Дыхательные методики на уроках физическойкультуры
Единственная красота, которую я знаю-это здоровье
Г.Гейне
Еще в глубокой древности люди знали ииспользовали произвольную задержку дыхания для избавления от недугов иукрепления здоровья. Знаменитыеврачи Гален и Цельс рекомендовали задержку дыхания как средство профилактики илечения от многих болезней.
Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний. Более того,оно может оказывать и многообразный лечебный эффект. На уроках физическойкультуры важно научить детей управлять своим дыханием. Ведь дыхание важнейшаяфункция организма, без воздуха человек может прожить несколько минут. Вот почемуразвитию органов дыхания, их укреплению следует уделять особое внимание. Этомуспособствуют занятия физической культурой, спортом, дыхательной гимнастикой.
1.Гимнастика дыхания
На урокахнередко приходится слышать: «Дышите правильно!» Но все мы знаем, что дыханиефункция непроизвольная, саморегулирующаяся. С рождения и до момента смертикаждому нашему вдоху предшествуют соответствующие импульсы – приказыдыхательного центра дыхательным мышцам. Однако природа оставила за нами и правоуправлять дыханием, учащать и углублять его или, наоборот, замедлять. Благодаряэтому мы можем произвольно регулировать дыхание во время физических нагрузок иприспосабливать его к различной деятельности, соблюдая определенный ритм,глубину вдохов и выдохов.
И все же порой человек испытывает немалые трудности при дыхании. Очень частопричиной нарушения его становится те или иные заболевания органов дыхания
Вот и возникает необходимость учить детейразумно управлять дыханием, умело сочетать вдох и выдох с движениями туловища иконечностей, выбирать наиболее целесообразный ритм дыхания при той или инойработе, по своему желанию дышать в различном ритме – произвольно укорачиваяотдельные фазы дыхания (вдох, выдох), использовать для дыхания разные группымышц и отделы легких.
Дети, научившись управлять своим дыханием, будут легче справляться с различногорода физическими напряжениями (подниманием и переноской грузов, ходьбой, бегом,плаванием, нырянием и т.д.)
Очень важно и то, что укрепляя свой дыхательный аппарат, человек становитсяболее устойчивым к болезням. Так, исследованием последних лет показано, чтоправильное дыхание важно не только для достаточного обеспечения организмакислородом. Дыхательной системе подлежит важная роль в регуляции и здоровьячеловека.
Важных разделов,которым я уделяю особое внимание на уроках при выполнении физическихупражнений, является дыхание занимающихся.
Уже напервом медицинском осмотре, организованном для первоклассников, мыобнаруживаем, что большинство детей не умеют правильно дышать, сочетать дыханиес движением.
Вот почемуработа учителя по постановке правильного дыхания начинается с 1 класса. Длясознательного усвоения навыков правильного дыхания и рационального пользованиядыхательным аппаратом учащиеся должны иметь знания определенного кругавопросов. Сюда включаются сведения о гигиене дыхания, о значении правильногодыхания для здоровья и работоспособности человека, о правилах дыхания в покое ипри физической работе, о путях развития дыхательного аппарата и контроле за егосостоянием. Эти знания учащиеся начинают получать с первых дней учебы.Постепенно, из класса в класс их информированность в этом вопросе расширяется иуглубляется.
Чтобыобеспечить систему преемственности в своей практической работе, я стараюсьсохранить связь учебных материалов, с которыми школьники знакомятся, переходяиз класса в класс. Такое сочетание способствует глубокому и прочному усвоениюзнаний, сообщаемых на уроках физической культуры.
Не секрет,что для учителя физической культуры выбор содержания теоретического материалапо дыханию для каждого класса представляет определенную трудность. Сделать этотем более трудно, поскольку отобранные нами сведения по сложности должны бытьдоступны учащимся. Как правило, для успешного решения этого вопроса я чаще всегоприбегаю к использованию межпредметных связей.
2. Дышим правильно – дыхание черезнос
.Самые популярные методики дыхательной гимнастики, используемые мной на уроках- это методики Стрельниковой А.Н.и Бутейко К.П.
Дыхательная методика Стрельниковой А.Н.
.
Основы трехфазного дыхания (методика Кофлера – Лобановой – Лукьяновой)
Игровые задания с использованиемдыхательных упражнений.
1)«Шмель
Дыхательная игра –тренажер «Воздушный футбол»
Аэробол
Аквариум
Использование цветныхперьев. Сдуй перо ,кто первый ,удержи перышко на весу. Использование свистков,дудочек в начальной школе.
2)«У бабушки в деревне»
Дети делятся на две команды «Скотный двор» и«Птичий двор». Дети становятся в два груга, один внутри другого. По командеучителя «Мы идём на скотный двор, дети этой команды движутся по кругу ипроизносят «М-У-У-У», в противоположную сторону «Б-Е-Е-Е». По команде «А теперьребята пойдём на птичий двор», — противоположная команда начинает движение покругу со звуком «Га-Га-Га», идя в противоположную сторону говорят«Кря-Кря-Кря».
Данные дыхательные упражнения можно сочетать сфизическими упражнениями, имитировать движение животных и птиц.
3)«Упражненияв ходьбе»
1.Руки через стороны вверх-вдох через нос,вниз-выход через рот.
2.Руки через стороны вверх-вдох, вниз на 3 счёта«ГА-ГА-ГА»
Эти упражнения целесообразно использовать послебеговых упражнений, на восстановления дыхания.
4)«Прогулочныесамолётики»
Дети лежат на животе, руки вдоль туловища.
«Завести моторчики!» — дети произносят на выдохе«р-р-р»: — руки вдоль туловища, подбородок приподнят.
«Полетели самолётики» — «Ж-Ж-Ж» — руки в стороны,прогнуться в пояснице.
«Самолётики заходите на вираж» — У-У-У — однуруки поднять вверх.
«Совершение посадки» — Ух-Ух-Ух — руки вдольтуловища.
5)«Зимушка-Зима»
По команде «Греем ладошки»,-дети дуют на ладошии трут их, «Греем ножки»,- дети топают ножками.
6) «Летнийдождик»
Дети делятся на 2 команды «Дождики» и«Солнышко», садятся на гимнастические коврики в произвольном порядке. Покоманде учителя «ветер поднимается и дождик начинается»,- дети команды «Дождик»встают и передвигаются по залу со звуками «Ш-Ш-Ш», имитируя звуки дождя. Покоманде учителя «Дождик прекращается, солнышко выходит», команда «Солнышко»встают, руки в стороны и передвигаясь по залу со звуком «Ж-Ж-Ж» — имитируя звуклетающих жуков.
7) Воздушныйшар.
Дети встают в круг и берутся за руки. Со словамиНадуваем воздушный шарик, дети делают небольшие шаги назад,имитируя надувание шарика. Когда дети максимально разошлись, не расцепляя руки,со словами Шарик лопнул, дети шагают в круг, имитирую спусканиешарика((Ш-Ш-Ш)
Урок физического воспитания оказываетпреимущественное воздействие на двигательную и эмоциональную сферу ребенка. Впроцессе урока дети нередко испытывают физические и эмоциональные нагрузки.Своим ученикам я советую делать специальные дыхательные упражнения не только,во время занятий физической культуры, но и как самостоятельные упражнения –дома, для профилактики заболеваний верхних дыхательныхпутей,насморка,бронхиальной астмы.
Литература:
1. В.В. Гневушев.Методические основы развития навыков управления внешним дыханием в лечебнойфизической культуре. Ставрополь, 1985г.
2. О.Ю. Ермолаев, В.П.Сергиенко. Основы трехфазного дыхания. Издательство «Знание», Москва, 1991г.
3. В.И. Минаев. Произвольноеуправление дыхательными движениями у