(Обыграть ситуацию: 2 учителя с табличками: Психология,Педагогика, кукла-ребенок
Жили-былидве науки: психология и педагогика. Обе занимались процессом обучения, нопо-разному. Психологию всегда больше интересовал ребенок, т.е. учебнаядеятельность, а педагогика сильнее тяготела к учителю, т.е. к методикеобучения.
Психология трудами многих выдающихся ученых (А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,А.М. Матюшкина и др.) неоспоримо доказала, что ученик на уроке должен ставить ирешать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Иными словами,психология одновременно утверждала принципы проблемности и диалогичностиучебной деятельности. Но она не ставила перед собой задачу разработатьсоответствующую технологию. Это было доверено педагогике, где за дело взялисьсразу два направления: проблемное обучение и учебный диалог.
Теоретики проблемного обучения активно разрабатывали принцип проблемности, нопри этом не настаивали на необходимости диалога. Исследователи учебногодиалога, наоборот, утверждали принцип диалогичности, игнорируя (и дажеотвергая!) проблемность. Иначе говоря, педагогика разрабатывала принципы поотдельности, параллельно.
Достижение Образовательной системы«Школа 2100» заключается в том, что она синтезировала все лучшее, чтонаработала отечественная наука, – и теоретические принципы психологии, ипрактические находки педагогики. Таким образом, технология проблемного диалогастоит на трех китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении иучебном диалоге.
Проблемно-диалогическаятехнология дает развернутый ответ на вопрос: «Как учить, чтобы ученики ставилии решали проблемы?» В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает,что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
· постановка учебной проблемы и
· поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса дляисследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученикиосуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Юмористическая разминка
Итак, диалог.
– Вы знаете, который час?–спросила Алиса Шляпника.
– Знаю,– ответил тот и снова ушёлв себя.
Согласитесь, наш герой ответил напоставленный вопрос. Правда, Алису на самом деле интересовало, сколько времени.С точки зрения строгого математика, девочка спросила не то, что хотела.
А это пример из нашей школьнойжизни.
Учитель:
– Маша, твоя работа очень хорошая,но она точно такая же, как у Вовочки. Что я должна подумать?
Машенька:
– Что работа Вовочки тоже хорошая.
Не правда ли, Маша ответила учителюв лучших традициях логики? Пожалуй, ответы “Это он у меня списал” или “Не знаю,так случайно получилось” даже менее логичны!
Предлагаю вам завершить несколькоанекдотичных диалогов.
1)
– Хотел бы я иметь столько денег,чтобы купить слона!
– А зачем тебе слон?
– Слон мне не нужен, мне ……. (нужностолько денег)
2) –
Не волнуйтесь, больной! У менясамого была эта болезнь.
– Да, но у Вас был другой……. (врач)
3)
– Вы подали кофе или чай?– спросилаАлиса белого кролика?
– А что, не можешь различить?
– Да, не могу.
– В таком случае ……… ( какая теберазница?)
4)
– Каких Вам сардин –португальских,испанских, французских?
– Какая разница! Я же не собираюсь……( с ними разговаривать)
Трудно научить людей чему-нибудь,если ставить перед ними только сложные вопросы. А вопросы бывают разные.
Иногда вопрос может поставить втупик, так как задан был неудачно.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог: (заданиедля первой группы – перечислите эти факторы)
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязываниесвоего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени,физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, накоторые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим:недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Важную роль в организации диалогаиграет создание различных ситуаций на уроке. (Задание для второй группы– какие ситуации должны быть созданы)
1.Нет удивления – нет диалога.Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, иребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
2.Создание «ситуации успеха».Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуальнорешает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детейсвоими знаниями.
3. Ситуация «интеллектуальногоразрыва». Предлагается похожая по внешним признакампрактическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как онаориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха(никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своегонеуспеха на фоне успеха других.
3. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализироватьситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляетсяучебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировалипоследующие действия?» Учащиеся самиформулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалогразвивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Различаютдва вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогаютученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этотдиалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное впроблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учительпобуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, котораяактивизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. Наэтапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих кновому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения,обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специальноорганизованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящемдиалоге помогает ученикам сформулировать учебную проблему, тему урока или вопросдля исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу,формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего илиподводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» новогознания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибонельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Слайд 1. В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения,обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этомпостановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решенияредуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его пониманиябольшинством класса.
В рамках технологии установлена предметнаяспецифика приемов создания проблемной ситуации.
· Для уроков естествознания и обществознания наиболее характернойявляется проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивыхфактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие репликипобуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какойвозникает вопрос?»
· Для уроков русского языка и математики более типична проблемнаяситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале(напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на урокахрусского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтомувозникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучиттак: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разныеварианты? Чего мы еще не знаем?»
На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание,включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, ипоэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чемзатруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»
Реальный урок – это не только методы, но еще формы и средстваобучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формамиобучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация сразбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходегрупповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математикиво фронтальной работе с классом.
Общаямодель проблемно-диалогического урока изучения нового материала.
Модельне жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации, при сохраненииосновных этапов
Слайды2-5
Побуждающийдиалог
Урококр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
Постановка проблемы |
Предъявление противоречивых мнений
|
-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним |
Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
Побуждение к осознанию |
-Что вас удивило? Что интересного заметили? |
Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ) |
|
Побуждение к проблеме |
-Какой возникает вопрос?
|
-Кто из ученых прав? (ВОПРОС)
|
|
Вопрос |
Фиксирует на доске |
|
|
Диалогвыступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становитсяприоритетным принципом образовательного процесса.