Принципом принято называть основное, исходное положение какой-либо теории, учения, деятельности людей. Принципы формулируются на основе изучения законов развития природы и общества, закономерностей какой-либо деятельности.
Методика как самостоятельная педагогическая наука в своем развитии опирается на целый ряд принципов.
Во-первых, это принципы дидактики, так называемые общедидактические принципы: воспитывающего и развивающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности и посильности, наглядности, сознательности и активности учащихся в процессе обучения, прочности, связи теории с практикой, осуществления индивидуально- дифференцированного подхода в обучении и др.
В настоящее время актуальными для методики начального обучения русскому языку стали принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в процессе обучения, прохождение материала более высоким темпом, осознание учащимися самого процесса обучения и др.
|
|
В работах Л.П.Федоренко «Принципы обучения русскому языку (М., 1973 г.), «Закономерности усвоения родной речи» (М., 1984 г.) предпринята попытка выделить основные закономерности развития речи ребенка в процессе изучения языка и сформулировать соответствующие принципы методики. Кратко охарактеризуем их:
1 Закономерность: при изучении языка необходимо обратить внимание на тренировку органов речи для совершенствования произносительных речевых навыков. Принцип — развитие внимания к материи языка, к практическому развитию органов речи.
2 Закономерность: в языке соблюдается единство формы и содержания каждой языковой единицы. Принцип – изучение языка с учетом «понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков».
3 Закономерность: в процессе обучения языку происходит усвоение средств выразительности речи. Принцип – внимание к выразительности речи, разграничение сообщающей и стилистической функций языковых знаков.
4 Закономерность: при обучении языку важно опираться на языковое чутье ребенка. Принцип – развитие чувства языка или языкового чутья у учащихся.
5 Закономерность: устной речью младшие школьники овладевают раньше, чем письменной. Принцип – «опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной», опора на устную речевую практику ребенка в изучении языка.
Связь методики с другими науками
Методика как педагогическая наука тесно связана с другими науками педагогического и лингвистического языка.
Актуальные проблемы методики начального обучения русскому языку
|
|
Современная методика обучения русскому языку в начальной школе бурно развивается. Развитие осуществляется по всем ее линиям: методика обучения грамоте, методика изучения языковой теории, методика литературного чтения, методика развития речи. Создаются новые учебно-методические комплекты для начальной школы (концепции, программы, учебники и учебно-методические пособия к ним). Основные направления совершенствования методики: обеспечение развития учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе (развитие их интеллектуальной творческой деятельности, исследовательских умений и навыков, коммуникативных компетенций и др.)
С 2011-2012 учебного года начальная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (второго поколения). Ставится задача реализовать системно-деятельностный подход в начальном обучении: наряду со знаниевым компонентом (умениями читать, считать и писать) в программном содержании предусматривается деятельностный компонент (заложить основы учебной деятельности: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, реализовывать и оценивать учебные действия и их результат). Новые программы начального обучения ориентированы не только на формирование предметных, но и метапредметных или универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В связи с этим разрабатываются и внедряются в школьную практику новые образовательные методики и технологии: технология взаимодействия, исследовательские методы и приемы, проектные методы, информационные и компьютерные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технологии организации самостоятельной работы (сбор новой информации, поиск информации, предоставление информации и др.).