ИспользованиеИКТ
вфизкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Информатизацияобразования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения впедагогическую практику новых методических разработок, направленных нареализацию инновационных идей воспитательного, образовательного икоррекционного процессов. Использование информационных технологий в ДОУ даётвозможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно -образовательный процесс.
Для повышенияэффективности процесса воспитания и обучения в нашем дошкольном учреждениисозданы следующие условия:
- Наличие в групповых помещениях, в физкультурном/музыкальном зале компьютера (ноутбука), электронных носителей, аудиотехники и мультимедийного оборудования;
- Wi-Fi, повсеместный доступ к сети интернет;
- Прохождение педагогами и специалистами курсов повышения квалификации по ИКТ
Всё это позволяетактивно использовать ИКТ в различных видах деятельности в процессе физическоговоспитания и приобщения к ЗОЖ. Применение ИКТ технологий позволяет сделатьфизкультурно-оздоровительные мероприятия привлекательными, эмоциональнонасыщенными и по — настоящему современными, расширяет возможности предъявленияучебной информации, помогает повысить мотивацию ребенка. Применение мультимедиатехнологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяетмоделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные вмультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников иусиливают усвоение материала.
Наличие мультимедийногооборудования позволяет проводить более эффективно просветительскую работу сдетьми в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта.Использование мультимедийных презентаций в процессе бесед на ту или иную темуувеличивает скорость передачи информации воспитанникам, повышает уровень еепонимания и развивает образное мышление.
С большим успехом ИКТтехнологии применяются в работе с родителями. В первую очередь – этопросветительская работа посредством информации в родительских группах, на сайтедошкольного учреждения, на интернет-ресурсах педагогов и специалистов.Сопровождение мультимедийными презентациями родительских собраний, круглыхстолов, мастер-классов. Такая подача информации является для родителей болеепривлекательной, привычной и доступной для восприятия.
Применение ИКТтехнологий в процессе осуществления физкультурно-оздоровительной работы имеетследующие достоинства:
- Делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
- Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
- Способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- Используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы
Так как дети не терпятоднообразия, педагогам постоянно приходится находить неординарные, творческиерешения для трансляции того или иного материала. И поскольку творчество – этопроцесс длительный и сложный, то появляется необходимость его немногоупростить, с помощью разнообразных ИКТ технологий. Мы хотим предложить вам идеюсоздания и использования картотеки, созданной с помощью ИКТ.
Обучение и воспитаниедетей дошкольного возраста предполагает использование большого объемаразнообразной информации. Педагог должен уметь грамотно организовать не толькодеятельность обучающихся, но и свое рабочее время и пространство. Всенеобходимые для образовательного процесса материалы должны быть доступны,структурированы, размещены в удобном порядке. Достигнуть такого уровняорганизации работы можно, используя специальные картотеки, которые позволяютмаксимально удобно упорядочить все рабочие и учебные материалы. Оформлениекартотеки и выбор информации, зависит от области, в которой она применяется.
Первое и основноезначение слова «картотека» – совокупность, собрание данных, наборкарточек-носителей информации, расположенных в определенном порядке. Поалфавиту, по темам и т.д. Правильно составленные картотеки имеют рядпреимуществ: перечислим некоторые из них:
- Систематизация содержания педагогического опыта, вариантов, форм, методов работы;
- Возможность многократного использования накопленного материала;
- Гибкость, подвижность, вариативность использования в зависимости от потребностей и предпочтений детей
С появлениемэлектронных средств хранения и обработки информации возникли новые возможностидля составления и ведения картотеки, но общие принципы упорядочиванияинформации не изменились. Ведениеэлектронной картотеки лишено многих недостатков, которые имеют бумажныеносители.
Бумажныекарточки требуют специального места и условий для хранения, кроме того, онимогут быть повреждены или утеряны. Компьютерные технологии позволяютформировать базу данных по разным признакам и структурировать большой объемматериала потемам.
Обязательноеусловие для электронного информационного фонда – создание дублирующего архива,который следует перенести на съемный носитель. В этом случае снижается рискпотери информации при повреждении жесткого диска компьютера.
Анализируя использваниебольшого количества стандартных картотек, мы пришли к выводу, что именно нестандартные нетрадиционные формы хранения и передачи информациивызывают и поддерживают интерес у всех субъектов образовательного процесса,обеспечивая:
- Доступ к нужным материалам несколькими педагогами (родителями) одновременно;
- Доступ к картотеке из любой точки, где есть интернет или необходимое оборудование;
- Освобождение места для хранения наглядных пособий и дидактического материала
В рамках проведениядолгосрочного проекта «Мы – волонтеры» воспитанниками старших возрастных группбыли созданы видео-разминки для своих подшефных. Дети подготовительной группы должны были не только освоить и правильнопродемонстрировать разучиваемые в каждой возрастной группе движения, но иполучили возможность визуально оценить качество выполнения своих движений идвижений своих товарищей.
Впроцессе обработки и монтажа накопленного видео материала у нас появилась идеясоздания картотеки комплексов общеразвивающих упражнений.
Цель данногометодического пособия — обобщить и систематизировать методическиерекомендации по составлению комплексов ОРУ для детей разных возрастных групп.
Видео-картотека созданас учетом методических рекомендаций по составлению комплексов ОРУ, возрастныхособенностей детей дошкольного возраста,
Видео картотека может быть использована вразличных видах деятельности:
- Утренняя гимнастика
- Физкультминутки
- Динамические паузы
- НОД по физической культуре
- Спортивные досуги, праздники
- Мастер-классы для педагогов и родителей
- Самостоятельная деятельность
- Индивидуальная работа
- Дистанционное обучение
Размещениевидео-картотеки на сайте ДОУ и на сайте инструктора по физической культуре даетвозможность пользоваться материалами не только воспитателям и специалистам вусловиях детского сада, но и позволяет педагогам и родителям получатьинформацию удаленно.
Видео-картотекиэффектно дополняют предметно-развивающую среду, используются на занятиях взале, в групповых помещениях, в различных видах деятельности. Это позволяетразнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить интерес детей ивзрослых к физической культуре, приобщить к здоровому образу жизни.
Данное пособие помогаетобогатить двигательный опыт детей, связанный с выполнением упражнений, которыенаправлены на развитие физических качеств, способствуют правильномуформированию опорно-двигательного аппарата, развитию равновесия, ловкости,координации движений.
Положительныйэмоциональный тонус является важной предпосылкой здорового образа жизни;развивает творческие способности ребенка, способствует развитию мышления,воображения, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес кфизическим упражнениям.
Мы считаем, что даннаяформа картотек соответствует всем требованиям, предъявляемым кпредметно-развивающей среде ДОУ, являясь, доступной, полифункциональной,безопасной, вариативной, мобильной.
Опыт использованиявидео-картотеки в нашем дошкольном учреждении позволяет рекомендовать даннуюразработку в качестве эффективного, доступного и универсального средствафизического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Развитие ИКТ компетентностипедагогов ДОУ позволяет взять на вооружение идею создания видео картотеквоспитателями и инструкторами по физической культуре общеразвивающих икоррекционных дошкольных учреждений.
Использование ИКТпозволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновитьсодержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольногообразования, соответствующее современным государственным стандартамобразования.