Технологическаякарта урока физики по теме:
«Сила тока.Измерение силы тока»
Предмет: физика
Учитель Коровкин ИванНиколаевич
Класс: 8
Тема урока: Силатока. Измерение силы тока.
Используемый УМК: А.ВПерышкин «Физика 8 класс», дрофа 2018г
Компьютер для учителя, проектор,экран, учебники по физике, , набор оборуования цифровой лаборатории длядемонстрации измерения силы тока в цепи.
Цель:
Образовательная:способствовать формированию представлений о физической величине, называемойсилой тока; формирование познавательного интереса к умению пользоватьсязнаниями о силе тока и измерять силу тока.
Развивающая: содействоватьразвитию интеллекта, наблюдательности, умению анализировать, обобщать и делатьвыводы.
Воспитательная:способствовать развитию любознательности, инициативности, умению слушать иуважать мнение других, совершенствовать навыки групповой работы.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: пониманиезначения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучениюфизики.
Метапредметные:обучающиеся должны понять причинно-следственной связи в природе.
Предметные: обучающиеся наоснове изученных формул должны рассчитать силу тока и значение электрическогозаряда.
Структурные элементы учебного занятия |
Содержание материала. |
Элементы дидактической структуры |
время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент |
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Бесконечен мир, бесконечны способности человека к познанию. Мир, окружающий нас интересен, а его познания так увлекательны. Я предлагаю вам отправиться в поиск за новыми полезными знаниями, а лучшие знания те, которые добыты в результате наблюдения, эксперимента, умозаключений и выводов (слайды). Эпиграф: Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно Чего еще не видел свет. М. В. Ломоносов На каждом этапе урока вы будете заполнять лист оценивания по вариантам проставляя баллы (лист оценивания лежит на парте). В конце урока мы с вами подведем итог вашей работы. Например: Лист оценивания 1 Фамилия, имя, класс_______________________________________
|
побудительная мотивация |
1 мин |
Приветствует учеников. Создает эмоционально-благоприятный фон урока посредством слайдов, показывающих удивительный мир и познание его человеком; эпиграфа, настраивающего обучающихся на работу |
Приветствуют учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний.
|
Первый вид работы в листе оценивания называется домашнее задание. За правильный ответ на вопрос дается по 1 баллу. Давайте вспомним:
Мне нужна ваша помощь. На доске приведены примеры проявления действия электрического тока. Поставьте в соответствие примеры и действия электрического тока (слайд).
|
фронтальный опрос
|
4 мин |
Сообщает критерии оценки работы. Проводит опрос. |
Восстанавливают знания и умения необходимые для восприятия нового материала; оценивают себя
|
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивирование к учебной деятельности |
Близился вечер, на улицах города стали зажигаться фонари (слайд). А чтобы лампочка фонаря загорелась, что для этого нужно? Уч-ся: наличие замкнутой цепи, источника тока, выключателя и потребителя энергии или лампочки (несколько). Хорошо! У каждого из вас на парте есть все, чтобы зажегся свой фонарик. Пусть он будет комнатный, а не уличный (собирают). Вспомним правила безопасной работы.
Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но правила, оговоренные выше, надо соблюдать.(слайд)
Создание проблемной ситуации Что вы наблюдаете? Уч-ся: Лампочка горит. Я тоже собрал свою цепь, состоящую из двух лампочек, источника питания и ключа. А у меня что вы наблюдаете? Уч-ся: При замыкании цепи лампы загораются, но одна лампа горит ярче другой. Как вы думаете почему одна лампочка горит ярче другой? Можем мы точно ответить на этот вопрос? Проблема: Почему лампы горят по-разному? (на доске) Но мы можем выдвинуть предположение? (Учащиеся выдвигают гипотезы) Уч-ся: Действия электрического тока могут проявляться в разной степени – сильнее и слабее. От чего зависит интенсивность (степень действия) электрического тока? Уч-ся: От заряда, проходящего по цепи в 1с. Уч-ся: Может быть, в лампах течет разный ток. А какое действие в данном случае производит электрический ток? Уч-ся: Тепловое. Любое действие характеризуется какой физической величиной? Уч-ся: Силой. Следовательно, какой вывод мы можем сделать? (Уточнение гипотезы) Уч-ся: Возможно, через лампы протекает ток разной силы. Гипотеза фиксируется на доске и в тетрадях: Сила тока в лампах 1 и 2 различна. Постановка учебной задачи Хорошо! Это будет нашей гипотезой. В этой гипотезе появилась новая физическая величина, сила тока. Какова же тема нашего урока? Уч-ся: Сила тока. Измерение силы тока (слайд). Учащиеся записывают тему в тетрадь. П: Что же мы должны узнать о силе тока, как о физической величине, чтобы убедиться в правильности гипотезы, либо опровергнуть ее? Какова же цель нашего урока? Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204 Цель урока: Узнать обозначение силы тока, формулу для ее вычисления, единицы измерения, способ измерения. Для себя какие вопросы вы поставили бы перед изучением темы урока? Уч-ся: -Почему для меня важно научиться измерять силу тока? -Где я смогу применять знания, получаемые на уроке? -какую личную цель я поставлю на этом уроке? |
Эвристическая беседа эксперимент |
6 мин |
Подводит обучающихся к самостоятельному выдвижению гипотезы, формулировки темы и цели урока. Записывает тему урока на доске. |
Слушают учителя, наблюдают; собирают электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки; отвечает на вопросы, формулируют проблему и выдвигают гипотезы, записывают в тетрадь, делают выводы. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4 Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.
|
Самостоятельная работа Итак, начинаем познавать природу силы тока, но познавать ее вы будете самостоятельно. Для этого вы будете работать по рядам с текстом учебника стр 107 учебника « Физика 8 кл». У вас у каждого на парте задания: I ряд выясняет, как обозначается сила тока, определение, находит формулу для ее вычисления( стр. 24) II ряд выясняет, что принято за единицу измерения силы тока. (Стр 107) III ряд выясняет, как измеряют силу тока.( стр 110 как называется прибор, как обозначается в электрич. схеме, как включается ). Взаимообучение От ряда выступает 1 ученик у доски, остальные дополняют, исправляют его. Первый ряд: Т.к. сила тока характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени, то для вычисления силы тока необходимо заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за промежуток времени t, поделить на этот промежуток времени. (Обозначение и формула фиксируется на доске и в тетрадях) Второй ряд: На Международной конференции по мерам и весам в 1948 г. было решено в основу определения единицы силы тока, положить явление взаимодействия двух проводников с током. Гибкие проводники при прохождении электрического тока могут притягиваться и отталкиваться. Сила притяжения между проводниками зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды в которой они находятся и от силы тока. За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1м на расстоянии 1м в вакууме взаимодействуют с силой 2*10-7 Н. Эту единицу называют ампером, в честь французского физика и математика Андре Мари Ампера. (Его портрет показывает учитель) Обозначение: 1А. Учитель: велик ли ток в 1 ампер? Посмотрите на экран, вы видите данные технического справочника (слайд). Сила тока
Сила тока, проходящая через тело человека, считающаяся безопасной 1 мА (0,001 А). Сила тока, приводящая к серьезным поражениям организма — 100 мА (0,1 А). Третий ряд: Для измерения силы тока используют прибор, который называют амперметром, Чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А. Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемма + амперметра соединяют с проводником, идущим от положительного полюса источника тока. Учащиеся показывают, как на схеме обозначается сила тока. Учитель: Сейчас измерим силу тока в вашей собранной электрической цепи. Для запуска эксперимента мы будем пользоваться современным инструментом, датчиками цифровой лаборатории, позволяющий быстро и эффективно организовать эксперимент на качественно новом уровне. Цифровые лаборатории помогут вам не только лучше усваивать материал, но и почувствовать себя современным исследователем. Необходимо только подключить датчики и нажать на кнопку «Пуск». Все настройки уже хранятся в памяти программы и датчиков. выберите из всех приборов мульти датчик ФИЗ1, измерительный кабель и кабель с usb разъемом Проверка гипотезы А как мне измерить силу тока в лампах? Вспомним нашу гипотезу. Можем мы ее проверить? Что же нам предстоит сделать, чтобы проверить нашу гипотезу? Уч-ся: Измерить силу тока в лампе № 1, лампе № 2 и сравнить их. Учитель: Я тоже подключила к своим двум лампочкам последовательно амперметры и замкнула электрическую цепь. (1 учащийся выходит к доске и фиксирует показания амперметров на доску). Учащиеся убеждаются, что сила тока в лампах одинакова. Учитель: А как же наша гипотеза? Уч-ся: Гипотеза оказалась неверна. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. У нас так и остался знак вопроса. Учитель: Чего – то мы с вами еще не знаем. Чего нам не хватает? (знаний). Попробуем решить эту проблему на следующих уроках. А скажите ребята, вы зря сегодня трудились, исследовали, наблюдали, экспериментировали? (нет). Что же нового вы узнали на уроке? Уч-ся: Обозначение силы тока, формулу для ее вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи. Учитель: А для чего нужно уметь это делать? Уч-ся: В повседневной жизни нас окружают электрические приборы, а мы пользуемся ими, значит необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы эти приборы работали в нормальном режиме. |
|
13 мин |
Организует познавательную деятельность и активность учеников в связи с изучением нового материала. Выполняет эксперимент.
|
Участвуют в демонстрации опытов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
5.физкультминутка |
Некоторые упражнения для снятия утомления и активизации деятельности головного мозга.
|
Слайд с упражнениями |
1мин |
Показывает упражнения, инструктируя обучающихся |
Делают упражнения вместе с учителем |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление нового материала |
Первичное закрепление нового материала. Задание на доске: 10мА=0,01А 0,5кА=500А 300мкА=0,0003А Дано: СИ Решение: t= 2мин 120с I=q/t q= 240 Кл I=240/120=2А
I– ? Ответ: I = 2 А.
|
|
10 мин |
Нацеливает на самостоятельную деятельность учащихся: мотивирует их
|
Решают задания у доски или в тетради. Работают в паре, взаимопроверяют друг друга
|
||||||||||||||||||||||||||||||
7. подведение итогов и рефлексия
|
Каждый из вас работал над своими знаниями и набрал некоторое количество баллов. Давайте вместе поставим оценки. Критерии оценивания работы учащихся на уроке. 9-10баллов – оценка «5» 7-8 баллов – оценка «4» 4-6 баллов – оценка «3»
|
Лист оценивания. Слайд с критериями оценивания. |
5 мин |
Подводит итоги занятия |
Слушают учителя,обсуждают итоги занятия, проводят самоанализ своей учебной деятельности. Проводят рефлексию. |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
Домашнее задание: § 37,38.. Выполнить задания 7.1, 7.2, 7.3. на стр 34-35
|
Слайд с домашним заданием.
|
1 мин |
Объясняет домаш нее задание |
Записывают домашнее задание в дневник. |