X-PDF

Знакомство с основами читательской грамотности через технологию «Лепбук»

Поделиться статьей

Как говорил В. А. Сухомлинский «Еслис детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало егодуховной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будетпустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.»

Читательская грамотность. Это способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни.

Конечно, дети дошкольного возраста являютсяслушателями, а не читателями.И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателейэмоциональным отношением к прочитаннымпроизведения.

Работа над словом начиналась сраннего возраста детей.Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались ссамого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Современные дети — это «наблюдателии зрители», которые привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходитна задний план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашейжизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Какследствие — низкий уровень читательскойграмотности, культуры и образования в целом.

Поэтому наша, основная задачавоспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, обращаявнимание детей нетолько на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа,стихотворения и других жанров художественной литературы.

Чтобы заинтересовать, влюбить и заразитьмаленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям в своей работе, мы используемодну из технологий по формированию данной компетенции — это технология «Лэпбук»под названием «Волшебное путешествие по страницам книг» и «В гостях у сказки».

    В первом лэпбуке «Волшебноепутешествие по страницам книг имеется 6 кармаек . В первом кармашке находятся портреты великихписателей и поэтов А. С. Пушкина, Н. Н. Носова, Корнея Чуковского, СамуилаЯковлевича Маршака и С. В. Михалкова.  Учим детей чётко проговаривать фамилию,имя, отчество автора, знакомимс их творчеством, правильное название произведенияи главного героя. Далее можно усложнить и попросить детейназывать главный сюжет сказки (главнуюидею, чему учит сказка) или «Назовиавтора произведения по сюжетной картинке». Такимобразом, закрепляются знания детей, развиваетсяречь, формируются предпосылки для читательской грамотности детей.

    В следующемкармашке находится игра «Четвертый лишний» для детей имеетразвивающее значение. Она способствует развитию познавательныхпроцессов. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление,активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицироватьпредметы, используя игровые упражнения.

    Расскажисказку или рассказ. Ребенок читаетсказку, заменяя картинки словами, что развивает навыки чтения детей, закрепляет умение узнавать туили иную сказку или рассказ, учит обосновывать свой выбор, называя основныеэпизоды, что вызывает у детей интерес к героям, сопереживание им. В процессеработы ребёнок должен уточнить, что это рассказ, а не сказка или наоборот.

    Далее расположенкармашек с загадками. Загадки для детей нтересны и познавательны.Детские загадки учат сравнивать предметы между собой, находить их главные ивторостепенные признаки, расширяют кругозор, открывают интересные и разныестороны действительности, развивает умственную активность,сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтическогослуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У нихвызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственногосостязания.

  Следующий кармашек. «Из какой сказки или рассказа предмет».  Закрепляет знаниесказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.

    Далее игра «Доскажисловечко»  чтениес продолжением, что развивает у детейустойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями,закрепляет знание о героях сказки или рассказа.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

В любом возрасте дети любят народныесказки, это один из жанров художественной литературы, который формируетпредпосылки читательской грамотности, поэтому мы изготовили еще один лепбук «Вгостях у сказки». Он также состоит из шести кармашков.

    В первом кармашке задание: «Назовисказку», развивает самостоятельность мышления, закрепляетзнания русских народных сказок,ребенок учится узнавать сказки поэпизодическим картинкам.

   В следующем кармашке нужно описатьгероя из сказки. Эта игра воспитывает умение называть героя по егохарактерным признакам, описаниям. Формирует представление о добре и зле,раскрывает добрые и злые поступки. Дает понять, что каждому дана свободавыбора: творить добро или зло. Расширяет активный словарь детей, учитсоставлять связный рассказ, развивать навыки связной речи. Воспитывать в детяхположительные качества: взаимопомощь, дружелюбие.

    «Дидактические игры»- вызваютинтерес к творчеству художников – иллюстраторов, развиваюте связную реч,диалогическую, активизируют словарный запас детей, развивают память, восприятие,воображение, воспитывают любовь к художественной литературе.

     Мнемотаблицы развивает у детей умение с помощью графической аналогии, понимать и рассказывать знакомые сказки.

     Так же в данном лепбукепредусмотрен театр. Играть в таком театре очень легко, а самоеглавное интересно. Дети сами выбирают своего «актёра», берут в руки и начинаетсяспектакль. Это способствует художественному воспитанию,эстетическому развитию ребенка. Обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет ихзнания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь,художественный вкус.

     «Собери сказку поиллюстрациям».  Дети раскладывают картинки по порядку и рассказываютсодержание сказки.  Побуждает детей к пересказу знакомой сказки последовательно ивыразительно; развивает внимание, усидчивость, мышление, память; формирует умениеориентироваться в пространстве.

    Внедрение такой технологии, каклэпбук, формирует предпосылки читательской грамотности, но и помогаетиспользовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимальноширокого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения, социальных отношений и в развитии творческих начал.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка
на расчет