Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Апраксинская основная школа»
Составитель:учитель физической культуры
ПоясковаОльга Валентиновна
1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Строевые упражнениявыполняют по команде, которую следует подавать громко, отчётливо, выделяяпредварительную и исполнительную части. Предварительная команда подаётся слегкапротяжно, исполнительная (напечатана крупным шрифтом) – после небольшой паузыотрывисто и энергично, например: «Шагом – МАРШ!». По предварительной командеучащиеся должны приготовиться к выполнению упражнений, а по исполнительной –выполнить его. При построениях в предварительной частикоманды указывается название строя (например, «В колонну по одному –»), затем исполнительнаякоманда «СТАНОВИСЬ!»). Чтобы привлечь внимание учащихся кпредварительной команде, добавляют слова: «класс», «группа», «внимание» илифамилию учащегося. Например: «Класс – СТОЙ!», «Внимание, в колонну по одному –СТАНОВИСЬ!», «Учащийся Петров, кру – ГОМ!». При нечётком или неправильномисполнение подаётся команда «ОТСТАВИТЬ!».
«СТАНОВИСЬ!»Поэтой команде занимающиеся становятся в строй и принимают строевую (основную)стойку.
Основная стойка – стояпрямо пятки вместе, носкиврозь на ширину ступни, ногив коленях выпрямлены, плечиразвёрнуты, живот подобран,туловищенесколько подаётся вперёд, рукиопущены так, что кисти,обращеныладонями внутрь, находятся сбоку ипосредине бедра, а пальцыполусогнуты и касаются бедра, головадержится прямо.
«ВОЛЬНО!»Поэтой команде занимающийся, несходя с места, ослабевает однуногу в колене и встает свободно.
Обучая строевым упражнениям,педагог должен применять методы объяснения, показа и метод практическихупражнений (игровой и соревновательный), так же используется обучение поразделениям (по частям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями,чаще всего при обучении сочетается показ и объяснение, а затем упражнениевыполняется всей группой одновременно. Более сложные строевые упражнения надоразучивать по разделениям.
Построение вколонну
Колонна– строй, в котором учащиеся стоят один за другим в затылок. Ученики строятся поросту, сначала мальчики потом девочки. Принимают основную стойку. Стоящийвпереди колонны называется направляющим, а последний — замыкающим. Расстояниемежду стоящими в колонне (в глубину) — дистанция, которая обычно равна одномушагу или вытянутой вперёд руке. При передвижениях направляющий двигается позаданному направлению, и остальные ученики следуют за ним.
Дляпостроения подаётся команда «В колонну по одному – СТАНОВИСЬ!», и классвыстраивается за спиной учителя.
Напервых уроках обучения, чтобы построить детей в колонну, учитель ставит самоговысокорослого ученика правым боком к длинной стене зала и подает распоряжение:«Встаньте в затылок один за другим, положите правую руку на плечо впередистоящему». После этого, занимающиеся становятся по росту в затылок первому,соблюдая дистанцию в один шаг. Для проверки дистанции нужно положить правуюруку на плечо впереди стоящего.
Позжепостроение выполняется по команде: «Класс, в колонну по одному (по два) — СТАНОВИСЬ!».Подав команду, учитель становится в положении «смирно» лицом в сторонудвижения, а ученики выстраиваются в затылок учителю.
Вначалеобучают построению в колонну на одном и том же месте, затем в разных местахзала и без вспомогательных линий и предметов и, наконец, на скорость. Взаключение учитель может провести игру-соревнование на скорость построениямежду отдельными группами учащихся.
Перестроение из одной колонныв две и обратно
Перестроение из однойколонны в две производится по команде: В колонну по два — Стройся!.По исполнительной команде вторые номера (после предварительного расчёта на«первый и второй») на первый счёт делают с правой ноги шаг в сторону, навторой, левой, не приставляя её, шаг вперёд, чтобы встать в одну линию с первыминомерами во вторую колонну, на третий – приставляют правую к левой.
Перестроение из колонныпо два в одну колонну выполняется по команде «Водну колонну — СТРОЙСЯ!». Ученики, стоящие во второй колонне (вторые номера),делают на первый счёт шаг правой ногой назад, на второй – шаг левой ногой всторону, вступая в первую колонну, и на третий – приставляют правую ногу клевой.
Вначале обучения объяснить ипоказать, как выполняется расчёт и перестроение. Для наглядности показосуществлять вместе с учеником поставив его впереди себя на один шаг, а такжена двух или нескольких учениках. Выполнитьрасчёт на первый и второй. Обратить внимание стоящих в строю на их номера. Затемобучить перестроению «по разделениям».
1. И.п. — о.с. в колонне по одному вторые номера выполняютперестроение:
-«Делай — раз», шаг правой в сторону;
-«Делай — два», шаг левой вперёд;
-«Делай три», приставить правую;
Обратноеперестроение
-«Делай — раз», шаг правой назад;
-«Делай — два», шаг левой в сторону;
-«Делай три», приставить правую;
2.Для лучшего запоминания команд и порядка их подачи полезно предлагать обучаемымпо сигналу педагога коллективно в полный голос повторять за ним эти команды сподсчётом и одновременным выполнением.
Например:
«Вколонну по два – СТРОЙСЯ!» – раз – два – три,
«Водну колонну – СТРОЙСЯ!» – раз – два – три».
При обучении указанным перестроениямучителю следует не забывать менять местами разных по расчёту учащихся.
3. Выполнитьперестроение под счёт. Название действия опускается и называется только счёт.Для прямого и обратного перестроения.
4. Перестроениев целом по счёту, после подачи команды: В колонну по два -Стройся!, «В одну колонну — СТРОЙСЯ!».
Движение в обход
Передвижение занимающихсявдоль границ зала или площадки называется движением в обход.
«Обход» вдоль границ зала илиплощадки выполняют по команде: «Класс, налево (направо) в обход — МАРШ!».Движение в обход целесообразно изучать по заранее нанесенной линии илиориентиру. Например, кладётся старая папка (скоросшиватель),наступив на ориентир, повернуть его ногой точно на 90°.
Учительследит, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, не выходили из строя, необгоняли друг друга, и чётко делали повороты на углах. При повороте опорнуюногу следует ставить на полшага от места поворота.
Вовремя бега поворот выполняется плавно.
Приобучении движению в обход нужно следить за тем, чтобы занимающиесяпередвигались точно вдоль границ зала или площадки, делая четкие повороты науглах по правилам выполнения поворотов направо и налево в движении.
Обучениедвижению в обход начинают одновременно с обучением ходьбе в колонне по одному.
Переход сходьбы на бег и обратно.
Для движения бегом учителькомандует: «Класс, бегом — МАРШ!».
При движении шагом по предварительной команде руки полусогнуты,локти отведены назад. Исполнительная команда подается одновременно спостановкой левой ноги. По этой команде делают шаг правой ногой и с левойначинают движение бегом. Во время бега туловище слегканаклонено вперёд, руками попеременно выполняют движение вперёд-назад в тактдвижению ног.
Для перехода с бега на шаг подаетсякоманда: «Класс, шагом — МАРШ!», исполнительная команда — одновременно спостановкой правой ноги. Сделав еще два шага бегом, с левой начинают движениешагом.
Для изменения ширины шага и скорости движения подаются команды: «ШиреШАГ!», «Короче ШАГ!», «Полный шаг!», «Полшага!». При этих командах изменяется ширина шага, а частота остается той же.
Команды для изменения скорости движения: «Чаще ШАГ!», «Ре-ЖЕ!». При этихкомандах ширина шага остается, а частота изменяется. Для лучшего усвоения можноиспользовать фишки, флажки и др. ориентиры, чтобы видели разницу
команд.
Остановка класса
Дляостановки подается команда: «Класс — СТОЙ!». Предварительно подается команда:«Направляющий, на месте!» — направляющий по этой команде выполняет шаг наместе, все последующие подходят и совершают действия на месте. По команде«Класс- СТОЙ!» — по предварительной команде ученики должны ставить ногу твёрже,по исполнительной – вначале следует сделать шаг правой (счёт «раз), затемприставить левую (счёт «два»), принять положение «Смирно». Команда подается подлевую ногу.