Методическое сообщение на тему:
«Способы ознакомления детей с технологией
печатной графики в условиях детской
художественной школы на примерекартонографии»
Выполнила:
преподаватель
Николаева О.М.
На занятиях в детской художественной школедети знакомятся с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика,скульптура и др.). Теоретические знания они получают на уроках по историиискусств, практику познают в учебном процессе при работе над постановками,творческими заданиями, на уроках скульптуры и ДПИ.
Из огромного количества техник иматериалов, используются наиболее приемлемые для детского возраста. Так,например, при работе над графическими произведениями, учащиеся используюткарандаш, тушь, ручку, фломастер – это средства изображения станковой графики.Чтобы попробовать печатные техники графики (офорт, литография и др.) необходимоиметь специальное оборудование и средства обеспечения безопасности, чтоневозможно сделать в условиях школы. Поэтому использование такой техникипечатной графики, как картонография, может восполнить пробел в этой области.Картонография не требует какого-либо специального оборудования. Все, чтонеобходимо для ее исполнения. Это картон, ватман, клей ПВА, ножницы, тюбикмасляной краски и широкая кисть.
Целью и задачами данной техники являются:формирование творческого мировоззрения, развитие художественного образногомышления; развитие терпения, аккуратности; знакомство с видами печатных техники получение навыков создания самостоятельных произведений, воспитаниеуважительного и почтительного отношения к творчеству, к мировомухудожественному наследию; обучение учащихся последовательности при выполненииработы (от эскиза – к законченному произведению).
Графика – вид изобразительного искусства,использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна иточки. При работе в технике графики обычно применяют не больше одного цвета(кроме основного черного), в редких случаях – два. Главная основа дляграфических работ – бумага.
В зависимости от способа исполнения ивозможностей тиражирования, графику делят на станковую и печатную. Станковаяграфика – создание произведений в единственном экземпляре (законченный рисунок,имеющий самостоятельное значение). Печатная графика (гравюра) – созданиепечатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.
Гравюра известна с VI—VIIвв. в Китае. Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе всредние века с появлением бумаги и открытием печатного станка. Многие техникипечатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскизмастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потомпечатали.
По технике исполнения печатную графику восновном делят на высокую, глубокую и плоскую печать.
Высокая печать:
Поверхность основы неровная, краскананоситься валиком или кистью на выпуклые места, а углубления остаются чистыми,бумага прикладывается и прижимается прессом. К высокой печати относятся такиетехники, как ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (гравюра налинолеуме).
Глубокая печать:
Краска заполняет углубления, канавки инеровности, а с гладкой поверхности счищается; влажная бумага прижимается кдоске и прокатывается под большим давлением в офортном станке, где вал с сукномили войлоком вдавливает ее в доску, заставляя выбирать краску из углублений. Кглубокой печати относятся резцовая гравюра (гравюра на металле), сухая игла(гравюра на металле металлической офортной иглой), офорт (гравюра на металле,когда рисунок создается при помощи травления кислотой) и др.
Плоская печать:
Краска химическим или каким-либо другимспособом каждый раз прилипает к поверхности основы там, где надо, а где не надоне ложится. К плоской печати относятся литография (печать на камне), монотипия(одноразовая печать), граттаж (имитация гравюры).
Картонографию можно отнести к техникевысокой печати.
Наиболее удачные темы для данной техники:мир растений и насекомых, пейзаж, натюрморт, иллюстрация к сказке и др.
Сначала выполняется перенос изображениякарандашом с эскиза на основу из картона заданного формата. Предметыупрощаются, приводятся к наиболее простым, удобным для вырезания геометрическимформам (стилизуются).
Затем осуществляется вырезаниеизображения. Детали вырезаются из картона, на котором рисовалось изображение, азатем выкладываются на другой картон такого же размера.
Здесь необходимо отметить некоторыеособенности выполнения задания:
— в процессе работы необходимо рассказатьо «ступенчатости» будущей основы: при печатании темнее получится та детальизображения, которая будет выше, поэтому детали, которые необходимо выделить(главное пятно в композиции), выполняются в два или три слоя картона(дополнительные слои вырезаются из отдельного картона); или наоборот, еслиглавное пятно должно быть самым светлым, то в несколько слоев вырезаются деталифона;
— следует понимать, что при печатанииполучается «зеркальное» изображение, т.е. перевернутое слева направо, поэтому,если этот момент нежелателен, то вырезанные детали располагаются на основе«зеркально», а в итоге после печатания изображение будет выглядеть, как былозапланировано по эскизу;
— если в работе используется картон,глянцевый с одной стороны, то следует знать, что при печатании «глянцевые»детали получаются более темными, более пропечатанными, т.к. на основе краска вних впитывается хуже, чем в обыкновенный матовый картон.
Затем вырезанные детали наклеиваются наоснову из картона. При этом необходимо учитывать следущее:
— для работы лучше всего подойдет густойклей ПВА (строительный клей ПВА отлить в небольшую банку и оставить ее открытойна 1-4 недели для загустения, не забывая помешивать раз в сутки);
— определения порядка приклеиваниядеталей: сначала крупные (нижние), затем на них приклеиваются мелкие детали;
— в работе можно использовать материалы сразной фактурой для создания разнофактурного изображения: гофрированный картон,ажурная салфетка, ткань с грубым переплетением нитей, сухие листья и т.д.
В конце на картон наносится краска ипроисходит печатание. Важные моменты:
— для работы необходима масляная чернаякраска; для экспериментов с цветом можно взять еще 1-2 цвета, но помнить, чтоцвет в графике играет вспомогательную роль;
— если краска слишком жидкая и необходимоудалить излишки масла, то сначала выдавить необходимое количество краски набумагу (газету) и дать впитаться в нее маслу;
— если краска сухая, то наоборот, принанесении ее на картон следует добавлять немного растительного масла;
— краску можно наносить валиком илиширокой упругой кистью; затем приложить подготовленный лист бумаги, прижать ипостепенно прогладить руками или каким-либо закругленным предметом (ложкой,круглой ручкой ножниц и т.д.);
— самый простой вариант – покрыть картонтемной краской (черной, коричневой, синей);
— с одного покрытого краской картона можносделать несколько оттисков, каждый последующий будет светлее предыдущего;
— можно печатать в несколько этапов:сначала покрыть картон светлым цветом (например, охрой), отпечатать, датьпросохнуть несколько дней, затем уже работать с темным цветом: покрыть им накартоне некоторые участки (наиболее выпуклые, или какую-нибудь деталь) иотпечатать;
— для печатания можно использовать разнуюбумагу, в зависимости от ожидаемого результата: ватман, тонкая оберточнаябумага, акварельная бумага с шершавой поверхностью, цветная бумага;
— масляная краска хорошо оттирается с руки кистей растительным маслом, а потом теплой водой с мылом.
Таким образом, с помощью картонографииможно познакомить учащихся с техникой и этапами работы над печатной графикой вусловиях детской художественной школы.