Понятие политической культуры. Типология политических культур. Патриархальная, подданническая, приходская, патерналистская, активистская, гражданская культура. Политическая культура и политический процесс. Политическая культура в России: истоки, содержание, динамика.
Политическая социализация. Институты политической социализации: семья, система образования и просвещения, партии и группы интересов, СМИ. Инструментарий и техники политической социализации. Инфраструктура политической социализации в России и ее влияние на трансформацию национальной политической культуры.
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Компоненты политической культуры:
1. Познавательный — знания о политической системе общества и ее возможных разновидностях (представления о политических режимах, политических институтах, власти, механизмах принятия решений и т.д.).
2. Оценочный — критерии, при помощи которых личность или любой другой субъект вырабатывает оценку событий и реалий, имеющих политическое значение.
3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность.
4. Поведенческий — действия, которые совершает человек как участник политической жизни: — формы и степень участия в политической жизни . — формы и уровень взаимодействия с политическими институтами . — формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества . — тип электорального (лат. elector — выбирающий) поведения. Данный компонент тесно связан с познавательным, оценочным и эмоциональным компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности.
Типы политической культуры: Вербе и Алмонд
1) Патриархальный тип: — отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы . — человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя) . — этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.
2) Приходская культура – характеризуется негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре люди осознают себя членами небольшого прихода, но не гражданами государства.
3) Подданнический тип: — человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ . — человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
4) Патерналистская культура: убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.
5) Активистский тип: — человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п. . — стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.) . — активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
6) Гражданская культура — характеризуется принятием большинством граждан принципа главенства государства, общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей.
Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.
Политическая культура общества:
1) Доминирующая политическая культура — это совокупность ценностей, норм, представлений и государственных символов, которые разделяются большей частью граждан.
2) Политическая субкультура — это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, которые характерны для той или иной социальной группы внутри общества.
3) Политическая контркультура — это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противопоставленных доминирующей культуре.
Функции политической культуры: — идентификационая (групповая принадлежность), адаптационная — выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни . социализации — характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы . интегрирующая (дезинтегрирующая) — обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений со всем обществом . коммуникативная — связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
-ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма .
-внутренний раскол политической культуры, выражающийся, в частности, в преобладании ценностей патриархально-традиционалистского типа .
-персонализированное восприятие власти .
-недопонимание, недооценка роли представительных органов власти .
-тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью .
-непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.
Например, развал политического центра в России всегда ведет к «смуте» в обществе и к краху государственного устройства, что видно четко из истории России: начало XVII в., 1917г., 1991г. Восстановление же власти является основной предпосылкой для преодоления кризиса (выбор на царство Михаила Романова в 1613г., победа большевиков в гражданской войне 1918-1921гг., победа Ельцина в событиях сентября- октября 1993г.)
Лишь при наличии сильной власти можно говорить о стабильности Российского государства и общества. Политическим достижением московских князей специалисты считают их отказ от принцип наследования верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси[3]. Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позволял создать сильное государство. Большевистская диктатура в сущности соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей.
Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти.
В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты. Власть олицетворяется одним человеком. В этом одна из основ стабильности русской политической культуры. Сильные личности –от Ивана Грозного, Петр 1 до Сталина, Путина.
Политическая социализация — это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Процесс социализации происходит благодаря различным посредникам (агентам), которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия. Институты социализации — это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего путем воспитания и образования. Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым — семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.
В политологии на основе эмпирических исследований выделяют четыре этапа политической социализации.
Первый этап — в возрасте человека от 3-5 до 12-13 лет — характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность. Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Учеными замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как ключевой агент, через который политическая культура передается от одного поколения к другому.
На втором этапе — в возрасте человека от 13 до 18 лет, как правило, формируется политическое Я. Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты.
На этом этапе в системе институтов политической социализации важное место отводится школе. Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны “американизировать” подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, народу. На первое место, ставились “партия”, “дело революции”, “дело социализма”, в былые времена “преданность Сталину”.
Следует отметить и существование “неформального” обучения школьников политическим ценностям. Это так называемая внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Ученые полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем.
В то же время, исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п.
Третий этап — с 18 лет — отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. На этом этапе важным институтом политической социализации является высшая школа.
Четвертый этап — завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации).
Инструменты: обучение, участие в акциях, пропаганда, создание разного рода событий (встречи с депутатами и т.д.). Технология- прямая (семья) и косвенная (партия).
В современной России, когда в результате смены политического Режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?
Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.