Двусторонний асимметричный PR.
Модель информирования общественности
Манипулятивная модель
Классификация моделей
1 В США — на р одине PR исто рию PR часто рассматривают через четыре модели коммуникации с общественностью:
— манипулятивную .
— информирования общественности .
— двустороннего асимметричного PR .
— двустороннего симметричного PR.
2. Манипулятивная модель — вид деятельности, которую ведет пресс-агент, цель которой заключается в навязывании информации, в основном публикация в прессе.
В манипулятивной модели коммуникации используется односторонняя связь между источником коммуникации и реципиентом. Достоверность передаваемой информации неважна. Сферы применения такой модели — спорт, шоу-бизнес, промоушн, театр. Примером такого PR служит деятельность американца П.Т. Барнума, владельца цирка. Газеты говорили о нем как о создателе величайшего шоу на Земле.
3. Модель информирования общественности — вид деятельности, которая направлена на предоставление оперативной и точной информации.
Цель этой модели — не убедить аудиторию, а предоставить полную достоверную информацию. В модели информирования общественности связь односторонняя. Эту модель применяют правительственные организации, некоммерческие ассоциации, бизнес.
Функции информирования общественности были сформулированы в Великобритании в XIX в. Почта и органы самоуправления, которые регулярно поставляли достоверную информацию общественности, сыграли в этом немаловажную роль.
Многие крупные компании только выиграли в глазах общественности, предоставляя правдивую информацию о своих проблемах (авариях, несчастных случаях и др.).
4. Двусторонний асимметричный PR — деятельность, которая направлена на изменение позиции общественности или ее поведения, а не действия организации. Двустороннюю асимметричную модель PR называют коммуникацией убеждения, в которой участвуют информатор и реципиент, причем между ними устанавливается двусторонняя связь.
Практическое применение такой модели возможно только при использовании научного метода и исследований. Эдвард Л. Бернауз первым использовал такой метод убеждения в годы первой мировой войны. В 1922 г. в Нью-Йорке основал первые PR-курсы.
Примерами удачных компаний, использующих двусторонний асимметричный PR, могут служить компании по пропаганде здорового образа жизни, например, отказа от курения.
5. Двусторонний симметричный PR — идеальная модель. В ней используют такую коммуникацию, при которой каждая сторона готова изменить свое поведение, чтобы приспособиться к нуждам других.
В этой модели коммуникация взаимная, а соотношение сил сбалансировано. Ученые называют эту модель этической, она создает равноправный обмен. На практике примеры двусторонней коммуникации встречаются редко, и этот подход является скорее теорией, которую преподают в учебных заведения), но редко используют на практике.