Консультация для родителей:
Традиции русской народнойкультуры в семейном воспитании
Красотародного края, открывающаяся
благодарясказке, фантазии, творчеству, — это
источниклюбви к Родине…
Пустьребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в егосердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Приобщениедетей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не потерялосвоего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставимэтого без внимания и привьём любовь к русской народной культуре уже сейчас вдошкольном возрасте.
Использованиеразличных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоциональногонастроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельнойдеятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, темлучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культурыпозволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства,развивать духовность
Красотанужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство,жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет иочаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитыватьтерпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах ижеланиях.
В устномнародном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие емунравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п.Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаряэтому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственногоразвития детей.
«Вовсе времена у всех народов основной целью воспитания является забота осохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота опередаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовногоопыта, накопленного предшествующими поколениями.
Силанародных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманномподходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратногочеловеколюбивого отношения к окружающим.
Суверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, оченьповерхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жилирусские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а чтотревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимодонести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народнойкультуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народнойкультуре, нужно строить на основных принципах:
— Широкоеиспользование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговороки т. д.).
Вустном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера,присущие ему нравственные ценности — представления о доброте, красоте, правде,верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение ктруду, восхищение мастерством человеческих рук.
— Знакомствос русскими народными играми, считалками. Русские народные игры — один изжанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающаяпредставления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры былинепременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильнуюпищу для работы ума и воображения.
—Знакомствос традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.
— Театрализованнаядеятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки,небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубжечувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.
—Знакомствос музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народныепесни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
—Знакомствос декоративно — прикладным искусством. Дети узнают историю зарождениянародных промыслов.
Однойиз самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народнаясказка. Вбольшинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своихблизких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло,устанавливает справедливость и согласие в мире.
Всказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, крастениям, воде, предметам обихода.
Чтобычеловеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром встарину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена.Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной,укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко илаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народныхпословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельнаяпесня, преждевсего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка,утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугаютстаричком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чащеуговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеютцелью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитаниеу детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто внеобозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальныеи физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав былА. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основойвсей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость,приучают к сообразительности и вниманию.
В играхиспользуются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяюткто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновениепересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция перечитывания в считалкахпреображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами,возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагалисьстихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этихстихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие, и врезультате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Но нетолько сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительновлияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традициив народных праздниках.
Народныепраздники были и есть настоящим кодексомнеписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русскогонарода, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение,Святочные вечера.
Основныеатрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» –одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означаетпервый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада»означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек– угощение, колядовщики ели совместно по кругу.
Смыслвсех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесетнаступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае,здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба,пытались узнать через гадание.
Вкрещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды.Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либомелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой.Считается, что эта вода спасение от всех недуг.
Приобщениедетей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходитэто в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новыезнания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пениинародных песен, инсценировках.
Уважаемые родители!
Мы васпризываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа,традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставкихудожественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.
Спасибо за внимание!