X-PDF

Разработка урока Внутренняя среда организма

Поделиться статьей

Краткосрочноепланирование

 

Раздел: Транспорт веществ

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока:

Внутренняя среда организм и её роль для поддержания гомеостаза. Лимфатическая система.

Учебные цели для достижения на этом уроке  

8.1.3.5 описывать лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

Цель урока

описывать лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

Критерий оценки

Все учащиеся смогут: описывать лимфатическую систему

Большинство учащихся: взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой

Некоторые: оценить роль лимфатической системы в организме человека

Межпредметная связь

Связь с химией при рассмотрении таких понятий, как растворитель, молекулярная структура воды, соли. Связь с физикой при изучении принципов движения веществ в организме.

Предшествующие знания

 В 7 классе учащиеся узнали о значении системы кровообращения в транспорте веществ. Учащиеся понимают значение транспорта питательных веществ и воды. Учащиеся могут распознавать структуры, задействованные в процессе транспорта веществ. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется с помощью кроссворда, в процессе решения которого учащиеся сравнивают транспортные системы организма человека и растений.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

 

Ресурсы

Мотивационный этап

Время: 11    мин

Цель: создание внутренней мотивации учащихся к изучению темы «Внутренняя среда организма»

Организационный момент

На начало урока каждому учащемуся раздаются рабочие листы.

Бегающий диктант (4 мин)

 По кабинету распределены термины на английском языке, учащимся в группах необходимо найти термины и вспомнить перевод. Ученик находит термин, возвращается, пишет слово, идёт следующий в этом время группа ищет перевод.

Цель: создание благоприятного психологического климата на уроке, совершенствование навыков критического мышления.

Проблемная ситуация. Выход на тему урока (1 мин)

Учащиеся распределяют знакомые и новые слова. По новым словам. Определяют тему и цель урока.

Цель: совершенствование навыков критического мышления.

ОС: Учащиеся в рабочем листе, оценивают свою работу (1 мин)

Key terms(3 мин)

Знакомство с новыми терминами. Запись в тетрадь

Деление на группы

Перед началом урока. Деление на группы учащихся с применением метода «группа радуги». Приём заключается в группировании учеников с помощью различных цветов. Ученик вытягивает из ящика цвет (красный, синий, желтый или зеленый) и присоединяется в группу с соответствующим цветом.

Цель: активное слушание, создание взаимозависимости.

Организация работы в группе (2 мин)

Перед началом работы в группах, учащимся предлагается вспомнить правила взаимодействия в группе. Каждая из групп обсуждая, выносит своё 1 правило на доску, тем самым все придерживаться общим правилам. Далее распределяются роли в группах, выбираются: чтец — читает вслух; секретарь—   записывает что-то от лица группы;

спикер — у доски рассказывает, что решила группа;

планировщик — исследует условия задачи и планирует работу; тайм-спикер — следит за временем.

В случае обмена ролями, учащимся необходимо обосновать свой выбор.

Цель: четкое распределение ролей и следование общепринятым правилам, приводит к эффективной работе учащихся в группе и высоким результатам.

 

Рабочий лист урока (П1)

 

Карточки с терминами(П2)

 

 

 

Рабочий лист урока

 

Power Point

 

 

 

 

 

 

 

Textbook biology p 44

 

 

 

Карточки с цветами

 

 

 

 

 

 

 

Памятка с распределением ролей (П3)

 

 

 

Операционный этап

Время:   21  мин

 

 

 

 

Цель: определять взаимосвязь  между лимфой, кровью и тканевой жидкостью

Групповая работа (3 мин)

Учащиеся в группе устно обсуждают и сравнивают 3 среды обитания.

Цель: анализ текстовой информации, создание взаимозависимости.

Стратегия «Пазл» (4 мин)

Учащиеся получают разрезанную таблицу «Жидкие среды организма». На основе проанализированной информации, учащиеся собирают пазлы.

Устное обсуждение результатов.

Группа, которая справилась раньше всех, выполняет самостоятельное задание.

Цель: развитие навыков критического мышления, анализ текстовой информации, создание взаимозависимости.

Групповая работа (7 мин)

Группа 1 -4. Учащиеся готовят постер, где отражается единство работы лимфы, тканевой жидкости, крови, после каждая группа делится исследованием.

Группа 5: Учащиеся составляют вопросы высокого порядка.  (8 вопросов для каждой из групп, на каждую группу 2 вопроса)

Цель: активное слушание, создание взаимозависимости, публичное выступление, ясность изложения.

Выступление групп (4 мин)

Группа №5 задаёт свои вопросы остальным.

Формативное оценивание групп. (2 мин)

Форма работы через приём «две звезды и одно желание», 2 звезды-2 положительных момента в работе, желание-1 момент на доработку.

Цель: учащиеся могут комментировать работы друг друга, обмениваться мнениями не выставляя оценок.

ОС: Учащиеся оценивают в рабочих листах работу в группе друг друга. ( 1 мин)

 

Дополнительный материал (П4)

 

 

 

 

Таблица

«Жидкие среды организма» (П5)

 

 

 

 

Плакат для постера

Маркеры

 

Учебник стр 66

Дополнительный материал

 

Рефлексивный этап

Время:  8    мин

 

1.Формативное оценивание.  (4 мин)

Учащиеся с помощью телефонов, отвечают на вопросы.

Цель: закрепление изученных терминов.

ОС: Оценивание своих ответов ФО в рабочих листах

2. Рефлексия. Приём «Смайл».  (2 мин)

На доску крепятся 3 смайла, выражающие разные эмоции. Ученики с помощью стикеров указывают своё настроение.  Затем проводят её краткий анализ. Итоги рабочего листа.

Цель: анализ закрепленных знаний, оценка собственных результатов учащихся.

3. Домашнее задание (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 

1.Распределение ролей (учащиеся выполнят общую задачу, но у каждого свои роли)

2.Дифференциация по заданиям. Группа составляет вопросы высокого порядка.

1.Самооценивание в рабочих листах

2.Защита презентаций, результатов сравнения

3. Взаимооценивание групп

4. Задание ФО

5. Обратная связь на этапе рефлексии

Правила ТБ при работе в кабинете. Психологический климат.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока    или учебные цели?

Все ли учащиеся   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали    вы    время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Для того, чтобы все категории обучающихся достигли ожидаемых результатов я запланировала разнообразную познавательную деятельность через активные формы обучения «Пазл», «Бегающий диктант»

Чтобы эффективно определять потребности в обучении и уровень сформированности учебных навыков на всех этапах урока запланированы соответствующие приемы, например, ФО и «Смайлы».  Подготовлены ресурсы к уроку, продумана рефлексия всей деятельности на уроке.

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист урока

ФИ_______________________________________________________________________

Тема:Внутренняя среда организм и её роль дляподдержания гомеостаза.

Лимфатическаясистема.

Цель: 8.1.3.5 описыватьлимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

Условныезнаки: Great!           Good!        Not bad!

 

Оценитесвою работу на уроке с помощью условных знаков

Бегающий диктант

 

Работа в группе

 

Kahoot.it

 

 

Закрасьтесмайл, который соответствует вашему настроению на конец урока.

http://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-4.jpghttps://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=da75c9b6a6ac4964feefb111ae8708e7&n=13

https://cdn2.iconfinder.com/data/icons/ui-8/512/smile-512.png 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Бегюащийдиктант»

Homeostasis

Гомеостаз

Carbohydrates

Углеводы

Lymph nodes

Лимфатические узлы

Lipids

Жиры

Plasma

Плазма

Proteins

Белки

Lymph

Лимфа

Higher order plants

Высшие растения

Lymphatic system

Лимфатическая с

Lower order plants

Низшие растения

Blood

Кровь

Cell

Клетка

Приложение 3

ЧТЕЦ

ЧИТАЕТ ВСЛУХ

СЕКРЕТАРЬ

ЗАПИСЫВАЕТ ЧТО-ТО ОТ ЛИЦА ГРУППЫ

СПИКЕР

У ДОСКИ РАССКАЗЫВАЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ

ТАЙМ-СПИКЕР

СЛЕДИТ ЗА ВРЕМЕНЕМ

 

 

Приложение 4

Лимфа

Лимфа –бесцветная жидкость, имеющая щелочную реакцию. Она образуется из тканевойжидкости и содержит в 3 – 4 раза меньше белков, чем плазма крови. Имеющийся влимфе фибриноген способствует ее свертыванию. Из клеток крови в лимфе внебольших количествах имеются лишь лейкоциты. Химический состав лимфы,оттекающей от различных органов и тканей, отличается и зависит от интенсивностии особенностей, протекающих в них реакций обмена веществ. Так, например, лимфа,оттекающая от кишечника, содержит большое количество липидов, а от печени –белка.

Содержание лимфы вчеловеческом организме – от одного до двух литров в среднем.

Движение лимфызависит от сокращения мышечной системы. Все части тела имеют лимфатическиесосуды. Исключением являются: центральная нервная система, кости, хрящи и зубы.

Основные функциилимфы:

1.      возвращениев кровеносное русло тканевой жидкости;

2.      возвращениибелка в кровь из тканевых пространств;

3.      участие втранспорте питательных веществ, особенно жиров; 

4.      участие вперераспределении жидкости в теле;

5.      фильтрацияи обеззараживание тканевой жидкости, которая осуществляется в лимфатическихузлах, где вырабатываются лимфоциты.

По мнению многихэкспертов, эта «прозрачная жидкость» несет в себе гораздо больше информации,чем даже сама кровь. Это объясняется тем, что поступающие в организм человекапродукты жизнедеятельности, во многом от которых зависит развитие клеток,попадают сначала именно в лимфу, а затем только начинают распространяться вкрови.

Лимфатическая система

Лимфатическаясистема– это дополнительная дренажная система организма, по которой тканевая жидкостьоттекает в кровяное русло. Кроме того, она выполняет защитную функцию.

В составлимфатической системы входят: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды илимфатические узлы. Все ткани, кроме поверхностных слоев кожи, ЦНС и костей,принизаны множеством лимфатических капилляров, которые, в отличие откровеносных капилляров, замкнуты. Через стенки лимфатических капилляровфильтруется тканевая жидкость, образуя лимфу. Лимфатические капиллярысобираются в более крупные лимфатические сосуды, снабженные клапанами, покоторым лимфа, поступающая от всех органов, течет в грудной лимфатическийпроток. Исключение составляют правая половина головы, правая рука и праваячасть груди – из этих участков тела лимфа собирается в правый лимфатическийпроток. Оба протока впадают в вены большого круга. Лимфатические сосуды служатважнейшими путями транспорта питательных веществ, особенно жиров, всосавшихся впищеварительном тракте. По ходу лимфатических сосудов расположены региональныелимфатические узлы – фильтры, в которых задерживаются наиболее крупные частицы,находящиеся в лимфе. Там же задерживаются и обезвреживаются микроорганизмы. Влимфатических сосудах лимфа обогащается лейкоцитами.

Движение лимфы пососудам обеспечивается ритмичным сокращением (8 – 10 раз в мин) гладкомышечныхстенок крупных сосудов и сокращением скелетных мышц, а также присасывающимдействием расширенного грудного протока. Однонаправленному току лимфыспособствует также наличие клапанов в лимфатических сосудах.

Состав ифункции крови

Кровь состоит из жидкой части(межклеточное вещество) — плазмы и взвешенных в ней форменныхэлементов (клеток): эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Кровь человекасоставляет примерно 8% от массы тела. Доля клеточных элементов в общем объеменазывается гематокритом исоставляет примерно 45%.

Объем крови взрослогомужчины составляет примерно 75 миллилитров на один килограмм веса (5-6 литровкрови), а вот у взрослой женщины объем крови составляет 66 миллилитров на одинкилограмм веса (4-4,5 литра крови).

 

 

Функции крови

http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/620/megabook/health/data/pic/ana0186l.jpgКровь осуществляет в организме различные функции.Она является транспортным средством, поддерживает постоянство «внутреннейсреды» организма (гомеостаз) и играет главную роль в защите от чужеродныхвеществ.

Транспорт. Кровь переносит газы — кислород и диоксид углерода, а также питательные вещества к печени и другим органам послевсасывания в кишечнике. Такой транспорт обеспечивает снабжение органов и обменвеществ в тканях, а также последующий перенос конечныхпродуктов метаболизма для их выведения из организма легкими, печенью ипочками. Кровь осуществляет также перенос гормонов в организме.

Гомеостаз. Кровь поддерживает водный баланс между кровеноснойсистемой, клетками (внутриклеточным пространством) и внеклеточной средой. Кислотно-основное равновесие в крови регулируется легкими,печенью и почками. Поддержаниетемпературы тела такжезависит от контролируемого кровью транспорта тепла.

КартинкиЗащита. Против чужеродных молекул и клеток, проникающих ворганизм, кровь обладает неспецифическими и специфическими механизмами защиты.К специфической защитной системе относятся клеткииммунной системы и антитела. Для предотвращения кровопотери приповреждении кровеносных сосудов в крови существует эффективная системакоагуляции — физиологическое свертывание. Растворение кровяных сгустков(фибринолиз) также обеспечивается кровью.

Тканевая жидкость

Тканеваяжидкость – эточасть внутренней среды организма, которая заполняет все пространство междуклетками. 

Объёмтканевой жидкости увзрослого человека составляет около 23-29% от общей массы тела, в среднем этооколо 20 литров.

Тканевая жидкость по своему составу отличается от крови. В ней почти нет белков, тогда как в крови их до 7%. Состав тканевой жидкости определяется спецификой определенныхорганов, соответствует их особенностям, но главным образом она состоит из воды,растворенных питательных веществ (сахаров, солей, аминокислот, ферментов ипрочих), кислорода, углекислого газа и продуктов жизнедеятельности клеток.

Образованиетканевой жидкости происходитиз плазмы крови, которая непрерывно просачивается в межкле­точные пространстваи приводит в движение тканевую жидкость. Значительная часть этой жидкости,вышедшей из крови, здесь же возвращается в кровь, проникая через тонкие стенкимельчайших кровеносных капилляров. Од­нако часть этой жидкости, не успевшаявернуться в кровь, собирается между клетками тканей. Частично тканевая жидкостьскапливается и в лимфатических капиллярах, оттуда направляется в лимфатическиесосуды, образуя лимфу, и проходя через лимфоузлы, снова попадает в кровоток.

Являетсяпромежу­точной средой между кровью и клетками организма. Перено­сит из крови вклетки органов O2, пита­тельные вещества, минеральные соли,гормоны. Возвраща­ет в кровяное русло через лимфу воду, продукты диссими­ляции.Переносит в кровяное русло СО2, выделившийся из клеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Внутренняя

среда

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Состав

Плазма, форменные элементы

Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки, лимфоциты, лейкоциты

Вода с растворенными в ней питательными веществами, кислород, углекислый газ, продукты распада, выделившиеся из клеток

Место

нахождения

Сердце и кровеносные сосуды

Лимфатическая система

Промежутки между клетками всех тканей

Функции

Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, поддержание гомеостаза (рН, осмотического давления), защитная, гуморальная регуляция

Возвращение в кровяное русло тканевой жидкости, а так же фильтрация и обеззараживание.

Является промежуточной средой между кровью и клетками организма. перенос из крови в клетки кислорода, из клетки в кровь – углекислого газа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет