Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа№2» города Алушты
Конспектурока по русскому языку
Тема урока : Обучающееизложение по рассказу Н. Сладкова «Поползень»
4-Бкласс
УМК«Школа России»
Составил:
Бербирова Н.П.
учительначальных классов
2022г
г.Алушта
Предмет:русский язык.
Класс: 4-Г
Тема урока : Обучающееизложение по рассказу Н. Сладкова «Поползень».
УМК «Школа России»
Тип урока:
Учебно-методическое обеспечение:Русский язык 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений вдвух частях; Ч1;В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2014г, памятка «План работы надизложением», предметные картинки.
Время реализации занятия:45 мин.
Цель: создатьусловия для
— формирования коммуникативных компетенцийучащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогическойречи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общейкультуры человека;
совершенствовать умение определять темутекста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опоройна план, устанавливать связь между предложениями, развивать речь.
Задачи:
-понимать текст, вникая в тему и определяяосновную мысль, выстраивать логическую последовательность услышанного;
-помнить конкретные факты, выстраивать ихв последовательности изложения;
-понимать тему, воссоздавать услышанное сучётом особенностей речевой стилистики;
совершенствовать изложение, отталкиваясьот основной мысли исходного текста.
Планируемые результаты:
Личностные:формировать отношения сотрудничества с учителем, сверстниками в процессевыполнения совместной деятельности на уроке; положительное отношение кизучению русского языка; устойчивого учебно-познавательного интереса к языковойдеятельности: понимание того, что правильная устная и письменная речь являетсяпоказателем индивидуальной культуры человека;
•развитие способности к самооценке наоснове наблюдения за собственной речью.
Регулятивные:выполнятьучебные действия в устной, письменной речи; адекватно воспринимать оценку своейработы учителями, товарищами, другими лицами,принимать и сохранять в памятицели и задачи учебной деятельности; выполнять действия по намеченному плану, атакже по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданияхучебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках).
Познавательные: овладеватьнавыками смыслового чтения повествовательных текстов в соответствии сконкретными целями и задачами; анализировать и оценивать содержание, языковыеособенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержаниетекста; пользоваться словарями исправочниками различных типов.
Коммуникативные:договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациистолкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организациисобственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строитьмонологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевойзадачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературногоязыка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность,последовательность выражения мысли и др.);слушать и слышать собеседника, вестидиалог; строить понятные высказывания; проявлять доброжелательноеотношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные :осознавать с какойцелью, с кем и где происходит общение; практически овладевать формойдиалогической речи; владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного ибытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой; владеть умениями работы с текстом: определять тему и главную мысльтекста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли,выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста),составлять план к заданным текстам; пользоваться самостоятельно памяткой дляподготовки и написания изложения учеником: письменно (после коллективной подготовки)подробно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного наоснове зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенноститекста-образца;
грамотно записывать текст; соблюдать требованиекаллиграфии при письме.
Технологии: здоровьесберегающиетехнологии, педагогика сотрудничества(работа в парах), проблемно-диалогическое обучение(диалог, система вопросов подводящаяк формулировке темы), информационно-коммуникационныетехнологии, технология Игра-поиск, технология дифференцированного обучения.
Планпроведения урока:
|
Этапы урока |
Временная реализация |
Ι. |
Организационный момент |
1мин |
II. |
Постановка учебной задачи. |
2мин |
III. |
Планирование учебной деятельности. |
5мин |
IV. |
Решение учебной задачи |
5мин |
V. |
Физкульминутка. |
1мин |
VΙ. |
Самостоятельная запись текста. |
27мин |
VΙΙ. |
Итог урока. Рефлексия. |
2мин |
VIΙΙ. Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204 |
Домашнее задание. |
2мин |
Ходурока
Ι. Организационный момент
Цель: Включение учащихся в деятельность наличностно-значимом уровне.
Здоровье сберегающаятехнология.
-Встали ровно, тихо сели,на меня все посмотрели.
-Здравствуйте, ребята.Сегодня урок русского языка .Проверим, все ли готово для урока . Откроем тетради, запишем число, класснаяработа.
II.Постановкаучебной задачи.
Цель: Формулировка задач урока всоответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.
Проблемно-диалогическоеобучение(диалог, система вопросов подводящая к формулировке темы)
— Сегодня у нас урок развития речи.
-Как вы думаете, чем возможно мы будем свами заниматься на уроке?(Сочинение, изложение)
-Мы продолжим работу над изложением, будемучиться писать с вами изложение.
-Что значит написать изложение? (Изложить– это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно ипоследовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь.)
-Помогать нам сегодня будет известныйдетский писатель Н.И.Сладков. Есть прекрасный рассказ этого писателя о схваткемаленькой птички поползня и ядовитой змеи гюрзы.
— Ребята, а кто может несколько словсказать о гюрзе и о поползне.Что это за животные?
Доп. материал.Гюрза- «железная дубинка,булава, палица», вид оружия с утолщённым концом) — вид ядовитых змей изрода гигантских гадюк семейства Гадюковых, самый крупный представитель змейсемейства в фауне бывшего СССР. Длина тела вместе с хвостом может достигатьпочти 2 м, масса до 3 кг.
Поползень- Небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20-25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей.
-Как вы думаете, почему этой птичке далитакое название?
III. Планирование учебной деятельности.
Цель: Выбор способа деятельности и средствреализации учебной задачи.
-Можно ли сразу выполнить эту работу? (Нет, нужна подготовка.)
Педагогикасотрудничества.(работа в парах)
-Давайте с вами составим план работы ипослушаем ваши варианты Счего начнем работу? Определим, какие задачи нужно выполнить на каждом этапе?(работав парах)
1.Познакомиться с текстом.
2.Определить его тему и основную мысль.
3.Найди в тексте опорные слова.
4. Раздели текст на части. (Составь план.)
5. Орфографическая работа.
6. Работа с текстом.
IV. Решение учебной задачи
Цель: Выполнение учебных действий вустной и письменной речи.
1.Первичное чтение текста учителем.
2.Беседа по содержанию. Проверка пониманияпрочитанного. Определение типа речи.
Метод проектов Работа с текстом.
-Понравился вам текст? Чем?
-К какому типу речи относится текст?(повествование)
— Докажите, что этот текст-повествование. (Последовательнопроисхождение событий.)
Информационно-коммуникационныетехнологии
Лексическая работа.Работа со словарями,интернет ресурсами.
-Давайте выясним значение непонятных вамслов, словосочетаний , предложений.
Ущелье-узкая и глубокая , с извилистымисклонами долина , расселина в горах.
Зашёлся криком-кричит безостановочно,теряя способность прервать такое состояние.
Крутится юлой-ведёт себя беспокойно,суетливо.
Чтение текста учителем(повторно)
2) Определение темы текста.
— Какова тема этого рассказа?(Родительскаялюбовь не знает границ и преград.)
3) Определение идеи текста.
Определим основную мысль рассказа. Чтоавтор хотел сказать нам, читателям, этой историей?
Никогда не сдавайся, если даже чувствуешь,что уступаешь противнику в чём-нибудь.
4) Ребята, посмотрите внимательно натекст. Проанализируйте работу по тексту.Естьли у вас дополнения или изменения, которые необходимо внести. (озаглавить текст)
5) Вычленение ключевых слов( якорныеслова).
Технология Игра-поиск
-С чего всё началось?(завязка)
1. Тревога. ( тревога, кричит, случилось)
-Что происходило дальше? (развитиедействия)
2.Опасность. (гнездо, птенчик, ползёт,крутится, кричит)
-Найдите самый волнительный момент врассказе.(кульминация)(изогнулось, заползёт)
-И как называется самая последняя частьтекста?
3.Отважная птичка.(случилось, вспорхнул,ударил, сорвалась)
— Давайте определимся с темой и основноймыслью рассказа.(развязка)
-Давайте проверим, все ли задачи выполнили?
-Можем переходить на следующий этапподготовки?
-Какую задачу нужно выполнить? ( С помощьюсоставленного плана рассказа и якорных слов запомнить текст.
— Что будет ещё результатом работы? (Грамотность.)
— выберите слова, в которых можнодопустить ошибки.
— Старайтесь , где возможно, подбиратьпроверочные слова или подобные.
Технология Игра-поиск
(Ущелье- семья, кричит-крик, птичка-печка,скалистый- скалы, поползень- ползает, маленькие- беленькие, какие?, …….)
-Запомните знаки препинания впредложениях.
Кричит птичка- скалистый поползень.
Ещё немного- и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползеньвспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьимтельцем.
Работа над структурой и связностьютекста.
— Посмотрите на задачи урока. Все лидействия выполнили для подготовки к письменному пересказу текста?
— Можем ли мы переставить части текста?Можем переставить предложения? (Нет, поскольку нарушится логическая связь.)
— Какая самая ожидаемая ошибка визложении? (Повторение)
— Какие слова могут часто повторяться в тексте?(Поползень, гюрза)
— Какими словами можно заменить словопоползень-птичка, он. Гюрза- змея, она.
— Прочитайте 1 часть и определите, сколькопредложений в 1 части.
— Прочитайте 2 часть.
-Прочитайте 3 часть.
Составление текста.
Фронтальная работа.
Педагогикасотрудничества.(работа в парах)
Работа в парах.
Итоговый пересказ(индивидуально)
Самопроверка.
-Прочитаю текст еще раз , проверьте ,соответствует ли ваш текст рассказу . Кто доволен своим текстом? Кто согласен соценкой товарища? Поблагодарю его за оценку. Как это можно сделать?
Физкультминутка.Здоровье сберегающие технологии.
V. Самостоятельная запись текста.
-Закройте книги, откройте тетради,выполняйте работу.
Педагогикасотрудничества.(работа в парах)
Самопроверка написанного.Взаимопроверка.
V. Итог урока .Рефлексия.
-Чему учились на уроке?
-Что было самым трудным для вас?
-Что помогло вам справиться с работой?
V. Домашнее задание.
ТехнологияДифференцированного обучения.
Стр.101.Упр.179(1 гр.-списать, 2 гр.-вполном объёме).