X-PDF

ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Поделиться статьей

Код по УДК 376.64

 

 

Zhdanova ElenaAlekseevna

PROBLEMS POST (AFTER) ORPHANAGES ADAPTATION ANDPRE-VOCATIONAL TRAINING OF PUPILS OF ORGANIZATIONS FOR CHILDREN — ORPHANS ANDCHILDREN LEFT WITHOUT CARE OF PARENTS

Abstract.This article is written based on personal experience. The article reveals mainproblems of adaptation of post and pre-professional training of students in theorganisations for children-orphans and children left without parents care.

Key words:Post orphanages support, adaptation, career guidance, graduates, curator.

                                             

   Е.А.Жданова

воспитатель высшейквалификационной категории

КГБУ «Бийскийцентр помощи детям-сиротам и детям, ОБПР» ,

 г. Бийск,Алтайский край

 

 

ПРОБЛЕМЫПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Аннотация. Даннаястатья написана на основе личного опыта работы. В статье раскрыты основныепроблемы постинтернатной адаптации и допрофессиональной подготовки воспитанниковорганизаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Ключевыеслова:Постинтернатное сопровождение, адаптация, профориентация, выпускники, куратор.

 

Наиболеесложным и критическим периодом в жизни детей-сирот и детей, ОБПР, является ихвыпуск из государственных организаций и начало самостоятельной жизни. Какпоказывает опыт, для выпускников наиболее сложными являются первые три месяцасамостоятельной жизни. В этот период подросткам нужно адаптироваться к учебномузаведению, людям, которые их будут окружать и новому месту жительства –общежитию, которое часто по своим условиям сильно отличается от тех условий,которые были созданы в учреждении общественного воспитания. А в случаепоступления выпускника в учебное заведение, находящееся в другом городе или всельской местности, приходится адаптироваться еще и к новому населенномупункту, где ему все незнакомо,  а это накладывает дополнительную эмоциональнуюнагрузку на подростка, который и так в это время переживает сильный стресс всвязи с произошедшими изменениями в его жизни.  Дети, выросшие в семьях, менееподвержены таким стрессам, они способны гораздо быстрее включится в новыеусловия жизни и более гармонично адаптируются в обществе, к тому же у них естьвсестороняя поддержка со стороны семьи, а выпускникам из числа детей-сирот идетей, ОБПР, чаще всего приходится рассчитывать только на самих себя.

Какпоказывает многолетний опыт, выпускникам  первое время труднее всего решатьбытовые и  экономические вопросы, особенно это касается рациональногоиспользования денежных средств и организации своего жизненного пространства.Если на этом этапе рядом с подростком будет находиться опытный наставник иликуратор, то выпускнику будет легче преодолеть трудности послевыпускного адаптационногопериода.

            Помоему субъективному мнению, в настоящее время было бы интересным созданиеслужбы волонтеров из числа выпускников или старшекурсников тех учебныхзаведений, в которые поступают наши выпускники. Для того, чтобы у подросткасформировались доверительные отношения со своим будущим помощником, было быправильно начать выстраивать такие отношения еще на этапе подготовкивоспитанника к выпуску. Это можно организовать при помощи общения черезсоциальные сети, скайп и личные встречи,  проведение совместного досуга,организацию экскурсии в предполагаемое учебное заведение, если будущийволонтер-помощник обучается и проживает в одном населенном пункте с будущимвыпускником.  Подростку будет гораздо проще найти общий язык и выстроитьдоверительные отношения  со своим сверстником, а волонтер-помощник первое времяможет стать тем значимым наставником, который опираясь на свой собственныйопыт, поможет  выпускнику успешно пройти период адаптации к новым жизненнымусловиям. На базе нашего  Центра помощи создана и успешно функционирует «Службаоказания помощи в социальной адаптации выпускников», которая также курируетвзаимодействие всех служб  Центра и учебных заведений, в которых обучаются нашивыпускники.  Особенно такой опыт может быть полезен, если выпускники поступаютв учебные заведения, находящиеся в другом городе или в сельской местности, таккак куратор подростка из числа воспитателей, не всегда имеет возможность частонавещать своего подопечного в учебном заведении.  А при правильно выстроенномвзаимодействии  служб учебного заведения, куратора-воспитателя иволонтера-помощника, можно оказывать всестороннюю помощь и поддержку выпускникув наиболее сложный для него период – переход на самостоятельноежизнеобеспечение.

Темне менее, то, насколько будущие выпускники будут готовы к самостоятельнойжизни, всецело зависит не только от них самих и их личностных особенностей, нои от того, насколько полно и всесторонне они будут охвачены работойвоспитателей и служб по формированию основных  компетенций, необходимых дляуспешной адаптации подростков после выпуска.  Здесь хотелось бы обратитьвнимание на тот факт, что несмотря на большую профориентационную работу,проводимую специалистами нашего Центра, к сожалению, эта работа носитодносторонний характер, так как вся работа проводится по плану профориентациивнутри учреждения, а при расширении границ межведомственного взаимодействия ивключении в работу, например, специалистов Центра занятости населения и самихучебных заведений, находящихся на территории нашего муниципалитета, такаяработа давала бы значительно более высокий результат и помогла бы еще болеевсесторонне подготовить ребят к выпуску и приобретению именно той профессии,которая им наиболее подходит и востребована в нашем регионе.

Готовностьвоспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности организациидля детей-сирот и детей, ОБПР.  Но, как показывает опыт, несмотря на большойобъем работы, проводимый с будущими выпускниками, не приходится рассчитывать нато, что к моменту  выпуска из организации для детей-сирот и детей, ОБПР,  воспитанникибудут в полной мере подготовлены к самостоятельной жизни и  решению взрослыхпроблем.  Дело в том, что даже в условиях семейного воспитания, не всегдаудается достичь высоких результатов в этой области, но если семья обычно беретна себя решение возникающих проблем своих детей, то выпускники из числадетей-сирот рассчитывать на такую помощь не могут.  

Представленная информация была полезной?
ДА
59.5%
НЕТ
40.5%
Проголосовало: 1205

Такимобразом, оценив проблемы, возникающие на пути успешной социализации  иадаптации выпускников организаций для детей-сирот, следует искать наиболееэффективные пути их решения. Одним из таких путей является привлечениевоспитанников к совместной общественно значимой деятельности, которая поможетопределить мировоззрение подростка, его отношение к себе и другим людям, ктруду, поможет становлению социально ответственного поведения. Наш Центр помощидетям-сиротам и детям, ОБПР, имеет большой опыт по взаимодействию с НКО иволонтерскими движениями нашего города в этой области, например, с АРМОО«Покров» г.Бийска, Благотворительным фондом «Родители против наркотиков»,представители которых также проводят с будущими выпускниками большую работу, ав последствии становятся добровольными кураторами-наставниками нашихвыпускников, особенно из числа тех, кто относится к «группе риска».

Такжеследует уделять больше внимания поддерживанию родственных связей,способствовать налаживанию контакта ребенка и близких родственников, которыемогут оказывать на ребенка позитивное влияние и поддерживать его в трудныхситуациях,  а проведение каникул и выходных дней в семье также может статьположительным опытом в формировании социально адаптированной личности.

Нельзясбрасывать со счетов и воспитательный процесс в организациях для детей-сирот.Правильно построенный и спланированный комплекс воспитательных мероприятий,также может и должен помочь вырастить социально благополучного члена общества,способного найти свое место в жизни.

Спроблемой успешной  адаптации выпускников к самостоятельной жизни,  тесносвязана и проблема допрофессиональной подготовки детей. Важнейшиминаправлениями в решении этой проблемы являются:

-поддержка и улучшения в самостоятельной учебной работе воспитанников; помощь вразвитии навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях экономики,построенной на знаниях;

— развитиеключевых навыков, необходимых в новых экономических условиях, включающих всебя: умение пользоваться высокотехнологичными средствами, навыки мышления навысоком уровне, умение решать проблемы, хорошие навыки общения, эффективнаяработа в командах, способность творчески мыслить, последовательно рассуждать ипредставлять свои идеи, определять приоритеты, планировать конкретныерезультаты и нести персональную ответственность за них и др.

Кмоменту выпуска из организации, у детей должны быть сформированы три основныекомпетенции: коммуникативная, информационная и социальная. Необходимая связьзнаний и умений с реальными процессами построения новых гражданско-правовыхотношений, в которых ведущую роль играют толерантность, формирование высокойкоммуникативной культуры, умение вести дискуссии, совместно принимать решения,что возможно только через деятельный подход в обучении и воспитании. Так, набазе нашего Центра создана и успешно функционирует Социальная гостиница, вкоторой будущие выпускники при всесторонней помощи и поддержкепедагога-куратора получают первый опыт по самостоятельной организации своегожизненного пространства, учатся составлять меню, готовят еду, планируют своевремя.

Нидля кого не секрет, что в наш век новых технологий, информатизации икомпьютеризации, практически все организации для детей-сирот и детей, ОБПР, ужеоснащены современными техническими средствами. Имеющиеся инновационные иобучающие компьютерные программы доступны детям, но у подростков преобладаетинтерес   к играм, просмотру видео и посещению социальных сетей, а  обучение иполучение новых знаний им не интересно, отсюда низкий уровень развитияпознавательной активности, плохая успеваемость в школе, узкий кругозор.

Большинствовоспитанников организаций для детей-сирот имеют отклонения в состоянии здоровьяи психическом развитии или инвалидность, часть детей обучается по специальнымкоррекционным или адаптированным программам, есть дети, находящиеся  надомашнем обучении и к каждому из них нужно подобрать индивидуальный подход поподготовке их к самостоятельной жизни с учетом всех имеющихся особенностей.

Несекрет, что большая часть выпускников организаций для детей-сирот, впоследствиис трудом устраивается в жизни. Зачастую, из-за недостаточного образования иуровня знаний, низких баллов при сдаче выпускных экзаменов, не соответствующихсовременным требованиям многие из них не могут приобрести профессии,востребованные в нашем регионе и в новых экономических условиях. Еще одной проблемойявляется отсутствие общежитий в некоторых учебных заведениях и, соответственно,это является ограничением для поступления наших выпускников и они из-за этогоне могут приобрести  желанную и интересную для них профессию.

Частовыпускники поступают в учебные заведения не ради получения интересующейпрофессии, а из-за возможности получать хорошие финансовые средства, пропускаютзанятия, нарушают дисциплину, считают, что их и дальше будут обеспечиватьпросто так. Полученными денежными средствами распоряжаются не рационально, восновном тратят их на приобретение модных гаджетов и развлечения. К сожалению,некоторая часть выпускников отчисляется из учебных заведений и вынужденыпоступать в училища сельской местности, где  приобретают такие профессии, какшвея, цветовод, плодоовощевод, повар, штукатур-маляр, слесарь, мастерсельскохозяйственных работ, которые в городе зачастую остаются невостребованными, равно как и в селе.

Детивыбирают указанные профессии, так как понимают, что низкий уровень знаний непозволит им получить престижную профессию, и они  осознают, что найти работувпоследствии будет сложно. Многие выпускники заканчивают дополнительные курсыпо другим специальностям и часто вынуждены работать на бесперспективной инизкооплачиваемой работе, а некоторые не могут трудоустроиться, тогда какбольшинство из детей-выпускников не обеспечены жильем, а низкие доходы решить этупроблему не позволяют. Несмотря на все имеющиеся сложности, хочется отметитьтот факт, что за последние годы из числа выпускников нашего Центра не былоотчисленных, все дети или продолжают обучение, или закончили учебные заведенияи трудоустроены, имеют семьи и получают жилье, так как в нашем городе впоследние несколько лет сдается в эксплуатацию большое количество социального жилья.

Длятого чтобы выпускники организаций для детей-сирот более серьезно и осознанноподходили к выбору будущей профессии, с детьми должна быть построена иотработана система допрофессиональной подготовки, одну из ведущих ролей вкоторой, несомненно, занимает профориентационная работа.

Специалистаминашего Центра помощи для детей-сирот  разработан совместный план попрофориентационной работе, в котором  отражены и систематизированы мероприятияадминистрации, социального педагога, психолога, фельдшера и воспитателей, а вдальнейшем планируется его расширить и включить в него мероприятиямежведомственного взаимодействия со специалистами Центра занятости и учебныхзаведений.

Внастоящее время в нашем Центре созданы условия для оказания помощи впрофессиональном самоопределении воспитанников, а именно: создаются необходимыеусловия для адекватного соотнесения профессионально важных качеств, выделенныхв ходе анализа профессии и индивидуальных характеристик воспитанника.  Наиболеечасто данная работа осуществляется по следующей схеме:

— сборсоциально-педагогических данных на каждого воспитанника (обеспечение жильем,наличие хронических заболеваний и т.д.);

-проведение профориентационных групповых и индивидуальных бесед (предоставлениеинформации о важности самостоятельного и обоснованного профессиональноговыбора, о правилах и факторах выбора профессии, о возможных ошибках на этапепрофессионального самоопределения, об уровнях образования, специфике учебныхзаведений различного уровня, перспективных направлениях деятельности,востребованных профессиях и т.д.);

-определение интересов и склонностей воспитанников, а также выявление отдельныхпрофессионально важных навыков и умений.

Крометого, анализируется социальная ситуация каждого выпускника для определения возможностии ограничивающих факторов (обеспеченность жильем, семейная ситуация,материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников ит.д.).

Сдетьми детально обсуждаются  тенденции на рынке труда и рынке образовательныхуслуг. Определяется уровень развития профессиональных навыков, способностей,личностных качеств и характеристик.

Важнейшимэтапом является проведение комплексной методики диагностики способностивоспитанника к профессиональному самоопределению. Изучаетсяпотребностно-мотивационная сфера, характерологические особенности выпускников,особенности эмоционально-волевой сферы, психофизиологические особенностивыпускников. Особое внимание нужно уделять состоянию здоровья выпускников привыборе профессии, изучать профессионально — производственные противопоказания ипримерный перечень допустимых профессий и мн.др.

Результатомработы должна стать проработка с каждым выпускником основного и запасноговариантов профессионального выбора с учетом интересов, склонностей,интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний,контекста жизненной ситуации.

Опытпоказывает, что выпускники организаций для детей-сирот нуждаются в особомпрофессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг или наставник, способный кпониманию — тот человек, который сможет оказать помощь в трудовой и социальнойадаптации. Поэтому, на мой взгляд, внедренный и широко обсуждаемый в последние годывопрос о постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот,является актуальным и наиболее важным для оказания им помощи в успешнойсоциализации и трудовой деятельности. Как показывает опыт, благодаря такомусопровождению выпускники гораздо легче проходят период адаптации к новымжизненным условиям, не теряют связи с привычной средой и значимым для себявзрослым, чувствуют себя более уверенно и знают куда обратиться за помощью втрудной ситуации. 

Безусловно,полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможностимаксимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии итрудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений,  веськомплекс вышеперечисленных мероприятий может. Главное, не быть равнодушными ктем, за кого мы несем ответственность не только перед государством, но и передсамими собой.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.5%
НЕТ
40.5%
Проголосовало: 1205

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.5% НЕТ 40.5% Проголосовало: 1205


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.5% НЕТ 40.5% Проголосовало: 1205


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.5% НЕТ 40.5% Проголосовало: 1205


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.5% НЕТ 40.5% Проголосовало: 1205


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.5% НЕТ 40.5% Проголосовало: 1205


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет