Методология исторической науки
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050401 — «История»
Пермь
ПГПУ
УДК 930.1
ББК Т0
М 545
Рецензент:
кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Пермского государственного университета,
Лаптева М.П.
Автор-составитель: канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории
В. С. Ковин
Методология исторической науки: у чеб.-метод. комплекс
М 545 курса. Специальность 050401 – «История» / авт.-сост. В.С. Ковин . Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 26 с.
Учебно-методический комплекс курса «Методология исторической науки» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».
Комплекс предназначен для студентов V курса исторического факультета очной формы обучения.
УДК 930.1
ББК Т0
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
|
|
© Ковин В.С., составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины ….……..…………………………………….4
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………….4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины…. ………………5
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………..6
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы……………… ……………….6
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………..7
4. Содержание курса……………………………………………………………….8
5. Темы семинарских занятий……………………………………………. ………………10
6. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению..13
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……..……….………………14
7.1 Литература…………………………………………………………………….14
7.2. Информационное обеспечение дисциплины……………………………..17
7.3. Методические указания студентам…………………………………………18
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации.…………….……………………………………………………….20
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Данный учебно-методический комплекс составлен к дисциплине «Методология исторической науки», входящей в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО по специальности 050401 – История. Решением Совета исторического факультета ПГПУ (протокол № 7 от 15.03.2003 г.) данный курс является обязательным для изучения на завершающем 5 курсе исторического факультета ПГПУ. Учебно-методический комплекс составлен с учётом государственных требований и минимума содержания к уровню подготовки выпускника исторического факультета педагогического вуза, а также практики преподавания курса.
|
|
Дисциплина «Методология исторической науки» предназначена для студентов-историков, завершающих обучение в педагогическом университете, с целью ознакомления с основными проблемами в методологии истории, развития у молодых специалистов навыков целенаправленного применения полученных знаний и умений при проведении самостоятельных научно-исторических исследований. Также представляется значимым формирование у молодых педагогов-историков профессиональной компетентности к руководству научно-исследовательскими работами учащихся, обучению методике их проведения, в качестве учителя истории. Программа посвящена рассмотрению основных научных категорий и принципов истории, социальных функций исторической науки и места ее в обществе, обоснованию специфики исторического познания. Курс имеет назначение повысить теоретический уровень специалиста-историка, помочь ему овладеть современной методологией научного исследования. В курсе рассматриваются вопросы, связанные с историей методологических учений конца XIX – начала XXI веков, а также современное видение историко-методологических проблем в отечественной и зарубежной науке.
Цель изучения дисциплины: курс «Методология исторической науки» призван способствовать формированию профессиональной компетентности специалистов в области осуществления исторических исследований через ознакомление с основными проблемами в методологии исторической науки.
Задачи изучения дисциплины:
· сформировать систему знаний о предмете и основных этапах развития методологии истории, о важнейших процессах и проблемах в развитии исторической науки .
· познакомить с основными этапами и направлениями развития западной и отечественной методологии истории .
· определить направленность и специфику методологических поисков ведущих школ исторической науки современности .
· познакомить с основными методологическими подходами, сложившимися в западной и отечественной науке . дать представление об особенностях исторических исследований в Античности, Средневековье и Новое время .
· охарактеризовать специфику и особенности исторического познания . проследить развитие основных исторических категорий (исторический метод, причинно-следственные связи, исторический закон, историческое событие, исторический факт и др.) .
· познакомить со спецификой и основными видами методов исторических исследований, на практических занятиях сформировать основные навыки работы с ними .
· познакомить с особенностями и основными тенденциями развития исторической науки сегодня .
· определить особенности, основные типы и этапы исторического исследования . отработать навыки применения полученных знаний из данного курса при подготовке выпускной квалификационной работы .
· овладеть навыками использования основных исторических категорий .
· определить особенности, основные типы и этапы исторического исследования .
· сформировать навыки эффективного и творческого использования полученных знаний при проведении самостоятельных научных исследований и руководстве научных исследований учащихся.
Таким образом, курс призван обобщить и теоретизировать знания студентов относительно специфики исторического познания и их практические умения, полученные при изучении конкретно-исторических дисциплин, проведении собственных научных исследований и написании курсовых работ.
Учебно-методический комплекс «Методология исторической науки» отражает системное содержание теоретического и научно-практического материалов, изучаемых на лекциях и семинарских занятиях студентами дневного отделения. Он предусматривает также самостоятельную работу студентов и является основным методическим документом для подготовки к экзамену.
|
|