Различают индивидуальные социометрические индексы и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально—психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе, т. е. характеризуют группу в целом. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными индивидуальными индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена . индекс эмоциональной экспансивности j-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях . i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы — отражает отношение члена группы к каждому ее представителю и определяется по формуле:
Сj = Сумма (Ri++ Ri-)/ N-1
где Cj — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, -знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N- число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) В ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
|
|
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
Ej= сумма (Rj+ + R j-) / N-1
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы(+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из групповых наиболее важными являются: индекс социометрической когерентности группы, индекс психологической взаимности и индекс референтности.
Индекс социометрической когерентности группы — характеризует меру связанности групп по выделенному критерию и высчитывается по формуле:
К =Кол-во отданных выборов/ N*(N-1)
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
Gg = сумма (сумма Aij+) / (1/2N(N-1))
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij + -число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Индекс референтности:
R= кол-во взаимных положительных выборов / кол-во положит. выборов
Структура социально-психологических отношений включает: структуру социально-психологических ролей (звезда – макс. количество выборов . лидер – высокий статус . укрепляющий член – его удаление изменяет сплоченность группы . ослабляющий – удаление не увеличивает и не уменьшает сплоченность . подгруппа – несколько членов с более высокой сплоченностью . ядро – все члены без ослабляющих) и сплоченность группы (дружба, предпочтения, неприязнь, доверие).
|
|
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Тема 60. Социальный эксперимент в социологическом исследовании
Общее понятие эксперимента (от лат experiment опыт, проба) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Эксперимент в естественных науках представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания и ведет свое начало от исследований Галилея, но теоретически был обоснован впервые в работах Бэкона. Эксперимент предполагает создание искусственных систем (или «об искусствливание» естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, замены другими. Отслеживая изменения в системе, можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляется за счет использования приборов разного уровня сложности. К эксперименту обычно обращаются:
1. когда пытаются обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства (исследовательские Э.) .
2. когда необходимо проверить правильность гипотез или теоретических построений (проверочные Э.) .
3. когда в учебных целях показывают какое-либо явление (демонстрационные Э.)
Применение эксперимента в общественных науках крайне ограничено. В связи с тем, что ведущие социологи своего времени (Дж.С.Миль, О.Конт, М.Вебер) отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов прошлого века. И по сегодняшний день эксперимент в социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие социальные процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез.
Исходя из этих трудностей, некоторые исследователи вообще отрицают возможность экспериментального метода в социологии, многие оставляют ему значение второстепенного, вспомогательного метода. Подобное отношение отражается в исследовательской практике: экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. Естественно, что эксперимент в той форме, в какой он применяется в естественных науках, в социологии невозможен. Но это не означает, что следует отказаться от проведения исследований, направленных на эмпирическое доказательство объяснительных гипотез. Для повышения степени научной обоснованности результатов подобного исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при этом различные их виды.
Основные черты социального эксперимента.
|
|
Социальный эксперимент отличается структурой, которая может быть представлена следующим образом:
1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.
2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) — условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками . во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.
3. Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.
4. Экспериментальный объект — это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании. Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная группа» и «контрольная группа». В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором — аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.
Эксперимент в социологии — способ получения информации о количественном и качественном измерении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Методологическим основанием эксперимента в социологическом исследовании является концепция социального детерминизма. Поэтому основная теоретическая проблема экспериментального метода заключается в выделении значимых переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействую на эти переменные и исследую причинно-следственные зависимости, исследователь может выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдельных переменных. Отличительная особенность эксперимента как метода получения социальной информации состоит также в том, что его про ведение требует разработки и постановки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных.
Проведение экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.
|
|
Программа эксперимента и роль в ней обоснования гипотез.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы.
Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретико-методологической части.
Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования.
Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программой эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та (те) гипотеза(ы), которая(ые) будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки (система переменных, экспериментальный фактор, ситуация (условия) эксперимента, экспериментальная и контрольная группы, инструментарий эксперимента).
Программа эксперимента представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее проверки (системы переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий) эксперимента, экспериментальной и контрольной групп, инструментария эксперимента).
Основные требования к проведению эксперимента.
1. Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих.
2. Описание условий существования объекта исследования.
3. Формулирование гипотезы.
4. Определение понятий сформулированной гипотезы.
5. Выделение независимой переменной.
6. Выделение зависимой переменной.
7. Описание специфических условий.
Гипотеза — это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной.
В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.
Главным результирующим документом экспериментального метода является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие позиции:
1. Наименование темы эксперимента.
2. Точное время и место его проведения.
3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.
4. Содержание экспериментального фактора.
5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.
6. Сущностное описание экспериментальной группы.
7. Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора
8. Описание экспериментальной ситуации.
9. Характеристика условий эксперимента.
10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка:
а) до введения экспериментального фактора .
б) в процессе его ввода .
в) после его введения .
г) после окончания эксперимента.
11. Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария.
12. Заключение о достоверности гипотезы.
13. Прочие выводы.
14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.
15. Дата подписания протокола.
Логические схемы экспериментального доказательства гипотез.
1-ая схема используется в параллельном эксперименте, когда доказательство опирается на сравнение состояний двух групп объектов или явлений, одна из которых испытывала воздействие экспериментального фактора — экспериментальная группа, а другая нет — контрольная группа.
2-ая схема используется в последовательном эксперименте — контрольная группа отсутствует, замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора.
Классификация экспериментов.
1) по характеру объекта и предмета исследования:
— Реальные эксперименты и мысленные эксперименты.
Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования — целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.
2) по специфике поставленной задачи различаются:
— Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же — на получение практического эффекта.
— Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные — направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
— Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте целого комплекса переменных в их взаимодействии.
3) по характеру экспериментальной ситуации:
— Контролируемые и Неконтролируемые. Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние вне экспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).
— Лабораторные и Полевые эксперименты. Попытки проведения контролируемого эксперимента как правило приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению «как всегда».
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема. Среди полевых экспериментов различаются активно направленные и естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий.
Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно.
4) по логической структуре доказательств гипотез:
— параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
Планирование и основные этапы в подготовке и постановке эксперимента. Структура экспериментальной ситуации.
Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента.
Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным. Возможны эксперименты и без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.
Прежде чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это требует предварительного анализа проблемы при разработке программы исследования. Все эти характеристики потенциально представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется воздействие только одного из выделенных факторов, а остальные подлежат выравниванию.
В первую очередь выравнивают основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, отрасль производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие особенности, равноприложимые ко всем объектам изучаемого процесса.
Основные приемы выравнивания индивидуальных характеристик в случае, когда единицы наблюдения — индивиды, следующие.
1. Точечное выравнивание применяют в опытах с малыми группами. Процедура сводится к подбору индивидов в подлежащих выравниванию группах по единым признакам, выделенным как существенные, таким, например, как: а) возраст . б) семейное положение . в) пол . г) постоянное место жительства и т.д. Тогда при выравнивании в экспериментальной и контрольной группах каждому индивиду в первой группе должен быть найден аналог Во второй: Иванову, студенту 3 курса, 20 лет, неженатому, иногороднему должен соответствовать Петров с точно такими же данными. Такой способ эффективен для малочисленных групп, поэтому применяется, как правило, в лабораторных экспериментах и крайне редко — в полевых исследованиях.
2. Частотное выравнивание предполагает сопоставление существенных признаков в опытной и контрольной группах в пропорциях, средних величинах и Т.Д., в соответствии с аналогичными показателями генеральной совокупности.
При этом возникает опасность, что может быть разное сочетание значений выделенных признаков в опытной и контрольной группах, отличающееся и от их распределения в генеральной совокупности. Например, если в качестве опытной и контрольной групп берутся, допустим, по одной группе юридического и бухгалтерского факультетов, то в них может быть разное соотношение мужчин и женщин, или городских и иногородних, отличающееся от распределения этих параметров во всей генеральной совокупности, Т.е. среди всех студентов академии.
3. Выравнивание по квоте, применяемое часто в больших выборках, позволяет устранить недостатки предыдущего метода. В этом случае сопоставляют группы по пропорциональному представительству признаков, взятых в жестких сочетаниях (квотах).
4. Случайно-механическое выравнивание используется при массовых экспериментах, на крупных объектах, когда отбор индивидов производится по правилам случайной бесповторной выборки. Однако данный прием не годится для небольших групп.
Переменные и их измерение. Построение гипотезы и планирование ее проверки прежде всего требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта.
В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют с переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.
Типы переменных
1. Независимые переменные. Среди них выделяются экспериментальные и дифференциальные переменные. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.
Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.
Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).
В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.
А) Экспериментальные переменные — это те переменные, которые экспериментатор изменяет по своему желанию и наблюдает их влияние на зависимые переменные. Например, экспериментатор варьирует сложность задания или интенсивность стимула.
В) Дифференциальные переменные — это переменные, которые экспериментатор не может изменять по своему желанию, но может принять их как данность. Например, пол, возраст, уровень образования, психологические характеристики испытуемого, его интеллект.
2. Зависимые переменные — факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной. Ответ или реакции испытуемых, полученные в ходе эксперимента. В некоторых исследованиях мы не знаем, какие переменные являются зависимыми, а какие независимыми. Например, мы можем думать, что существует связь между насилием и телевидением. Однако трудно выяснить, является ли просмотр определенных телепрограмм причиной насилия или человек, который смотрит эти программы, уже был предрасположен к насилию. В данном случае идентификация независимой переменной является целью исследования.
3. Переменные помех (нарушения). Это переменные, которые не контролируются в ходе эксперимента и которые могут оказывать влияние на зависимые переменные. Помехи ошибочно могут быть отнесены к экспериментальным переменным. Например, неприятный (надоедливый, навязчивый) шум в комнате, в которой субъекты проходят тест на интеллект.
4. Переменные вмешательства (случайные переменные). Это переменные, которые состоят из некоторых характеристик субъектов, которые могут влиять на результаты эксперимента. Например, усталость, низкая мотивация и т. д.
Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного . Эксперименты более совершенного характера включает в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта — с другой.
Измерение переменных.
Независимая переменная должна выбираться таким образом, чтобы ее легко можно было наблюдать или измерять (т.е. численно фиксировать интенсивность или длительность воздействия переменной).
Валидность – степень соответствия показателя тому понятию, которое он призван отражать Валидность эксперимента — качество эксперимента гарантирующее, обоснованность выводов:
— о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной .
— о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные вне экспериментальные ситуации.
Внешняя валидность — вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции некоторого показателя исходного понятия с показателями других понятий, согласно теории связанных с исходным.
Внутренняя валидность — вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции нескольких показателей одного и того же понятия.
Анализ результатов эксперимента.
Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков. Экспериментальная группа должна быть репрезентативной. Репрезентативность экспериментальной группы обеспечивает распространенность полученных результатов на другие объекты. При экспериментировании даже опытный исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима. Но учет самой этой возможности ошибок позволяет вносить необходимые поправки.