X-PDF

Курсовая работа Особенности развития младшего школьника

Поделиться статьей

                                                 Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие закономерности развития

1.1.  Процесс развития………………………………………………………….5

1.2.  Принцип природосообразности…………………………………………6

1.3.  Возрастнаяпериодизация…………………………………………………………..7

Глава 2. Особенности развития младшего школьника

2.1.  Основные проблемы изадачи…………………………………………..10

2.2. Развитие младшего школьника…………………………………………11

2.3.  Неравномерность развития………………………………………..……..14

2.4. Учет индивидуальныхособенностей……………………………………16

Заключение……………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………….……..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Актуальность данной темы состоит втом, что в шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни.Переход к систематическому обучению связан с решительными изменениями в егодеятельности, общении, отношениях с другими школьниками и взрослыми. Ребенок готов к систематическому школьномуобучению.  О нем можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себяи свое поведение, способен сравнивать себя с другими. Ведущей в младшем школьном возрастестановится учебная деятельность.  Она определяет важнейшие изменения,происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамкахучебной деятельности складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иявляющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключаеттого, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются изакрепляются его новые достижения. Но возможно это только при такой организацииучебного процесса, когда учитываются все факторы, в том числе и особенностиразвития организма ребёнка. Крылатые слова  К. Д. УшинскогоЕсли педагогика хочетвоспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже вовсех отношениях».

Цель работы: теоретический анализ особенностей развития в младшем школьномвозрасте.

Задачи:

1.Анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотретьвозрастные физиологические и психологические особенности в младшем школьномвозрасте.

3.Раскрыть понятия развитие, младший школьный возраст.

4.Указать особенности развития младшего школьника.

Структураработы содержит: введение, две главы, заключение. Список литературы содержит 26источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие закономерности развития

1.1.         Процессразвития

Развитиечеловека – сложный, длительный и противоречивый процесс качественных иколичественных изменений человека. Результат развития – становление человекакак биологического вида и  как социального существа. Изменения в его организмепроисходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно данные человекаменяются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится кпростому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательномудвижению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектическийпереход количественных изменений в качественные преобразования физических,психических и духовных характеристик личности[19, с. 74].

Существуют различныеобъяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистовпридерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный,неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни,определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничегоизменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи,которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. Вотличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создаетсредства для своего развития своим трудом.

Движущаясила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию дляпостоянных преобразований и обновлений. Противоречия – этостолкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагукак следствие изменения потребностей.

Длительныеисследования позволили вывести общую закономерность: развитие человекаопределяется внутренними и внешними условиями. К  внутренним относятсяфизиологические и психические свойства организма. К внешним – окружениечеловека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия снею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, всвою очередь, приводит к очередному изменению.В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативномизучении достигнутого учениками уровня развития. Значение диагностики в областиразвития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболеванияв медицине: если вовремя и верно определены его признаки и причинывозникновения, поставлен правильный диагноз, то можно надеяться наблагоприятный исход лечения. Неточный диагноз не только обесценивает усилияврачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторонразвития учеников – важный компонент профессиональной педагогическойподготовки[20, с. 223].

Особый интерес дляучителей начальной школы представляет диагностика умственной деятельностиучеников, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развитиясоциального поведения и других важных качеств. Наиболее распространенный методизучения их – тестирование. Поэтому диагностикав области развития чрезвычайно важное практическое дело, требующее от учителейвысокой квалификации и ответственности[13, с. 97].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Принцип природосообразности

В развитии человека огромную важность имеютнаследственные (природные) факторы. Это положение, постоянно подтверждающеесяна практике, со временем стало основополагающим принципом, которыйвпоследствии стал называться принципом природосообразности. В самом общемвиде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природныесилы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Долгое время впедагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современнаяпедагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясногопонимания возможностей учеников. Этим устраняется противоречие междуодинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую равностьучеников, и далеко не одинаковыми способностями детей к усвоению тех или иныхучебных предметов. Исследования подтвердили, что забвение принципа природосообразностистало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причинуослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психическойнеуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки ивозвратились к испытанной классической педагогике. Немецкий профессор Л.Гурлитт по этому поводу написал: «Культура, полученная ценой физическогокалечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности. Нельзя считать цельюжизни – уродливого подготовления к ней – то, что делает непригодным к самойжизни. Все наше воспитание, если оно выращивает нам столько физических калек,узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных ираздраженных людей, идет по ложной дороге, и все, что вынуждает ее идти поэтому пути ошибок, должно быть немедленно и с корнем вырвано из жизни народов».Увеличение сроков начального образования в нашей стране, облегчение программ –прямое следствие возобновления испытанных путей правильного воспитания детей.Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболееадекватного потребностям детей разного школьного возраста, развитие у нихуниверсальных действий, наиболее актуальных для ребенка. При этом учитываетсянеобходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданскойидентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности[19, с.47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.         Возрастная периодизация

О том, что физическое иумственное развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности.Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете –стал выше ростом и крепче телом, стал прозорливее, приобрел опыт, приумножилзнания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,психического и социального развития. Разумеется, это соответствиесправедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в туили другую сторону. Для управления процессом развития педагоги издавна делалипопытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несетважную информацию. Учет возрастных особенностей– один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь нанего, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованныеобъемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный дляразвития распорядок дня, труда и отдыха. Возрастные особенности обязываютправильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и материала вкаждом из них. Они обусловливают также выбор форм и методовучебно-воспитательной деятельности. Как в природе все происходит в свое время,так и в воспитании все должно идти своим   чередом – своевременно ипоследовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственныекачества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрелего ум. Первоклассники сейчас разные не только по индивидуальнымтемпам роста и развития, но и по так называемому паспортному возрасту. Естьпервоклассники-шестилетки, а есть семилетки. Возраст от шести до семи периодсущественных изменений в организме, но все-таки индивидуальные различиянастолько велики, что паспортный возраст не всегда соответствуетбиологическому. Все органы и системы организма развиваются и созревают неодновременно. В каждом отдельном случае на каждом этапе возрастного развитиясуществуют свои особенности, которые определяют все многообразие вариантоввзаимодействия организма с окружающей средой. Таким образом, каждомувозрасту соответствует свой уровень физического, психического и социальногоразвития. Чтобы педагогам легче было соотносить возможности ребенка с еговозрастом, разработана возрастная периодизация. Она основывается на выделениивозрастных особенностей. Возрастные особенности – это характерные дляопределенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастнымособенностям, основываться на них. Важно знать, чем отличаются разныевозрастные этапы, знать те периоды развития, когда происходит существенныеизменения, резкая перестройка и организм наиболее уязвим, когда неблагоприятныеусловия и воздействия внешней среды будут проявляться особенно резко. Учителюначальной школы важно знать, что одним из таких периодов развития ребенка иявляется период шесть-семь лет, т. е. именно тот возраст, когда начинаетсясистематическое обучение в школе.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития младшего школьника

2.1. Основные проблемы и задачи

Данный период в развитии ребенка очень важен, таккак меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенокосваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья вданном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Онидентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новыйсоциальный опыт в общении со сверстниками. Важными особенностямихарактеризуется их физическое состояние. К этому возрасту заканчиваетсяокостенение черепа, закрывается роднички и продолжается упрочнение скелета вцелом. Начинается половое созревание. Отставание нарастания мышечной массы.Необходима двигательная активность, смена деятельности в ходе урока.Развивается мышца кисти из-за письма. Появляется способность выполнять тонкиедвижения. Состояние психики: повышается точность работы органов чувств,формирование полового поведения, идентификация себя, формирование собственногомнения. В этом возрасте дети – кинестетики. Интенсивное повышениенервно-психической деятельности, высокая возбудимость, подвижность и остроереагирование на внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, чтотребует бережного отношения к психике детей этого возраста. основныехарактеристики этого возраста: активность, фантазия, любопытство, открытость,утомляемость, не доводят дело до конца, быстро теряют интерес, шумливы. Ведущиевиды деятельности – игра, учебная деятельность, общение, трудовая деятельность. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественнаянаправленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.В начале, общественная направленность младшего школьника выражается лишь встремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делатьто, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательностьмладших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смеходного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример,то все стремятся придумать такой же).

Основные проблемы:

 1.Появление нового вида деятельности – учебы.Нужно как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научитьего учиться, быть внимательным, усидчивым. Поэтому школьная программа должнабыть составлена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддержать интерес уучеников.

2. Многие дети приходят в школу не только неподготовленными, но и с различиями в мотивации, ЗУН, что делает для одних учебулегкой и неинтересной, для других очень сложной и только для немногих–соответствующей их способностям. Возникает необходимость психологическоговыравнивания детей.

3.Умственная работа требует от детей усидчивости,сдерживания эмоций и регуляции двигательной активности, сосредоточения иподдержания внимания на учебных задачах – все это для младшего школьника ещеочень сложно. Нужно учить ребенка способам саморегуляции и дозироватьумственной нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности развития

Физическое состояние: по сравнению с предыдущим возрастом умладших школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелетподвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Принеблагоприятных условиях этот процесс может протекать с большими аномалиями.Вредные влияния могут оказывать физические перегрузки (например,продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадказа партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника,образованию впалой груди и т.д. Идет интенсивное развитие мышечной системы[19,с. 62].

С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнятьтонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма. Значительновзрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.К этому возрасту заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички,продолжается упрочнение скелета в целом. Начинается половое созревание.Отставание нарастания мышечной массы. Необходима двигательная активность, сменадеятельности в ходе урока. Состояние психики: Совершенствуется нервная система,интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаетсяаналитическая и синтетическая функция коры. Вес мозга достигает и увеличиваетсяв среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяетсявзаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможениястановится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, имладшие школьники в высокой степени возбудимы. Подвижное и острое реагированиена внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, что требуетбережного отношения к психике детей этого возраста. Повышается точность работы органов чувств. Чувствительность ксвету увеличивается на 45%, сустовно-мускульные ощущения улучшаются на 50%,зрительная — на 80%. Формирование полового поведения, идентификация себя,формирование собственного мнения. Познавательнаядеятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения.Немаловажное значение имеет расширение сферы общения. Быстротекущее развитие,множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развить ушкольников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всейучебно-воспитательной деятельности. Восприятиеотличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой исвежестью, «созерцательной любознательностью». Нужно постепенно приучатьшкольников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность.

Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятиеуглубляется и усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим,принимает организованный характер. Вниманиенепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весьпроцесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинено воспитаниюкультуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений впроизвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Мышление у детей начальной школы развиваетсяот наглядно-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени -поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровняпонимания причинно-следственных связей. Здесь особенно велика роль школы,учителя. В связи с тем, что в этом возрасте преобладает конкретный типмышления, школьникам нужно давать как можно больше примеров, фактов,наглядности. Наглядность в этом возрасте является ведущим принципом обучения.Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Значительно обогащается словарныйзапас ребенка — насчитывает примерно 3500-4000 слов. Хорошо запоминают стихи,прозу хуже. Очень сложно дается пересказ. Поэтому самые сложные предметы -природоведение и история. В этом возрасте нужно научить учить историю. Памятьимеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный,конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своейпамятью и подчинить ее законам обучения. Много усилий нужно прилагать учителюдля выработки умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знанийрациональной организации учебного труда. Кроме того, учитель должен помнить,что у каждого ребенка развит определенный вид памяти: зрительная или слуховая.В связи с этим различен способ запоминания и заучивания. Должен быть учет этогона уроке, т.е. нагрузка должна быть на оба вида памяти. Кроме того, этотвозраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому при слабойпамяти нужно дополнительно заниматься.  Если упустить время, то потом это будетсделать значительно труднее. Начальная школадолжна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для нихпроизводительный труд, значение которого в формировании социальных качествличности ни с чем несравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характерсамообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результатыдает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются инициативность,самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьникако всему яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытатьсебя, двигательная активность — все это должно удовлетворяться в разумной,приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культурудвижений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

 

 

 

 

 

 

 

         2.3. Неравномерность развития

Исследования в области детского развития выявили ряд закономерностей, безучета которых невозможно спроектировать и организовать эффективнуюучебно-воспитательную деятельность. Учителю начальной школы необходимоопираться на закономерности физического развития:

– В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идетбыстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развитиязамедляется.

– Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периодыбыстрее, в другие – медленнее.

– Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе,а потому в целом процесс идет неравномерно и непропорционально.

С  физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамикекоторого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностьюсозревания нервной системы и развития психических функций.  Исследованияпоказывают, что существенные отличия между детьми выражаются прежде всего в уровняхинтеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах,мотивации, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовноеразвитие подчиняется ряду общих закономерностей:

1.Между возрастом  ребенка и духовным развитием проявляется обратнопропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

2.Духовное развитие детей протекает неравномерно. Прилюбых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойстваличности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том жеуровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие– медленнее.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и ростаотдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когдаусловия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальны),называются  сензитивными. Причины сензитивности – неравномерностьсозревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойстваличности могут формироваться лишь на основе уже устоявшихся свойств. Большоезначение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Еслиребенок к определенному времени (обычно к 1,5–2,5 годам) не овладел речью, то скаждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. То же самое можно сказатьо всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных.Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те,что служат основой  и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развитияхорошо изучены. Педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных,нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возраст) подпристальным контролем.

4. По мере развития психика человека и его духовные качестваприобретают устойчивость, постоянство,  сохраняя при  этом    пластичность,

т. е.возможность изменения.

На пластичности нервной системы основано действие воспитания:слабые психические функции можно компенсировать более сильными, но не менееважными качествами, например, слабую память – более высокой организациейпознавательной деятельности. Неравномерность развития – во многом загадочноеявление[19, с. 64].

 

 

 

 

 

 

2.4. Учет индивидуальных особенностей

В детском развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственновсем детям определенного возраста, особенное отличает отдельногоребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярковыраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуетсясовокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт,которые заметно отличают данного ребенка от других. Природа щедро одарилачеловеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковыхлюдей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своейиндивидуальности. Индивидуальность выражается в личностных особенностях, возникновениекоторых связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный, особыйпуть развития, приобретая на нем различные типологические атрибуты высшейнервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств: ощущений,восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей,способностей, темперамента, характера.  Индивидуальными особенностями взначительной мере обусловлено формирование всех качеств. Отечественнаяпедагогика стоит на тех позициях, что воспитание должно учитыватьиндивидуальные особенности детей и опираться на них. Индивидуальный подход какважный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка,основанном на глубоком знании  черт его личности и условий жизни. Педагогикаиндивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основногосодержания обучения  и воспитания к отдельному       школьнику, а приспособлениеформ и методов педагогического воздействия

к индивидуальнымособенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровеньразвития личности, создать самые благоприятные возможности дляразвития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого. Втаком подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, дети с ярковыраженной задержкой развития, равно как и высокоодаренные. Индивидуальныйподход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания ребенка – главнойценностью, со всеми его сильными и слабыми сторонами, преимуществами инедостатками, личностными особенностями. Педагог-гуманист строит своювоспитательную деятельность именно на таких позициях. Однако, несмотря на всюважность, привлекательность и необходимость выполнения требований принципаучета индивидуальных особенностей учеников, реализовать его в условияхгрупповой (20–30 учеников) формы воспитания одному учителю очень трудно. Невсегда удается выполнить эти требования и в условиях так называемоймалокомплектной школы. Дети разные. Один, обидев товарища, переживает за свойпоступок, понимает, что был несправедлив. Другой боится лишь того, чтобы его заэто не наказали, ему не стыдно за свое поведение. Третий убежден, что егоосуждают несправедливо, он всячески оправдывает свой поступок. Мы призываемвоспитателя понять ребенка. И он понял: у каждого своя правда. Что дальше? Адальше – только объективность. Двух правд не бывает. Есть установленные нормы,которых следует придерживаться всем. И воспитатель в этих вопросах должензанимать принципиальную позицию. Гуманизм – не только доброта, но иобъективность, справедливость[6, с. 17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод: младшийшкольный возраст — период впитывания, усвоения, накопления знаний. Этомаксимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Егохарактеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышеннаявосприимчивость, внимательность. Основные психические функции в этот периоддостигают достаточно высокого уровня, который становится базой для последующихкачественных приобретений психики. Дети в данном возрасте восприимчивы ивпечатлительны, что обеспечивает динамичное когнитивное и личностное развитиеребенка и создает возможность развития полифонических музыкальных способностей.Развитие человека – это процесс, результат количественных и качественныхизменений. Развиваясь, человек становится личностью – носителем сознания исамосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Движущаясила развития – борьба противоречий. Развитие человека определяется внутреннимии внешними условиями. В этом возрасте он должен очень многое понять, а потомунужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная установка этоговозраста – постижение окружающего мира, природы человеческих отношений.Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственныекачества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни. Духовноеи физическое развитие детей происходит неравномерно: в одни периоды – быстрее,в другие – медленнее. Здесь действуют многие закономерности, на которые следуетопираться учителю начальной школы. Особенно надо помнить, что существуютнаиболее благоприятные периоды для развития отдельных физических и духовныхкачеств, которые называются сензитивными. В каждом ребенке есть нечтоособенное, отличающее его от других детей. Учетвозрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов[4,с. 112].

Опираясьна него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованныеобъемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный дляразвития распорядок дня, режим труда и отдыха ребенка. Индивидуальныйподход − принцип отечественной педагогики, согласно которому вучебно-воспитательной работе достигает­ся педагогическое взаимодействие скаждым ребенком, осно­ванное на знании его черт личности и условий жизни. Чуткий педагог, используя индивидуальный подход,способен воздействовать на развитие всех параметров внимания у детей. Такимобразом, можно сделать вывод, что педагогу необходимо понять подлинныеличностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннееотношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящиемотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможетпрофессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочьребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками. Но он сделает это, только когда будут учитываться всефакторы, в том числе и особенности развития организма ребёнка[19, с. 80].

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список литературы

1.           Федеральный закон РФ Об образовании в РФот 29.12.2012 г. №273-Ф3

2.           Алиева, С.В. Социальная педагогика:Учебное пособие — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2013. — 424 c.

3.           Бабеева,Т.П., Использованиепринципов развивающего обучения в начальной школе / Т.П. Бабеева //Педагогические науки : журнал . — 2015 .— №1 .— С. 21-24.

4.           Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика?: учебное пособие для студентов пединтситутов, педагогических училищ иколледжей. — М. :Академия, 1997. — 240 с.

5.           Беляева,И.Г., Проблемапереучивания, связанная с особенностями методики обучения в начальной школе /И.Г. Беляева // Педагогические науки : журнал . — 2016 .— №6 .— С. 32-33.

6.           Бим-Бад, Б.М.Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. Бим-   Бад. — М.: Флинта, 2014.- 158 c.

7.           Бордовская, Н.В. Психология ипедагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская,С.И. Розум.. — СПб.: Питер, 2013. — 624 c.

8.           Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Современный ребёнок в современной образовательной среде  // Начальноеобразование : журнал . — 2015.— №2.— с. 9-16.

9.           Вахтеров В.П. Основы новой педагогики:монография. – М.: Лань, 2013. – 580 с.

10.       Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник/ Н. Е. Веракса, А. Н.    Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

11.       Воронов, В.В. Педагогикашколы: новый стандарт / В.В. Воронов. — М.:     ПО России, 2012. — 288 c.

12.       Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России,2004. — 512 с.

13.       Григорович Л.А. Педагогическая психология.- М.: Гардарики, 2003. —    314 с.

14.       Жуков, Г.Н. Общая и профессиональнаяпедагогика: Учебник / Г.Н.    Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М,2013. — 448 c.

15.       Каптерев П.Ф. Педагогическая психологиядля народных учителей, воспитателей и воспитательниц: монография. – М.: Лань,2013. – 635 с.

16.       Коленда, А. Н. Основы психологии ипедагогики: учебно-методическое пособие / А. Н. Коленда. – Гомель: ГомГМУ,2013. – 66 с.

17.       Корягина, Н. А. Социальная психология.Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт,2014. – 491 с.

18.       Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебноепособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.

19.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учебноепособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2014. – 582 с.

20.       Митина, Г.В., Методические условияразвития обучаемости школьников / Г.В. Митина, Л.Ю. Гребень // Начальная школа:журнал . — 2016 .— №10.— С. 37-41.

21.       Морозов А. В.Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В.       Чернилевский. -М.: Академический проект, 2016.- 560 c.

22.       Мыльникова Н.В., Системно-деятельностныйподход в обучении младших школьников // Начальное образование: журнал . — 2015.— №1.— С. 42-48.

23.       Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С.Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.

24.       Подласый  И.П. Педагогика начальной школы.–– М.: Владос, 2008. – 464 с.

25.       Скакун, В.А. Организация и методикапрофессионального обучения: учеб.пособие для СПО / В.А.Скакун. – М.:Форум:Инфра-М, 2009. – 336с. 

26.        Усик, Л.И., Развитиепознавательной активности младших школьников / Л.И. Усик // Начальная школа :журнал . — 2016 .— №6 .— С. 6-9.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет