Тема «Формирование навыка осознанного чтения у школьников синтеллектуальными нарушениями»
Одной из актуальных проблем современнойшколы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательногопроцесса. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организацииобучения, поиск новых более эффективных путей формирования знаний, которые быучитывали реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает учебнаядеятельность.
Научить детей с нарушением интеллектаправильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из основныхзадач начального образования в специальном (коррекционном) образовательномучреждении. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромнуюроль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это то, чемуобучают младших школьников с нарушением интеллекта, посредствам чего ихвоспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только какважнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплексумений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками снарушением интеллекта при изучении всех учебных предметов, во всех случаяхвнеклассной и внешкольной жизни. В настоящее время чтение рассматривается какодна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность,которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиятьна поведение, совершенствовать личность.
Успешное овладениеосознанным чтением детьми с нарушением интеллекта — один из показателей общегоуровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности впроцессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иногопсихического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Исследования о нарушенияхчтения представлены в работах А.Н. Корнева, Р.Е.Лалаевой, В.С.Мухиной,В.К.Орфинской, Л.П.Спировой, И.Н.Садовниковой,
Р.А.Ткачевой, О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева и др.
Нарушения чтения являютсяодними из многочисленных нарушений, встречающихся у учащихся специальной(коррекционной) школы. Они могут быть обусловлены задержкой сформированностиопределенных функциональных систем, важных для освоения навыков чтения,вследствие негативных факторов, действовавших в различные периоды развитияребенка.
Процесс овладения чтениемдетьми с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуетсяопределенными трудностями. По данным Г.Я. Трошина они овладеваютступенями чтения в три раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучениячтению у них растягиваются во времени, а промежутки между ними болеепродолжительны.
Одна из важнейших задачначальной школы – формирования у детей навыков осознанного чтения, являющегосяфундаментом всего последующего образования. Однако почти в каждом классенаходится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы,предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделываютэто очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают,заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов.Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии.Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинствеслучаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Необходимо правильно исвоевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальномслучае и по возможности устранять или корригировать их последствия.
Следовательно, необходима,систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованиемнавыка осознанного чтения от класса к классу в специальном (коррекционном)образовательном учреждении.