Педагогические системы и методыреабилитации, направленные на интеграцию глухих вобщеобразовательнуюсреду
Данный метод направлен на воспитание полноценной личности, способной к речевому общению с окружающими людьми без помощи посредников (родителей или переводчиков жестовойречи), к проявлению инициативы в речевом взаимодействии в любой жизненной ситуации, к самостоятельному решению жизненных проблем, к адекватной оценке собственных возможностей и оказанию помощи другим людям.
Чтобы речь у глухого ребенка развивалась по тем же законам что и у слышащего, важно обеспечить ему возможностьслышатьи обращению к нему речь взрослого, и свою собственную. Э. И. Леонгардпризнает необходимость длительной специализированной педагогической помощи, направленной на преодоление последствий нарушения слуха, и программа реализации такой помощи ею разработана и введена в жизнь (1966).
Ведущими условиями эффективности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом являются ранняя диагностика(с первыхдней и недель жизни) и раннееслухопротезирование(сразу после установления диагноза). После уточнения диагноза проводится тщательный подбор слуховых аппаратов, к использованиюкоторых ребенка следует приучать как можно раньше. Начало их Применения в самые короткие сроки после диагностирования обеспечивает формирование у ребенка необходимых слухоартикуляционных связей. Целенаправленноедомашнее воспитаниепри которомсемья,родителипервыми берут на себя трудабилитации детей со слуховой недостаточностью, именно их усилия способствуют реабилитации и восстановлению утраченных из-за нарушения слуха возможностей развития малыша.
Воспитание в семье проводится под руководством специалистов,объясняющих родителям приемы создания речевой среды и организации речевого общения, содействующие нормализациижизни семьи. В этом союзе сурдопедагогов и родителей последниеявляются равноправными участниками единого процесса абилитации ребенка.
Воспитание неслышащихдетей предполагает с ранних лет расширениепространства общенияза пределы семьи, а постепенноеразвитие слухового восприятия обеспечивает распознавание все большего числа звуков. Согласно концепции метода материнской школы, при направленной организации жизни глухих и слабослышащих детей они способныосвоить родную речь в необходимом объеме и пользоваться ею для самостоятельного общения со слышащими людьми, для саморазвития, а также для овладения культурой своего народа.
В рамках системы Э. И. Леонгард совместно с ее последователями (Е.А.Ивановой, Е. Г.Самсоновой) были определены этапыовладения словесной речью.
Первый этап обеспечивает полноту сенсорной активностиребенка, базой для которой служат его поведенческие реакции и действия взрослого в общении, которые носят целостный характер и включают эмоциональный, двигательный и голосовойотклики.
Второй этап направлен на расширение речевого опыта малышачерез создание обстоятельств, которые, сохраняя и развиваяего сенсорную активность, переводили бы ее на новый уровень, обеспечивая полноту и богатство группового общения.
Третий этап подразумевает достижение ребенком определенной полноты взаимоотношений в диалоге, когда общение ужестановится для него естественным проявлением. Развитие словесного языка у глухих детей происходит пообщим законам сослышащими, но примерно с двухгодичным отставанием, что сказывается на освоении лексики и грамматики. Дляслабослышащих детей характерно замедление темпов развития словесного языка с отставанием на год. Однако в ряде случаев возможно быстрое выравнивание этих темпов до уровня слышащих.
Четвертый этап предусматривает овладение родным языком в объеме, позволяющем успешно учиться в общеобразовательной среде совместно со слышащими детьми.
В ходе обучения у детей формируется слухозрительное восприятие словесной речи, что обеспечивает им достаточно высокий уровень понимания речи окружающих . отмечается увеличение удельного веса слухового компонента при восприятии речи.
Педагогическая система реализуется в разных организационных формах:в семьях, имеющих детей с нарушениями слуха, специальных группах детских садов общего типа, специальных дошкольных учреждениях, специальных классах массовых школ, специальных школах, сурдологическихкабинетах (центрах), расположенныхв болеечем120 городах, поселках и деревнях России и более чем 40 населенных пунктах 11 государств Содружества.
В Москве создан «Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей» (1997). В его практической деятельности реализуется авторская программа Э. И. Леонгарди ее коллег – «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», разработаннаяеще в 1966 г.
В результате многолетнего опыта реабилитации детей с нарушенным слухом и их интеграции в общество слышащих, сформировалась вариативная система преемственности между тремя образовательными ступенями: семья (младенческий и ранний возраст) – группа детского сада общего типа – массовая общеобразовательнаяшкола . или другой вариант: семья – специальная группа при детском саде общего типа – специальный класс при массовой общеобразовательной школе.
Воспитанников, прошедших обучениепо системе Э.И.Леонгард, отличает высокий уровень познавательного и речевого развития при сохранении индивидуальных различий в его темпах. Подтверждением этому служат характерные особенности их поведении и общения, которые проявляются в адекватности и вариативном диапазоне мотивированных поступков в непривычной обстановке . в открытости и раскованности при установлении контактов как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми . в выразительностиречевого общения и интонации . в заинтересованности ипродуктивности речевого взаимодействия с партнерами в условиисовместной деятельности.
В настоящее время под руководством Э. И. Леонгард разрабатывается «Программа абилитации, реабилитации и интеграции глухих и слабослышащих детей в общество слышащих», которая входит в число программМеждународной Федерации Свободного образования (МФСО). Ее целью является организация помощи родителям и педагогам в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха разной этиологии. В рамках этой программы проводятся исследования,позволяющие выявлять условия, при которых ход психического развития глухих и слабослышащих детей может соответствовать нормальному развитию детей с сохранным слухом . изучаются формы интеграции в общество слышащих, а также условия реабилитации родителей глухих и слабослышащих детей.