|
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»)
|
ДОКЛАД
Физическаякультура при ограниченных возможностях здоровья.
Преподаватель физической культуры
Яковлев А.Н.
Введение
Основнаяцель привлечения студентов с ОВЗ к регулярным занятиям физической культурой испортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, созданиенеобходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественнополезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культураи спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категориинаселения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Людис ОВЗ, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у нихчасто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях являетсядейственным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельностиорганизма, а также способствует повышению уровня физической подготовленности.Поэтому считаем, что на преподаватели физической культуры должны поощрять всевиды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставлениянадлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Физическаякультура при ограниченных возможностях здоровья.
Терминлицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российскомзаконодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностямиздоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями вразвитии» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицос ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определенияэтого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался какравнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тотфакт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статусаинвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантийреализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленномзаконом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Ониподразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированнойобразовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц,жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями илиотсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках,считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятиехарактеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным вповедении или деятельности, может быть временным или постоянным, а такжепрогрессирующим и регрессивным. Таким образом, к группе людей с ОВЗ относятсялица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельныхразделов образовательной программы вне специальных условий воспитания иобучения.
Различаютследующие категории лиц с нарушениями в развитии:
лицас нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
лицас нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
лицас нарушениями речи;
лицас нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
лицас задержкой психического развития (ЗПР);
лицас нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
лицас нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лицас множественными нарушениями.
ВыдвинутыйЛ.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим вотечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П.,1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействиядолжны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание,ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, нои на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов,физических способностей и нравственных качеств.
Коррекционно-развивающеенаправление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которыеусловно можно объединить в следующие группы:
коррекцияосновных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении налыжах, упражнениях с предметами и др.;
коррекцияи развитие физической подготовленности;
коррекцияи развитие координационных способностей;
коррекцияи профилактика соматических нарушений;
профилактика,коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
развитиепознавательной деятельности;
формированиеличности ребенка.
МЕТОДЫИ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Методотражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельностиявляются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом самон выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всеммногообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психическойсферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любойфизкультурной деятельности. К ним относятся:
методформирования занятий;
методобучения двигательной деятельности;
методразвития физических способностей;
методвоспитания личности;
методорганизации взаимодействия педагога и занимающегося;
методрегулирования психического состояния детей.
Изспортивно-педагогических используют: метод строго регламентированногоупражнения, т.е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке взанятиях; игровой метод.
Формызанятий в реабилитации детей с ОВЗ имеют свою специфику. Целесообразноиспользовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий.
Особенностиорганизации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ
Содержаниевысшего образования по образовательным программам и условия организацииобучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательнойпрограммой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программойреабилитации инвалида. Обучение по образовательным программамстудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется с учетом особенностейпсихофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровьятаких обучающихся. Исходя из психофизического развития и состояния здоровьястудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, организуются занятия совместно с другимиобучающимися в общих группах, используя социально-активные и рефлексивныеметоды обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказанияпомощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами,создании комфортного психологического климата в студенческой группе,отражающегося в планах воспитательной работы в техникуме, а так же приразработке индивидуальных планах обучения студентов. Обучениестудентов-инвалидов и студентов с ОВЗ может осуществляться индивидуально, атакже с применением дистанционных технологий.
Дляполноценного занятия студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ физическойкультурой желательно модернизировать физкультурно-спортивные базы техникума: оборудоватьплощадки специализированными тренажерами общеукрепляющей направленности ифитнес-тренажерами в существующих спортивных залах, создавать безбарьернуюсреду в существующих спортивных комплексах и спортивных залах. Созданиебезбарьерной среды должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов илиц с ограниченными возможностями здоровья:
—с нарушениями зрения;
—с нарушениями слуха;
—с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Обеспечениедоступности прилегающей к учебному заведению территории, входных путей, путейперемещения внутри здания для различных нозологий. Территория должнасоответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобногопередвижения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обеспечения доступа кзданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступностьпутей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки,дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудованиелестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделениемест для парковки автотранспортных средств инвалидов. Особое вниманиенеобходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информациейдля сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
Проведениетекущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц сограниченными возможностями здоровья.
Дляосуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточнойаттестации, обучающихся могут создаваться фонды оценочных средств,адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ипозволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательнойпрограмме результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций,заявленных в образовательной программе. Форма проведения текущей и итоговойаттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальныхпсихофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно накомпьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалидупредоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете илиэкзамене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физкультураи спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению илиустановлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая иускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан.Действительно, существуют такие виды спорта, в которых инвалиды могут принятьучастие, сидя в креслах-колясках: стрельба из лука, настольный теннис,баскетбол, некоторые виды легкой атлетики, вне коляски — волейбол (сидя),плавание, тяжелая атлетика и др. Для ампутантов, помимо перечисленных видовспорта, — прыжки в высоту и длину (легкая атлетика), волейбол (стоя), лыжныегонки, футбол. Многие выдающиеся спортсмены-инвалиды успешно преодолели своифизические недостатки (ампутации, параплегии) благодаря интенсивной ирегулярной тренировке, достигнув при этом своих прежних спортивных иартистических результатов.