МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА
(143000, Московскаяобласть, г. Одинцово, ул. Северная, д.20)
Тел.: 8(495)596-30-15
Доклад на тему:
«Игра как средство развития познавательного интереса младшихшкольников во внеурочной деятельности»
Выполнила:
учитель начальных классов
высшей квалификационнойкатегории
Кырмыз Виктория Сергеевна
Одинцово,
2021 год
(Слайд 3) Одним из уникальных средствобучения и воспитания является игровая деятельность, которая позволяет сделатьинтересными и увлекательными не только работу младших школьников натворческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательностьусловного мира игры, делает познавательную деятельность положительноэмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует всепсихологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игрыявляется то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, такимобразом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразнуюпрактику, вносит интерес и разнообразие в учебно-воспитательный процесс.
(Слайд 4) К.Д. Ушинский в своей теориипсихологически обосновал интерес в обучении. В интересе видел основойвнутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизмприневоливания не достигает нужного результата. Ушинский писал, что учение,лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оночерпалось из лучшего источника — из любви к воспитателю, убивает в учении охотуучиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебнуюработу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. (Слайд5) Много внимания данной проблеме уделял Л.Н. Толстой. Он всецело полагался наинтересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей,связанные с их природой. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, чтопедагогическая мысль XIX века была единодушна в том, что для того, чтобывызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальномэтапе.
(Слайд 6) Внеурочная деятельность –деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностейучащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности.
Мотив — побуждение к деятельности,связанное с удовлетворением потребностей субъекта, который определяетнаправление действия.
Познавательные интересы – это группамотивов, связанная с содержанием и процессом обучения и ориентирована наовладение способом определенной деятельности.
Познавательный интерес выражен в своёмразвитии различными состояниями. (Слайд 7) Условно различают последовательныестадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес,теоретический интерес. Указанные стадии не изолированы друг от друга, и вреальном учебном процессе встречаются во взаимосвязи, в комплексе.
Именно внеурочная деятельность создаетдополнительные условия для развития обучающимися своих интересов на основесвободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурныхтрадиций. Также развитие познавательного интереса младших школьников должнопроисходить в доступной для них форме, например через применение игр. (Слайд 8)Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуациизначительно способствуют развитию познавательного интереса младших школьников.Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, онсамостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. (Слайд 9) Познаниеокружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение:здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известныефакты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей,сходства и различия между отдельными событиями. (Слайд 10) Но самое важное – непо необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игрпроисходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях иформах.
Вподготовку к проведению игры входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление иобобщение знаний, активизация психических процессов и др.;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания иобучения детей;
-определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапевнеурочного занятия);
-определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разныепредметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);
(Слайд11)
-Как проходит моя подготовка к игре: я должна изучить и осмыслить весь ход игры,определить свое место в игре и методы руководства данной игрой.
Чащевсего использую на занятиях:
(Слайд12)
- Сюжетные игры
Командныесоревновательные игры, сюжет которых заимствован из различных сказок.Предполагаю наличие экспертов-судей, четкую оценку деятельности игроков. Такиеигры занимают часть урока или целый урок. Применяются при закреплении,обобщении и систематизации знаний. Характер деятельности учащихсярепродуктивный, конструктивный. Форма организации – командная.
(Слайд13, 14)
Имитационные
Здесьмы моделирует окружающую природную среду, роли необязательны, четко определенныправила, в рамках которых игроки принимают решения и которые могут изменяться входе игры. Такие игры могут занять часть урока или целый урок. Они не требуютпредварительной подготовки. Применяются при изучении нового материала и призакреплении. Характер деятельности учащихся конструктивный. Форма организации –групповая, командная. Например, Игра- путешествие
Игры– путешествия призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность,учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытияпознавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью.
Игры– поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В их основележат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры– предположения («Что было бы…») Перед детьми ставлю задачу и создаю ситуацию,которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируетсямыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
(Слайд15)
Важнымиусловиями повышения эффективности проводимой работы являются: созданиепредметно-развивающей среды, обязательное проведение диагностики, направленнойна выявление результативности работы, учет индивидуального характеранаправленности интересов ребенка.
Такимобразом, можно утверждать, что введение в процесс обучения игровой деятельностиспособствует развитию познавательного интереса, повышению мотивации к процессуобучения, формированию коммуникативных умений младших школьников. Помимо этого,игры формируют у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушатьтоварищей по команде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения.важную роль в организации и осуществлении игровой деятельности играет учитель.
(Слайд 16)