«Я– учитель»
Я,Григорьева Айна Дмитриевна — учитель родного (якутского) языка и литературы вМБОУ Ойская СОШ им. А.В. Дмитриева с УИОП. Вот уже шестой год работаю учителемпосле окончания СВФУ им. М.К. Аммосова, ИЯКН СВ РФ по специальности – филолог.
Кто такойучитель? Я считаю, что, преждевсего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный,креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянноидущий вперёд. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать своиспособности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочьповерить в себя, в свои силы. Учитель – профессия не из лёгких. Ондолжен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационнымитехнологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностныекачества учителя: педагогическая позиция, отношение к детям и окружающей среде.И эти качества нам даются с раннего детства.
Я выросла вобычной сельской семье. С малых лет родители приучили нас помогать похозяйству, по дому. Мы доили коров, работали на сенокосе, как традиция каждыйгод ходили за ягодами. В тяжёлые 90-ые годы они работали не покладая рук. Моиродители для меня являются примером во всём: быть преданной своей работе,довести начатое дело до конца, с уважением относиться к окружающим, бытьуверенной в свои силы, не обращать внимание на негативные обстоятельства, бытьблагодарной каждому дню.
В выборепрофессии учителя особую роль сыграла моя мать, Дьячковская Елена Дмитриевна, высококвалифицированный учитель начальных классов, Отличник образования икультуры РС(Я), Почётный работник общего образования РФ, Учитель учителей,Заслуженный учитель в сфере образования, Почётный ветеран труда. Я с детства видела,как она учила своих детей, как любила их и понимающе относилась к каждому изних. Ученикиматери степлотой и благодарностью говорят о ней. В ДеньУчителя никогда не забывают поздравить и отправить еймаленький подарочек от чистого сердца. Мама всегдадаёт мне мудрые советы, помогает не только в педагогической деятельности, но ив жизненных ситуациях. Онакакникто другой верит в меня.
Дляменя, как учителю якутского языка и литературы,главнойцелью является, чтобы дети свободно владели родным языком, любили его ипроявляли интерес к изучению. Не зряв народе говорят,чтобез науки в жизни можно обойтись, а без родного языка – нет! Пока язык жив вустах народа, до тех пор жив и народ. Именно языксвязывает человека с его народом. Известный учёныйМ.В. Ломоносов сказал: “Каждый язык красив, но родной язык себе дороже”. «Сахабыттыла үрүйэ уутун курдук ыраас, сир симэҕинкурдук сиэдэрэй!»— так говорил народный писатель Якутии Н. Е. Мординов – Амма Аччыгыйа.Родной язык накладывает уникальный отпечаток накаждого из нас с момента рождения. Он является инструментом общения, размышленияи восприятия, описывает наше видение мира и отражает связь между прошлым,настоящим и будущим. Он формирует и пропитывает наше сознание, в которомзаложены традиции и культура нашего народа. Мы должны беречь и любить свойязык. И поэтому стараюсь заложить в душах моих учеников любовь к родному языку.
По-моему,учитель не только должен учить детей своему предмету, но и должен бытьвсесторонне развитой и творческой. А вот творческому началу я благодарна моимлюбимым родителям. Они ветераны сцены. Мы всей семьёйучаствовали в различных семейных конкурсах, являемся победителями и призерамиразличного уровня. Мой отец, Дьячковский Дмитрий Петрович, в 1977 году создалвокально – инструментальный ансамбль «Мичээр», известный в те времена по всейреспублике. Мать — тоже творческий человек. Меня поражает, что она умеет все: ипеть, и сочинять стихи, и танцевать, и рисовать… так могу перечислитьбесконечно... Так как явыросла в музыкальной семье, с раннего возраста люблюпеть. Для меня музыка – это вдохновение. Музыка меня окрыляет.Когда мне грустно, или хорошо, я всегда пою и слушаюмузыку. В школьные годы участвовала в различныхмузыкальных конкурсахи являлась дипломантом и лауреатом различного уровня. Ипоэтому я обучаю детей овладеть родным языком через творчество. Вовнеурочное время веду кружок якутского фольклора, где обучаю учащихсяисполнять все жанры якутского фольклора: читать скороговорки (чабырҕах),инсценировать якутские народные сказки, исполнять народные песни (норуотырыалара) в сопровождении якутских музыкальныхинструментов: күпсүүр,хомус, дьаҕа, сиксиир, исполнять осуохай (оһуокай) Ведь, фольклор- средство формирования интереса к родному языку у детей. Помимоэтого обучаю их выразительному чтению стихотворений якутских поэтов. Учащиеся сбольшим интересом занимаются в кружке. Устноенародное творчество, созданное нашими предками, по сей день изучается и передаетсяиз поколения в поколение. А задачаучителя – дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.Фольклор расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства,пробуждает интерес, развивает речь, делая её меткой, богатой и выразительной.Нашязык способен развивать не только творческие способности, но и в целом, всесклады ума ребёнка. Умениеговорить, думать, петь на родном языке – это и есть поистине настоящеебогатство каждого народа. Родной язык даёт нам уникальные возможности дляразвития. Любите свой роднойязык!Кропотливая работа дает плоды, и радует меня и учащихся. Они занимают призовыеместа в различных конкурсах:
· Победители и призёры улусного конкурсачтецов: Кельциев Саян, Яковлев Эрчим, ТарабукинВиталий, Никифоров Денис, Яковлев Егор, Кононов Артур, Иванов Айхал.
· 2 место во Всероссийском конкурсепосвящённый Дню Поэзии.
· Осипова Алексинна в жанре скороговорка(чабырҕах) победитель улусных конкурсов “Ийэ тылбыт этигэн кэрэтэ”, “Өбүгэүгэһин утумнааччылар”; лауреат Республиканских конкурсов “Дорообо, самаансайын!”, “Зима начинается с Якутии”.
· Никифорова Уйгууна, Варламова Айна,Устинова Вика, Осипова Алексинна в жанре народные песни (норуот ырыалара) лауреатыРеспубликанского конкурса “Славься, моя Якутия!”, “Көмүс дорҕоон”, “Талантыземли олонхо”, “Зима начинается с Якутии”.
· Варламова Айна номинант Республиканскогоконкурса чтецов посвящённый народному писателю С.П.Данилову.
· Григорьев Самит лауреат Республиканскогоконкурса чтецов “Ийэ тыл илгэтинэн”, лауреат Республиканских конкурсов в жанренародные песни (норуот ырыалара) “Славься, моя Якутия!”, “Көмүс дорҕоон”,“Дорообо, самаан сайын!”, “Бриллиантовые нотки”.
· Архипова Дайаана номинант в улусномконкурсе запевал осуохай (оһуокай)
Я уверена – выбрала правильныйпуть. Мой труд приносит мне радость! Я счастлива оттого, что я работаю с детьми!
Я –скульптор, но в руках у меня не глина.
Я- музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, ноработаю без скальпеля.
Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль сдуши. Я – учитель!
Наталья Чернова
(Изкниги «Доверяю тебе мою боль и радость»)