X-PDF

Мастер-класс на тему «Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младших школьников»

Поделиться статьей

Мастер-класс на тему«Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младшихшкольников»

Цель мастер-класса:: расширение представления об инновационной технологии « Синквейн» и еезначении в развитии речевых навыков.

 Задачи:

   — обобщить опыт работы по теме Использование приёма     «синквейн»в работе учителя начальных классов  

-представить формы работы с синквейнами на уроках в начальной школе;

обучать последовательности действий, использованию приемов Синквейна;

Этотприём технологии:

•способствует речевому развитию;

•активизации словарного запаса;

• учитподбирать синонимы;

•развивает: внимание, мышление, память, воображение,речь.

•способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

I. Организационный этап

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги,гости!

Тема моего мастер– класса «Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младшихшкольников». . Хорошее владение словом — это искусство, которому нужно учитьсяне один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональнаякарьера.

Решение проблемречи является актуальной темой в младшем школьном возрасте.

У младших школьников,часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются впересказе и составлению рассказов.

Актуальность и целесообразностьиспользования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

— открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

— гармонично вписывается в работу поразвитию речи;

— способствует обогащению и актуализациисловаря;

— является диагностическим инструментом;

— носит характер комплексного воздействия(развивает речь, память, внимание, мышление)

— используется  для закрепления изученнойтемы;

является игровым приемом;

Синквейн – это особое стихотворение,которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз исвидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развиватьспособности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства ипредставления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, номощный инструмент для рефлексии.

 Синквейн — слово французское, в переводе означает«стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработанаамериканской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века. Вдохновленнаяяпонскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения,также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Дидактический синквейнвпервые начали использовать в американских школах.

 

Сравнительно недавно педагоги стали применятьсинквейн для активизации познавательной деятельности и использовать его какметод развития речи. .

 Синквейн – это не простоестихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Первая строчка стихотворения — этоего тема. Представлена она всего, одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов,раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.

В третьей строчке, посредствомиспользования глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемусятемой Синквейна.  В третьей строке три слова.

 

Четвертая строка — это предложение,составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица,поговорка  в контексте раскрываемой темы. Оно состоит из четырёх, а иногда изтрёх слов.

Пятая строчка — всего одно слово.Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Приэтом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например,первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (кпримеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или изсловосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действиямогут описываться составными сказуемыми.
 

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, тосинквейн обязательно получится эмоциональным. Вот несколько примеров довольно удачныхсинквейнов моих учеников.

Синквейны можно составлять какиндивидуально, так и в парах. Мы начали составлять сиквейны в 1 классе. Сначалана уроках я давала учащимся задание составить синквейн коллективно.

Показывала учащимся картину и спрашивала.

Рассмотрим на примере, девочка.

Кто это?

Девочка.

Какая она?

Красивая, хорошая.

Что делает девочка?

Стоит, улыбается, радуется.

Составьте предложение о девочке.

Девочка играет с мишкой.

Как бы вы по-другому назвали девочку.Найдите похожее слово.

Человек.

Больше всего в начальном этапе мои ученики составляли синквейны по сказкам.

Давайте рассмотрим для примера «Сказку о рыбаке и рыбке». О ком, о чём будет наш синквейн?

1 строчка  Рыбак,

2-какой?(добрый, послушный);

3-что делает? рыбачит, просит,выполняет.

4-предложение.Рыбак выполняетприказы старухи.

5-синоним-Простофиля.

Вывод: При помощи наводящих вопросовдети учатся выделять главную мысль сказки или определять характеристику героев,отвечать на вопросы и по определённому алгоритму создавать свои устныенерифмованные стихотворения.

Можноиспользовать метод неполного синквейна.

——-

Белый,пушистый

Сверкает,тает, идёт.

Белоснежныйковёр покрыл землю .

Осадок.

Что это? (Снег)

 

Такжеможно дать работу учащимся дополнить синквейн.

Например:

Мама.

Добрая,… .

Любит,…,…. .

Самыйдорогой человек на свете.

…….. .

Вывод: детимогут  

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Например, вот синквейн без указания темы,первой строки.

 –На основе существующих строкнеобходимо её определить.

( Сказка).

________________.

Авторская, народная.

Учит всегда добру.

Там добро побеждает зло.

Волшебство.

Вывод: учащиеся учатся обобщать,

  Такой вид синквейна  можно использоватькак в конце урока на этапе закрепления, так и в начале урока при изучении новойтемы.

Наиболее удачным являетсяприменение прёма синквейн на уроке литературного чтения, когда нужноохарактеризовать героев произведения.

А если речь идёт о двухпротивоположных персонажах, дети учатся находить антонимы.

Рассмотрим на примересказки Владимира Одоевского « Мороз Иванович».Все мы знаем героев этой сказкиРукодельницу и Ленивицу.

Рукодельница.                               

Умная, заботливая.

Печёт, убирает,моет.

Она делает всё по дому.

Трудолюбивая.

 

 

Ленивица.

Глупая,беспомощная.

Спит, бездельничает,жалуется.

Ничего не умеет делать.

Ленивая.

 

Так же я даю учащимся заданиесоставить рассказ по синквейну. Например,

Зима

Холодная, суровая.

Морозит, заметает, украшает.

На окнах красивые узоры.

Холод.

Закончитьмастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего конкурса:

Мастер-класс.

Волнующий,интересный.

Учит,вдохновляет, показывает.

Мыслибудоражит, уверенность пробуждает.

Полезно.

 

 

Уважаемые коллеги, я предлагаюиспользовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вампредлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество,я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составитзагадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы.Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, затакие замечательные синквейны.

 

Давайте подведем итог нашей сегодняшнейработы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схемасинквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашусовместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видахдеятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет