Тренинг«Жизнь одна»
Цель: профилактикасуицидального поведения несовершеннолетних, осоознание воспитанниками ценностейи целей, дающие человеку смысл жизни.
Задачи:
1. Осознаниевоспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни.
2. Осознаниесобственных целей и стремлений
3. Знакомство снавыками целеобразования
4. Формированиемотивации к личностным изменениям.
5. Формированиенавыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своимивзглядами, убеждениями, ценностями
6. Формированиенавыков принятия ответственности за свои действия, свою жизнь, развитие навыковсамостоятельности.
7. Формированиепозитивного образа будущего.
Методы работы:
Дискуссия, игра,упражнения, работа в группах, диагностическая методика, творческие задания.
Возрастучастников: 13-17 лет.
Материалы иоборудование: видеопрезентация «Остановись», декоративная свеча, напечатанныеэпиграф и правила группы, магниты, таблица к упражнению «Я справляюсь струдностями», медитативная музыка, бумага, ручки, схема «Окно» по количествуучастников.
Ход занятия
Эпиграф
«По своей воле выоказались в мире, который создали для себя. Что держите в сердце своём, то иисполнится, чем больше всего восхищаетесь, тем и станете. Знайте, что васповсюду окружает реальность мира любви, и в каждый момент у вас есть силы,чтобы преобразить свой мир в соответствие с тем, чему вы научились».
Р. Бах.Единственная
«Здравствуйте,ребята! Наверное, вы не раз слышали выражение: «Я сам строю своюжизнь. Как вы думаете, что это такое, о чем мы будем здесь говорить.Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас решают, что вамделать, куда ходить и как вам жить? Да. А бывает ли так, что вы не знаете, чтовам нужно делать, что бы вам самим хотелось, и в то же время не хотите, чтобыза вас решал другой человек. Да, бывает. А хотелось бы вам самим распоряжатьсясвоим временем, строить планы и быть хозяевами своей жизни? Да. Но одногожелания недостаточно: нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности,предвидеть последствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И, крометого, нужно понимать других людей, так как многое в нашей жизни зависит отдругих. На нашем занятии мы будем узнавать себя, принимать решения и строитьсвою жизнь». Надеюсь, что это будет интересный опыт для вас и для меня.
Упражнение«Представь себя»
Инструкция:Представьтесь друг другу. Необходимо не только назвать свое имя, но ипродолжить фразу: «Люди ценят меня за то, что я ….»
Следующий участниктакже называет свое имя, продолжает фразу и озвучивает, за что люди ценят егососеда, который только что представился. И так по кругу.
Упражнение«Правила нашей группы»
А теперь давайтеобсудим предложенные правила и выберем те, которые на ваш взгляд подходятименно нашей группе.
Группойформулируются как минимум следующие правила:
Доверительныйстиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участникикак можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическомусозданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения наты. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе итренера, независимо от возраста.
Общение попринципу здесь и теперь. Многие люди стремятся не говорить о том,что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для ниххарактерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события,случившиеся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологическойзащиты. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнуеткаждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
Искренность вобщении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем поповоду происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне иоткровенно, то мы молчим.
Активное участие впроисходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждуюминуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем,прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы незамыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получивмного положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы всевремя внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Уважение кговорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательнослушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаемговорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады занего, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваемчеловека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этогомы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Упражнение «Стрелажизни»
Продолжить фразу:Жизнь – это …
На доске рисуютсяразные стрелы, например:
Несовершеннолетниевыбирают понравившуюся стрелу.
Обсуждение. Почемувы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чемустремится ваша «стрела жизни»?
Упражнение «Ясправляюсь с трудностями»
Инструкция: Каждыйиз нас в течение жизни сталкивается с различными сложностями и не простымижизненными ситуациями. Сейчас нам нужно ответить на вопрос, что помогаетпережить эти сложные моменты, как справляемся с трудностями. Каждый участниксообщает, кто или что спасает от жизненных передряг, психолог фиксирует ответы.
Обсуждение: Послетого, как ответы закончились, каждый относится к определенной сфере: семья,друзья, досуг, учеба (работа, творчество), любовь. Выясняется какая сфераслаба, какая не работает, не задействована в решении проблемных ситуаций, доучащихся доносится информация, о том, что все сферы в жизни должны бытьполноценны, тогда проблемы и трудности переживаются проще.
Комментарий.Данное упражнение не только позволяет участникам тренинга задуматься о своихрезервах, но и познакомится с резервами окружающих и использовать их, решаясвои трудности.
Упражнение «Стульяв круг!» (разминка)
Группа стоит вкругу. Перед каждым – стул. Держать его нужно за спинку, наклонив в сторонуцентра так, чтобы задние ножки висели в воздухе, а упор приходился лишь на двепередние ножки.
По сигналуведущего начинается игра.
По команде «Раз!»- все оставляют свои стулья и переходят на один шаг вправо. Сделать этонеобходимо быстро, чтобы успеть подхватить стул своего соседа справа до того,как он станет на пол всеми четырьмя ножками!
По команде «Два!»- переходим влево по часовой стрелке. Задание то же.
По команде «Три!»нужно успеть сделать полный оборот на 360 градусов и успеть подхватить стул,чтобы он опять не опустился на 4 ножки (или вообще не упал внутрь круга).
Те, кто не успелподхватить свой стул (выходит из игры).
Круг оставшихсяигроков сжимается, и игра продолжается до выявления победителя.
Упражнение«Волшебная лавка»
Оборудование: медитативнаямузыка, бумага, ручка.
— Я попрошу васустроиться поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Полностьюрасслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес.Вообразите, окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло вокружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что вычувствуете?
Внезапно тропинкаповорачивает и выводит вас к какому-то странному дому. Вам становитсяинтересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижнымиящиками, как в мелкой лавочке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки.Это действительно старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, чтоя продавец в этой лавке. Вы можете получить здесь все что угодно, все, что выхотите от жизни.
Но есть одноправило: за выполнение каждого желания вы должны от чего-то отказаться.Подумайте о том, чем вы владеете сейчас и что для вас важно. Запишите этиценности на бумаге. За исполнение своего желания вы должны пожертвовать чем-тоиз написанных ценностей. Чем вы готовы пожертвовать за исполнение желания?
Обсуждениеупражнения: Изменилось ли ваше эмоциональное состояние в ходе выполненияупражнения? Как изменилось? Что вы чувствовали? Сложно ли было определитьважные жизненные ценности для себя? Что вы ощущали, когда пришлось пожертвоватьчем-то ради исполнения своего желания?
Упражнение «Окно»
Каждыйрассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психологможет приготовить заранее: на листе (формат А 4) нарисовано окно, в однойполовине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой —«Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая областьзнаний о себе.
Если на листе неостается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другойстороны.
Прощание