Защита от жестокого обращения
Цель. Формирование умения обращаться за помощью в случаежестокого обращения в семье, во дворе, в школе; обучение конструктивномурешению конфликтных ситуаций; формирование побуждения оказывать помощь ивыражать сочувствие жертвам насилия.
Задачи.
· Сформировать стремление избегать ситуаций,связанных с риском стать жертвой насилия.
· Сформировать сочувствие к жертвам насилия.
· Дать четкие представления о многообразиипроявлений насилия.
· Дать информацию об адекватной реакции присовершении насилия (куда обращаться за помощью).
· Сформировать защитные навыки, которые делаютподростков менее уязвимыми в опасных ситуациях.
Методическое оснащение
Текст «Жестокое обращение с детьми и подростками» (отрывок изкниги «Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам,пострадавшим от насилия»), текст «Насилие» (отрывок из книги «Оказаниемедико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим отнасилия»).
Ход занятия
Вводная часть
Актуализация знаний учащихся по проблемежестокости и насилия, создание адекватного эмоционально-волевого настроя.
Учащимся предлагается дать определение понятия «насилие» иперечислить его виды.
Насилие многолико и может проявляться всамых разнообразных формах: от оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому любоеповедение, которое нарушает права другого, является насилием. Насилиеможет быть физическим (удары, удержание против желания, травмы), психическими вербальным (оскорбления, угрозы, крик, принуждение), сексуальным(не только изнасилование, но и оскорбления; демонстрация порно; принуждение к проституции;сообщение информации, несоответствующей возрасту).
Приводятся фрагменты из интервью с подростками, пережившиминасилие.
О чувстве постоянного страха. «А когда мамаоставила меня одну, на целый вечер уехала в город, я не могла идти домой»; «Яговорила учительнице, что не могу принести домой четверку, что мне будет плохо.Я постоянно боюсь получить даже четверку!»; «Я вам точно говорю, что если моиодноклассники узнают, что со мной произошло, я не буду жить».
О чувстве стыда и вины. « Ячувствовал вину, когда слышал угрозы или получал подзатыльник, ведь я самый младший»;«Я часто спрашивал себя: «Человек ли я?» — когда он снова и снова приставал комне».
Учащимся предлагается коротко высказать свое эмоциональноеотношение к приведенным фрагментам.
Основная часть
Формирование представлений о многообразии проявлений насилияв повседневной жизни, уточнение личной позиции по этому вопросу; обоснованиенеобходимости обращения за помощью в ситуациях, связанных с насилием;формирование убеждения, что стремление получить помощь в случае совершениянасилия является показателем зрелости, а не слабости личностиназвать наиболее типичные для класса, школы илигорода виды насилия.
Проводится дискуссия на тему «Откуда берется жестокость?».
Дискуссия – обсуждение противоречия, спор,ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Общие принципы дискуссии:
· равноправныесубъект-субъектные отношения;
· позиция «Я – хороший,ты – хороший»;
· позиция «Поймите меняправильно»;
· истина превыше всего;
· краткость – сестраталанта;
· уважение и дружелюбиепри высказываниях.
Прогрессивная дискуссия. Ее цель –групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников всоответствующих коммуникативных умениях и навыках. Состоит из пяти этапов:
ü зарождение идеи;
ü все предложения выписываются на доске;
ü обсуждается каждый предложенный вариант;
ü рассматриваются наиболее подходящие варианты, затемони располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей;
ü руководитель организует дискуссию, в результатекоторой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них ивыбирается окончательное.
Обращается внимание учащихся на различные причины, приводящиек насилию (роль СМИ в провоцировании насилия; ложные представления общества отом, что жертва виновата сама; безнаказанность насилия; политические,экономические, социальные проблемы общества, в том числе терроризм). Особенноследует подчеркнуть стремление родителей и детей скрыть факты насилия в семье,то есть следовать мифу о том, что безоговорочное подчинение старшим воспитываетхорошего человека, в то время как на самом деле это приводит к воспитанию либонасильника, либо жертвы.
Учащимся предлагается указать один из видов помощи, которую бы онипосоветовали выбрать своему другу, оказавшемуся в сложной ситуации:психологическую (телефон доверия или личная встреча со специалистом),медицинскую, правовую, дружескую, семейную.
Принципы работы «Телефона доверия»
С самого начала необходимо:
– передать абоненту уверенность, что он обратилсятуда, где его поймут и помогут;
– определить степень серьезности ситуации, объемвремени, в течение которого должно быть принято хотя бы первичное решение.
Абоненту предоставляется возможность говорить, в товремя как консультант слушает его, не перебивая, не вмешиваясь и собираяпервичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, поддакивания.
Консультант помогает подростку выделить опорныесмысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именнотебя в этом огорчает?»).
Затем необходимо подметить все позитивные стороныличности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе,одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь.
Далее вырабатывается план действий по преодолениюкритической ситуации, с которым подросток согласен.
В заключение – поддержка и максимальное одобрениеабонента.
Упражнение «Телефон доверия»
Учитель выступает в роли жертвы, а 2-3 ученика по очередииграют роль дежурного на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спинойдруг к другу), время консультации – 3-4 минуты. По окончании каждойконсультации ученик рассказывает о своих чувствах в момент оказания помощи.Задача класса – по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультантаи обосновать свое мнение.
Заключительная часть
Отработка личной стратегии, целью которой является снижениериска попадания в опасные ситуации и понимание необходимости обращения запомощью.
Учащимся надо продумать свои действия для снижения рискапопадания в опасные ситуации. Предлагается обсудить такие ситуации: во времяфутбольного матча возникла драка между фанатами; поздно вечером тывозвращаешься домой один; на дискотеке возник конфликт. Надо предложить тришага личной безопасности в каждой из приведенных ситуаций и проранжировать этишаги по степени эффективности.
Ролевая игра «Экспресс-интервью»
Учащимся предлагается назвать действия по предотвращениюнасилия от имени: телевизионного ведущего, молодежного лидера, журналиста,ученика 10-го класса, учителя, популярного певца, родителя, спортсмена.
Осмысление опыта. Продолжить фразу «О насилииговорить необходимо, так как… И трудно, потому что…».