ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Как прекрасен этот мир!»
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей,бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательноеотношение к миру природы, к живым существам, в
• процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения иэкспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию,мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
• Принять участие в озеленении территориидетского сада.
• Совершенствовать навыки детей по уходу зарастениями.
Тип проекта:
Долгосрочный (сентябрь — май), исследовательский,практико-ориентированный.
Предмет исследования: растительный и животный мир, обитающий натерритории детского сада.
· Актуальность темы
Природа – удивительный мир, воздействиекоторого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природаявляется источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, частозапоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия иудивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своейисследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремлениесамостоятельно искать новые сведения о мире это важнейшие черты детскогоповедения. Ребенок настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить – значитсделать шаг в неизведанное и непознанное.Особое значение для развития личностидошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средойобеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существеннуюроль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельностьдошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе детипреобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениямиприроды.
Ожидаемые результаты:
-у детей сформированы элементарные экологическиезнания и культура поведения в природе;
-дети понимают взаимосвязь в природе, бережноотносятся к ней, животным, птицам, насекомым;
-у детей развит интерес к явлениям и объектамприроды;
-дети умеют проводить несложные опыты,экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-повышен уровень экологической культурыродителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
-создано единое образовательное пространствоДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный
Подготовительный этап
-Сбор и анализ литературы по данной теме.
-Определение цели, исходя из интересов ипотребностей детей.
-Планирование предстоящей деятельности,направленной на реализацию
проекта.
-Обеспечение дидактического комплекса для реализациипроекта.
-Насыщение предметно- развивающей пространственнойсреды группы тематическим содержанием.
Основной этап
1.Викторина «Знатоки природы». (Конспект «Приложение»).
2.Занятие порисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
Цель: закрепить знания о лесе, как об экосистеме.
3. Занятие по познавательномуразвитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах,формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; воспитыватьаккуратность при работе; умение работать сообща.
4.Игра на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимостичистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видахмусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи.Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать вкоманде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицахгорода, соблюдать чистоту и порядок.
5.Коллективная аппликация на тему: «Берегинаш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как обэкосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям.Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развиватьумение работать сообща.
6.Беседы.
«Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенноепредставление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей кжизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желаниепомогать им в трудных зимних условиях.
«Елкины иголки».
Цель: расширять представление детей о деревьях;способствовать развитию познавательного интереса; учить детей внимательновыслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логическимыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненныепредложения.
Беседа «Наша Красная книга»
Цели: воспитывать у детейбережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторымивидами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональныйотклик, желание защитить природу.
Беседа «Охранять природу, значит охранять Родину».
Цель: расширить представления детей о том, чтоживотные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах иогородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей; закрепить иобобщить представления о растениях и животных, как о живых существах; побуждатьдетей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить ; углубитьпонимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Беседа «Братьянаши меньшие».
Цель: воспитывать у детейзаботливое, бережное отношение к домашним питомцам; формировать пониманиеответственности за тех живых существ, кого они приручили.
Беседа «Новогодняякрасавица».
Цель: уточнить представлениедетей о ели, ее росте, развитии, значении; формировать понимание того, чтоуничтожать живые елки для новогоднего праздника недопустимо; воспитывать удетей чувство прекрасного.
7.Дидактические игры:
«Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей о том, чемпитаются звери; развивать познавательный интерес.
«Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
«Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах ихобитания.
«Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживойприроде.
«Удивительные животные».
Цель: расширить представления детей о миреживотных; формировать умения распознавать их на картинках; познакомить детей синтересными фактами из жизни животных.
8.Наблюдения.
-Экскурсия «Деревья растут вместе с нами».
Цель: познакомить детей с деревьями и кустарниками,произрастающими на территории детского сада; научить детей распознаватьпризнаки деревьев по листьям, кроне, стволу; воспитывать бережное отношение крастениям.
-Экскурсия «Плодовые деревья и ягодныекустарники».
Цель: формируем умения различать плодовые деревья( яблони, сливы, вишни, облепиху) и ягодные кустарники ( смородину, малину);познакомить с полезными свойствами плодов и ягод для здоровья человека; учитьдетей ухаживать, заботиться о культурных растениях.
-Наблюдения за животными.
«Божья коровка – хищница в мире насекомых».
«Муравей – великий труженик».
«Скворцы – очень полезные птицы».
«Голуби – посланцы мира».
«Птица на кормушке – воробьи, вороны».
«Снегири и синички зимой».
«Домашние питомцы – кошки, собаки .»
9. Экологические акции.
«Посади дерево».
«Наш цветущий детский сад».
«Скворечники и кормушки своими руками».
«Покорми птиц».
9.Познавательно-исследовательская деятельность.
-Эксперимент « Опыты с фасолью».
Цель: Развитие интереса кисследовательской деятельности через выращивание культурных растений и уходаза ними.
-Эксперимент « Выращиваниекаштана из плода орех».
Цель: сформировать основыэкологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы,научить сохранять и приумножать природное богатство.
-Конкурс «Огород на окне».
Цель: формирование и созданиеусловий для развития познавательного интереса, активизации знаний в процессепосадки семян и выращивания огородных растений.
-Уход за цветниками на участке.
Цель: сформировать умения правильноухаживать за культурными растениями; воспитывать чувство прекрасного; развиватьтрудолюбие и оказывать посильную помощь взрослым.
Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта
Приложение
1. Посадка каштана, выращенного Викой Парфеновой из его плода.
3.В гости к вишенке, посаженной год
назад. 4.Чудо – деревооблепиха.
4.Какиеже они красивые эти
божьикоровки.
5.Сколькоже здесь яблок!
Надо посчитать.
6.Когда же дождь пойдет?
7.А вот вам результат.
Входе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
-сформированы элементарные экологические знания и культураповедения в природе;
-дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнееотноситься к ней, животным, птицам, насекомым;
-появился интерес к явлениям и объектам природы.
-эакрепили умение экспериментировать,анализировать и делать выводы;
-повысилась экологическая культура родителей,они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;
Проводимая работа достаточно эффективна,результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятияэкологической направленности.
Список литературы.
1. Интернет-ресурсы:nsportal.ru– Социальная сеть работников образования.
2. КоломинаН.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Творческий Центр«Сфера» М.2003 г.
3. МолодцоваЛ.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «АСАР», 2001г.
4. НиколаеваС.Н. Юный эколог. Системы работы с детьми в детском саду. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010 г.
5. НиколаеваС.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М.,2005 г.