ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» основного общего образования составлена в соответствии с нормативными иинструктивно-методическими документами Министерства образования РоссийскойФедерации:
-годовогокалендарного учебного плана;
-учебныйплан;
-программы Финансовая грамотность:учебная программа. общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018
Рабочаяпрограмма курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии сФедеральным государственным стандартом основного общего образования инаправлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитиеличности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение кобщечеловеческим ценностям.
«Финансоваяграмотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся всфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов
Учебно-методическийкомплект:
—Программы. Финансоваяграмотность: учебная программа. Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц,Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Методическиепособия: КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность:рабочая тетрадь.— М.:ВАКО, 2018.
ЛипсицИ.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность:материалы для учащихся. орг. – М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:материалы для родителей.
—М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:Методические рекомендации для учителя.
.– М.: ВАКО, 2018
Цель: формирование у учащихся знаний, умений инавыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образамышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результатамиизучения курса являются:
Личностными результатами изучения курса«Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, обществаи государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптациив мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчётпроцентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личнойответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества свзрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучениякурса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска,сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простыхопросов и интервью;
• формирование умений представлятьинформацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиямисравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
• овладение базовыми предметными имежпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителяи самостоятельно;
• проявление познавательной и творческойинициативы;
• оценка правильности выполнения действий;самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложенийтоварищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной иписьменной формах;
• готовность слушать собеседника и вестидиалог;
• готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение,аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей еёдостижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса«Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принциповэкономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, опричинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государствав экономике семьи;
• понимание и правильное использованиеэкономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономическойинформацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта примененияполученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлятьпростой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнениярезультатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делатьнеобходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путейих решения;
• развитие кругозора в областиэкономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучениюобщественных дисциплин
Основные содержательные линии выстроены
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи игосударства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Межпредметные связи:
Освоениесодержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,географии, обществознания и литературы
Контрольно –измерительные материалы.
Контрольныеработы по курсу «Финансовая грамотность не предусмотрены программой.
Оценочнаядеятельность: предмет не оценивается.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организацииобучения: урок
Методы обучения: словесные,наглядные, практические, самостоятельная работа
Технологии обучения:индивидуальная, групповая работа
Средства обучения: ноутбук,мультимедийное оборудование
Режим занятий: 6 –дневнаянеделя, продолжительность урока 40 минут
Место предмета вучебном плане.
В учебном планепредусмотрено 0,5 часа в неделю в 5 классе, что составляет 17 часов в год
Учебно-методическое обеспечениеобразовательного процесса
Финансоваяграмотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018.
ЛипсицИ.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность:материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.
орг.– М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.
орг.— М.: ВАКО, 2018.
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность:Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018
№ ур. |
Тема, раздел |
Дата проведения |
Виды деятельности обучающихся |
Планируемые результаты освоения материала |
1. |
Деньги: что это такое |
|
Приводить примеры |
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги |
2. |
Откуда берутся деньги |
|
Находить информацию |
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. |
3. |
Куда уходят деньги |
|
Приводить примеры |
Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. |
4. |
Как заставить деньги слушаться, или Что такое семейный бюджет |
|
Находить информацию |
Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Денежная реформа. Деноминация. Девальвация |
5. |
В жизни всякое может случиться |
|
Приводить примеры |
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование |
6. |
Как переложить свои страх и на других |
|
Находить информацию |
. Страховая компания. Страховой полис |
7. |
Налоги, от которых не спрячешься |
|
Приводить примеры |
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз |
8. |
Социальные пособия: как они могут помочь в жизни |
|
Приводить примеры |
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Матерински капитал. |
9. |
Как накопить, чтобы купить |
|
Приводить примеры |
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог |
10. |
Собственный бизнес собственные проблемы |
|
Находить информацию |
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. |
11. |
Валюта в современном мире |
|
Приводить примеры |
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад |
12. |
Решение практических задач |
|
Приводить примеры |
Обобщение изученного материала |
13. |
Решение практических задач |
|
Приводить примеры |
Обобщение изученного материала |
14. |
Решение практических задач |
|
Находить информацию |
Обобщение изученного материала |
15. |
Решение практических задач |
|
Приводить примеры |
Обобщение изученного материала |
16. |
Решение практических задач |
|
Приводить примеры |
Обобщение изученного материала |
17. |
Работа над проектом |
|
Находить информацию |
Обобщение изученного материала |