад, снежок, снежинки, снеговик, снежный. (Слайд4)
-Отгадайтеанаграммы. Запишите эти слова в тетрадь.
Какие слова вызаписали?
Что у них общего?(однокоренные)
Выделите корень всловах, какое чередование заметили?
Какое словолишнее и почему? Найдите среди этих слов сложное, докажите. Какиесоединительные гласные вы знаете? (о,е)
Поставьтена полях столько баллов, сколько слов вы правильно расшифровали и записали.(5)
Давайтевспомним, что мы знаем об имени существительном.
Экспресс-опрос (приём верно-неверно)
— Если ответправильный, ставите в тетради +, не правильный —
1 Имясуществительное — это часть речи? (Да!)
2Собственныесуществительные пишутся с большой буквы? (да)
3*Именасуществительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
4*Именасуществительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
5*Именасуществительные обозначают действие предмета? (Нет!)
6*Именасуществительные обозначают предмет? (Да!)
7* Именасуществительные изменяются по числам? (Да!)
8*Именасуществительные изменяются по родам? (Нет)
9*Именасуществительные во множественном числе изменяются по падежам?(Да!)
10*Именасуществительные в родительном падеже отвечают на вопросы Кого? Чего? (Да!)
Самопроверка(слайд5)
Поставьте на полях столько баллов, сколько у васправильных ответов.(10)
III. Выявление места и причинызатруднения.
Фиксация затруднения в деятельности.
-Прочитайте словосочетания. (слайд 6)
Крики птиц, мамы малышей, шум городов,стаи туч.
-Что объединяет выделенные слова?(сущ,мн.ч.)
-Запишитеи определите падеж этих имён существительных, выделите окончания.
— Что вы заметили? (Разные окончания)
-Почему в этих словахразные окончания? (они разного склонения)
-Умеем ли мы правильнописать окончания в этих словах. (Нет, Да)
-В чем жезатруднение?
— Мы не знаем, какписать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.
IV. Построение плана выхода из затруднения.
Сформулируйтетему урока.
«Окончания имёнсуществительных множественного числа в родительном падеже.»
Какие цели перед собой поставим?
Сегодня мы узнаем, какие окончанияпишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будемучиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.
-А где мы можемузнать об этом?(учебник, интернет)
-Кто нам может помочьв этой ситуации?(учитель)
V. Реализация построенного проекта.
Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите листочки.У каждого ряда своё задание.
— Определите род и склонение слов, поставьте слово вомн.ч. Р.п. и сделайте вывод. Чтобы определить скл. что нужно сделать?(поставить сущ. в начальную форму — ед.ч. И.п.)
-Какой вывод сделали ученики 1 ряда? (Именасущ. 1 скл. В Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, -ей)
-Какойвывод сделали ученики 2 ряда? (Им.сущ.2 скл в Р.п. мн.ч. имеют нулевоеокончание, -ов, -ёв, -ей)
-Какойвывод сделали ученики 3 ряда? (Им.сущ. 3 скл. Мн.ч. имеют окончание -ей)
Если вы правильно определили род, склонение, записалиокончания и сформулировали вывод, поставьте себе 5 баллов
Заполнение общей таблицы окончаний имёнсуществительных множественного числа родительного падежа.(на доске)
1 скл. мн.ч. |
2 скл. мн.ч. |
3 скл. мн.ч. |
|
|
|
-ей |
ей |
ей |
|
ов ев |
|
— Сделайте вывод, опираясьна таблицу.
-Каквы думает, какое склонение вызовет большую трудность в выборе окончаний дляимён существительных множественного числа?
Нетчёткого объяснения выбора окончаний во 2 склонении. определить их не всегда просто.
Физминутка.
VI. Первичное закрепление скомментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой послайду.
Ребята, а кто нуждается зимой в нашей помощи? Незабывайте подкармливать птиц зимой!
— Запишите предложение.
Ребята развесили кормушки на ветвях берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.
Объясните постановку знаков препинания.
— Найдите сущ. вродительном падеже во множественном числе и выделите у них окончания.
-Проверьте себя
На полях оцените этозадание 4 слова – 4 балла
—Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится к особому сложному правописанию существительных в родительном падежемножественного числа.
— Прочитайте правило наэкране.
1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов-ов, но яблок, гранат. 2.Пара сапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание, но носков- ов) 3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров-ов. |
-Постарайтесь запомнить правописание этихслов, чтобы правильно употреблять их в своей речи.
А теперь давайтевернёмся к цели нашего урока. Мы уже познакомились с правилом правописаниясуществительных в родительном падеже множественного числа. Попробуем применитьэто правило на практике.
VII.Самостоятельнаяработа с взаимопроверкой по эталону.
( Работа на индивидуальных карточках, наслайде — взаимопроверка)
— Отметьте знаком «+» имена существительные, которые вродительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.
огурцы |
|
улицы |
|
фабрики |
|
помидоры |
|
килограммы |
|
сапоги |
|
яблоки |
|
места |
|
задачи |
|
ботинки |
|
-А теперь проверим себя .
огурцы (огурцов) |
|
улицы (улиц) |
+ |
фабрики (фабрик) |
+ |
помидоры (помидоров) |
|
килограммы (килограммов) |
|
сапоги (сапог) |
+ |
яблоки (яблок) |
+ |
места (мест) |
+ |
задачи (задач) |
+ |
ботинки (ботинок) |
+ |
10 правильных ответов – 10 баллов
Приём «толстые итонкие вопросы»
А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
У рыб нет зуб.
(У рыб нет зубов)
— Правильно!
—Вэтой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативныхокончания формы род. падежа мн. числа: — ов (ев), ей , нулевое
Только эта загадка ещеи на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!
IX.Рефлексияучебной деятельности
Итак, подведём итоги ваших поисков иоткрытий.
Какие цели мы перед собой ставили, всех лицелей мы достигли?
-На какие вопросыотвечают имена существительные в родительном падеже множественного числа?
-Какие окончанияпишутся у имён существительных мужского рода в родительном падежемножественного числа, у существительных женского рода, среднего рода?
Подведите итог своейработы на уроке. Посчитайте кол-во баллов. Оцените свою работу на уроке.
30-34 б.-«5»
23-29 б.– «4»
17-22 б.–«3»
1-16 б.– «2»
Русская зима вступила всвои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.
Закройте глаза ипредставьте себе одну — единственную снежинку, не похожую ни на чью.
Вы сегодня хорошопоработали. И мне хочется подарить вам эти чудесные снежинки.
Домашнее задание (разноуровневое)— на снежинках.
17-22б.
Составьте и запишите словосочетания с сущ. в Р.п.множественного числа.
Стволы (дерево),
крылья (самолет),
простор (площадь),
аромат (гриб),
ключи от (дверь).
23-29б.
Поставьте сущ. в скобках во множественное числоР.п и запишите в тетрадь.
Через сотни (километры)
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
30-34б.
Придумать и записать 5 словосочетаний ,
чтобы сущ. стояло в Р.п. во множественномчисле.