Мастер-класс на тему«Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младшихшкольников»
Цель мастер-класса:: расширение представления об инновационной технологии « Синквейн» и еезначении в развитии речевых навыков.
Задачи:
— обобщить опыт работы по теме Использование приёма «синквейн»в работе учителя начальных классов
-представить формы работы с синквейнами на уроках в начальной школе;
—обучать последовательности действий, использованию приемов Синквейна;
Этотприём технологии:
•способствует речевому развитию;
•активизации словарного запаса;
• учитподбирать синонимы;
•развивает: внимание, мышление, память, воображение,речь.
•способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
I. Организационный этап
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги,гости!
Тема моего мастер– класса «Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младшихшкольников». . Хорошее владение словом — это искусство, которому нужно учитьсяне один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональнаякарьера.
Решение проблемречи является актуальной темой в младшем школьном возрасте.
У младших школьников,часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются впересказе и составлению рассказов.
Актуальность и целесообразностьиспользования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
— открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
— гармонично вписывается в работу поразвитию речи;
— способствует обогащению и актуализациисловаря;
— является диагностическим инструментом;
— носит характер комплексного воздействия(развивает речь, память, внимание, мышление)
— используется для закрепления изученнойтемы;
является игровым приемом;
Синквейн – это особое стихотворение,которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз исвидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развиватьспособности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства ипредставления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, номощный инструмент для рефлексии.
Синквейн — слово французское, в переводе означает«стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработанаамериканской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века. Вдохновленнаяяпонскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения,также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Дидактический синквейнвпервые начали использовать в американских школах.
Сравнительно недавно педагоги стали применятьсинквейн для активизации познавательной деятельности и использовать его какметод развития речи. .
Синквейн – это не простоестихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
Первая строчка стихотворения — этоего тема. Представлена она всего, одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов,раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредствомиспользования глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемусятемой Синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это предложение,составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица,поговорка в контексте раскрываемой темы. Оно состоит из четырёх, а иногда изтрёх слов.
Пятая строчка — всего одно слово.Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Приэтом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например,первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (кпримеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или изсловосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действиямогут описываться составными сказуемыми.
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, тосинквейн обязательно получится эмоциональным. Вот несколько примеров довольно удачныхсинквейнов моих учеников.
Синквейны можно составлять какиндивидуально, так и в парах. Мы начали составлять сиквейны в 1 классе. Сначалана уроках я давала учащимся задание составить синквейн коллективно.
Показывала учащимся картину и спрашивала.
Рассмотрим на примере, девочка.
Кто это?
Девочка.
Какая она?
Красивая, хорошая.
Что делает девочка?
Стоит, улыбается, радуется.
Составьте предложение о девочке.
Девочка играет с мишкой.
Как бы вы по-другому назвали девочку.Найдите похожее слово.
Человек.
Больше всего в начальном этапе мои ученики составляли синквейны по сказкам.
Давайте рассмотрим для примера «Сказку о рыбаке и рыбке». О ком, о чём будет наш синквейн?
1 строчка Рыбак,
2-какой?(добрый, послушный);
3-что делает? рыбачит, просит,выполняет.
4-предложение.Рыбак выполняетприказы старухи.
5-синоним-Простофиля.
Вывод: При помощи наводящих вопросовдети учатся выделять главную мысль сказки или определять характеристику героев,отвечать на вопросы и по определённому алгоритму создавать свои устныенерифмованные стихотворения.
Можноиспользовать метод неполного синквейна.
——-
Белый,пушистый
Сверкает,тает, идёт.
Белоснежныйковёр покрыл землю .
Осадок.
Что это? (Снег)
Такжеможно дать работу учащимся дополнить синквейн.
Например:
Мама.
Добрая,… .
Любит,…,…. .
Самыйдорогой человек на свете.
…….. .
Вывод: детимогут
Например, вот синквейн без указания темы,первой строки.
–На основе существующих строкнеобходимо её определить.
( Сказка).
________________.
Авторская, народная.
Учит всегда добру.
Там добро побеждает зло.
Волшебство.
Вывод: учащиеся учатся обобщать,
Такой вид синквейна можно использоватькак в конце урока на этапе закрепления, так и в начале урока при изучении новойтемы.
Наиболее удачным являетсяприменение прёма синквейн на уроке литературного чтения, когда нужноохарактеризовать героев произведения.
А если речь идёт о двухпротивоположных персонажах, дети учатся находить антонимы.
Рассмотрим на примересказки Владимира Одоевского « Мороз Иванович».Все мы знаем героев этой сказкиРукодельницу и Ленивицу.
Рукодельница.
Умная, заботливая.
Печёт, убирает,моет.
Она делает всё по дому.
Трудолюбивая.
Ленивица.
Глупая,беспомощная.
Спит, бездельничает,жалуется.
Ничего не умеет делать.
Ленивая.
Так же я даю учащимся заданиесоставить рассказ по синквейну. Например,
Зима
Холодная, суровая.
Морозит, заметает, украшает.
На окнах красивые узоры.
Холод.
Закончитьмастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего конкурса:
Мастер-класс.
Волнующий,интересный.
Учит,вдохновляет, показывает.
Мыслибудоражит, уверенность пробуждает.
Полезно.
Уважаемые коллеги, я предлагаюиспользовать приобретённые знания на конкретных примерах.
(Приглашаю 6 человек за столы). Я вампредлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.
Пока участники углубились в творчество,я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.
А наше компетентное жюри составитзагадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.
Я надеюсь, наши коллеги готовы.Пожалуйста, проходите.
Давайте поблагодарим наших коллег, затакие замечательные синквейны.
Давайте подведем итог нашей сегодняшнейработы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».
( на доске нарисованная заранее схемасинквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)
Мастер-класс
Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы
Я истинно благодарю вас за нашусовместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видахдеятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.