X-PDF

Подъём антиколониальных движений.

Поделиться статьей

Конспект урока истории

 Дата 25.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Ослабление колониальных империй»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить послевоенную колониальную политику, выяснить причины национально-освободительного  движения в колониальных и зависимых странах.

 

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.

 

Презентация к уроку по теме: «Ослабление колониальных империй»

Ход урока

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  Цель нашего урока:  определить послевоенную колониальную политику, выяснить причины национально-освободительного  движения в колониальных и зависимых странах

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

Послевоенная колониальная политика и её итоги.

2. Подъём антиколониальных движений.

Революция и гражданская война в Китае

 

Послевоенная колониальная политика и её итоги.

После завершения Первой мировой войны в колониальных и зависимых странах начался подъём освободительного движения. Под его влиянием колониальным империям пришлось пойти на существенные уступки покорённым народам и отказаться от планов закабаления многих стран.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Итоги мировой войны в Европе были определены на Парижской мирной конференции 1919 г., в Азии — на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. На них решался вопрос и о разделе колоний Центральных держав.

Государства-победители сумели подвести под свои действия международно-правовую базу. В Устав Лиги Наций был внесён пункт о народах, не готовых к самоуправлению. Опека над ними, то есть мандат на управление от имени Лиги, передавался ведущим колониальным державам.

ИЗ СТАТУТА (УСТАВА) ЛИГИ НАЦИЙ (28 июня 1919 г.)

Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляют священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

Лучший метод практически провести этот принцип — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

Почему державы-победительницы считали, что ряд территорий должен находиться под их управлением? Насколько убедительными, с вашей точки зрения, являются их аргументы?

На Парижской мирной конференции было намечено разделить Турцию между Англией, Францией, Италией и Грецией. Англия рассчитывала полностью подчинить себе Иран, Афганистан и Закавказье. Однако эти намерения колонизаторов вызвали мощную волну национально-освободительного движения.

Подъём антиколониальных движений.

Ещё в годы войны 1914- 1918 гг. Англия и Франция привлекли к участию в боевых действиях в Европе так называемые туземные войска, набранные в колониях. Их бойцы получили навыки владения современным оружием. Лидеры национальных движений (особенно в Индии), не возражали против наборов в армию, взамен рассчитывая получить уступки от колониальных властей в будущем. Однако этого не произошло. Ареной освободительных движений стали многие страны Азии и Африки.

Власти метрополий после перенесённых тягот войны не решились втягиваться в длительные и кровопролитные конфликты в колониях. Попытки посылать крупные воинские формирования за границу вызывали протесты общественности.

В 1919 г. колонизаторы в очередной раз потерпели поражение в Афганистане. Англия начала войну за полное подчинение этого государства. Однако афганские племена оказали упорное сопротивление. Англичанам пришлось отступить и признать независимость Афганистана. Его король, Аманулла-хан, в 1921 г. установил дружественные отношения с Советской Россией. Правительство Афганистана вступило на путь реформ. Натуральный налог на крестьянство постепенно заменялся денежным, государство учредило ряд банков, началось строительство школ и больниц. Страна оставалась монархией, но при принятии решений учитывалось мнение Лой джирги — съезда представителей афганских племён и народностей.

Покорению Афганистана помешал подъём освободительного движения в Индии, который отвлёк внимание англичан. Партия ИНК во главе с М. Ганди потребовала расширения полномочий органов местного самоуправления и учёта интересов индийских предпринимателей. ИНК вновь начала серию кампаний гражданского неповиновения. Отказ от сотрудничества с британскими властями, самосожжения в знак протеста, манифестации и демонстрации привели к столкновениям. Крупнейшее из них произошло в 1919 г. в городе Амритсаре. По приказу колониальных властей был расстрелян митинг протеста.

В 1922 г. кампания гражданского неповиновения была прекращена. Она возобновилась в 1928 г. Крестьяне перестали платить налоги и, в нарушение государственной монополии на соль, стали варить её сами. В городах началась всеобщая забастовка.

В 1930 г. большинство лидеров ИНК были арестованы, однако борьба индийцев за независимость не прекратилась. Страна оказалась на грани всеобщего восстания. Англичанам пришлось пойти на уступки. Политические заключённые получили свободу и право выражать свои взгляды, в том числе и выступать с требованиями независимости страны. В 1935 г. Индия стала федерацией территорий и княжеств. В 1937 г. прошли выборы в местные органы власти, на которых победил ИНК.

Освободительное движение в Индии помешало англичанам подчинить своему влиянию и Иран. В 1918 г. он был почти полностью оккупирован британскими войсками. Шаху Ирана было навязано «Соглашение о британской помощи для содействия прогрессу Персии». Превращение страны в протекторат вызвало восстания в городах Тебриз, Хамадан и Гилян. В 1921 г. в столице, Тегеране, произошёл государственный переворот. Власть захватил военный министр

М. Кемаль

Реза-хан Пехлеви, который командовал казачьей бригадой, созданной ещё при помощи Российской империи (позднее он стал шахом Ирана). Реза-хан проявил себя талантливым дипломатом. В 1921 г. он незамедлительно заключил договор с Советской Россией об установлении дипломатических отношений. Россия отказалась от тех привилегий, которые имело царское правительство в Иране. Реза-хан обязался не допускать использования Ирана для враждебных действий в отношении её. Более того, Россия получила право вводить на Иранскую территорию свои войска в случае угрозы её безопасности. Сразу после подписания этого соглашения Реза-хан потребовал вывода английских войск из страны. Великобритания вынуждена была отказаться от своих претензий к Ирану.

Тяжёлое поражение колонизаторы потерпели в Турции. Султанское правительство, находившееся в оккупированном странами Антанты Стамбуле, приняло продиктованные ему условия раздела страны. Это вызвало подъём национально-освободительного движения, возглавленного генералом Мустафой Кемалем, имевшим репутацию талантливого полководца. Позднее его называли Ататюрком (отцом турок). В годы Первой мировой войны он разгромил англо-французскую армию, высадившуюся вблизи Стамбула.

В Анкаре Кемаль созвал Великое национальное собрание, объявившее себя единственной законной властью. Ататюрк установил дружественные отношения с Советской Россией, получил от неё военную помощь. Советский полководец М.В. Фрунзе содействовал реорганизации турецкой армии. Против Турции выступили Армения и Греция — союзники Англии и Франции. Однако это закончилось для них военной катастрофой.

В 1923 г. в Лозанне было заключено соглашение, по которому страны Антанты признали неприкосновенность турецких границ. Правительство Ататюрка взяло курс на модернизацию страны: строились железные и шоссейные дороги, создавалась национальная банковская система, поддерживалась предпринимательская деятельность, развивалась система светского образования. Была ограничена власть феодалов и мусульманского духовенства. Сложилась однопартийная политическая система, когда до середины 1940-х гг. вся власть принадлежала созданной М. Кемалем Народно-республиканской партии.

Большие сложности возникли у держав Антанты и в других мусульманских странах. Так, горские племена, населявшие территории испанского и французского Марокко, провозгласили создание Республики Риф и в 1921-1924 гг. нанесли ряд военных поражений колонизаторам. Совместными силами Франции и Испании в 1926 г. повстанцев удалось разбить, хотя окончательно боевые действия на территории Марокко завершились лишь в 1934 г. В 1920 г. вооружённое сопротивление колонизаторам началось в Сирии и Ливане. Оно было разгромлено, но в 1925-1927 гг. эти колонии вновь оказались охвачены восстанием. Жестоко подавив его, французские власти всё же пошли на некоторые уступки. Сирийцы и ливанцы были допущены к управлению колониями, вводились налоговые льготы для местных предпринимателей.

Более гибкую политику проводила Англия, имевшая опыт привлечения знати колоний на свою сторону. Столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Египте и Ираке, британские власти пошли на уступки. Они признали формальную независимость этих колоний, ставших монархиями (в 1922 г. — Египет, в 1930 г. — Ирак). Но при этом англичане оговорили особый статус своих граждан и военное присутствие на иракской и египетской территории, сохранили контроль над вооружёнными силами этих стран и их таможенной политикой. Из колоний Египет и Ирак превратились в зависимые государства. Это привело к временному снижению накала борьбы за полную независимость.

Политику уступок проводили в своих владениях и США. Так, на Филиппинах ещё до Первой мировой войны было разрешено создание политических партий, проведены выборы в парламент, имевший ограниченные полномочия. В 1935 г. Филиппины стали формально независимым государством: страна получила конституцию, состоялись президентские выборы. Однако реальная власть принадлежала американскому верховному комиссару, на территории страны оставались войска США.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет