X-PDF

Статья на тему Что такое функциональная грамотность

Поделиться статьей

   Что такое функциональная грамотность.

 

– Откуда появилосьпонятие «функциональная грамотность»?

– Понятие «функциональнаяграмотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад.На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложилапонятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которыепервоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма,позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированиемв социуме.

– Почему в такомслучае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновьзаговорили о функциональной грамотности?

– Сегодня подфункциональной грамотностью понимается способность человека использоватьзнания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненныхзадач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мыоказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйтипобедителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакомапоколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получивбогатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этимраспорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетскойаудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после полученияаттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться»своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такогоразрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим,возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.

Сегодня на рынке трудакаждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимсятребованиям.

Мы не можем рассчитыватьна раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектрзадач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себяреализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужноуметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач,самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это ивключается в понятие функциональной грамотности.

– А в каком возрастелучше начать заниматься ею? И соответствует ли это школьной программе?

Функциональнаяграмотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся снеобходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях,с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор,принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквыалфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанныймультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом,теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можемсовместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмернодоверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык восприниматьтекст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотнопользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридическиедокументы).

Мы имеем представление огеометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель вдоме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихсяматериалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где онпроизведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе,да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраическойи геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложнограмотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рискамиприносили прибыль.

Мы живём в обществепотребления, где каждый день производятся миллиарды единиц товарной продукции.А нужно ли нам это в повседневности? Можем ли мы избежать процессов загрязнениясреды посредством отказа от производства ненужных вещей, если даже простаяканцелярская скрепка может быть использована нами не менее чем в двадцати полезныхфункциях? Можем ли мы индивидуально научиться экономить запасы энергии, сделатьсвой дом «умным»?

Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

Можем. Только нужно уметьнаходить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на однии те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, неостанавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, нонепременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных кжизненному контексту. А что может быть для человека важнее, интересней и значимее,чем реальная жизнь с множеством поставленных ею же задач?

– Какой предметотвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какомупредмету можно выставить оценку?

Традиционнофункциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская,математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальныекомпетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способностьприменять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач вразличных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границыконкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний длярешения конкретной задачи.

– Чем отличаютсязадания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющихоценить знание предмета?

Безусловно, задания,призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядомхарактеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные внепредметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощипредметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаютсясвоими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагаютвозможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим»,понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемусятребуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание собыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии,физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненнаяситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, чтозначительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям изповседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаютсяразные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составныетексты).

Особенная сложность ивместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательскойграмотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видамиинформации.

Изменившиеся требованияреальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмовэффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающегочитателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разнымиисточниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графическиекомпоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознаниилогические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжностьпредлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзярассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строитьаргументированные развёрнутые высказывания.

– А какие выводыотносительно уровня сформированности читательской грамотности можно сделать наоснове диагностических работ, которые проводятся Московским центром качестваобразования?

– Московский центркачества образования проводит большую работу, направленную на проверку уровнясформированности функциональной грамотности учащихся. Это многомерныйкомплексный процесс, который содержит важные составляющие.

 Результаты диагностики –это серьёзная аналитическая база, дающая представление не только о сильныхсторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоитсосредоточиться. Как показывает опыт диагностических исследований пофункциональной грамотности,  наши ученики неплохо выявляют факты, достаточноактивно их интерпретируют, но вот навыки анализа фактического материала требуютсущественной доработки.  А значит, нам есть над чем работать, есть важныезадачи и понимание того, как их следует решать. Диагностика позволяет каждомуученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свойрезультат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированиюсобственных навыков.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет