Телевещание как средство массовой коммуникации появилось во второй половине 40-х гг. прошлого столетия после окончания Второй мировой войны. Ни одно из многочисленных достижений научно-технического прогресса не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на него столь значительное влияния, как телевидение. Темпы развития телевидения были еще более быстрыми, чем у радио. На развитие телевидения чрезвычайную роль оказывают появляющиеся новые технические возможности.
Итак, в настоящее время телевидение остается влиятельным СМИ с самой большой аудиторией.
В нашей стране происходят следующие изменения телевидения как канала коммуникации. Связанные с социально-психологическими изменениями в нашем обществе:
1. В 1990-х годах разрушилось партийное, идеалогизированное воздействие на телевидение.
2. Противоборство различных политических группировок породило сразу несколько центральных и региональных телевизионных каналов, по-разному освещавших события в стране и мире.
3. В начале 90-х в России законодательно разрешили появление и развитие частных СМИ, что способствовало появлению частных каналов, финансируемых за счет рекламных средств (абонетская плата в настоящее время не является основным источником фининсирования телевизионных каналов).
4. Рейтинг передачи стал определять возможности ее дальнейшего выхода в эфир. Поскольку от величины рейтинга напрямую зависит стоимость рекламного времени. При этом передачи интересные, гуманные, но не собирающие большого количества телезрителей, уходят из эфира. Например, у детских передач заведомо низкий рейтинг, кроме того, размещение рекламы в детских передачах имеет законодательные ограничения, поэтому ряд частных каналов вообще не показывает передачи для детей. А вот развлекательные шоу, «ужастики», боевики активно транслируются, собирая огромные аудитории, но при этом не являясь наиболее полезной информацией для решения общественных проблем.
5. В связи с этим, ряд исследователей (например, А.В. Шариков) полагает, что телевидение стало социально безответственным, отвечает не общественным интересам, а интересам узкой группы коммерсантов.
Анализируя динамику сетки вещания, контента телеканалов, А.В. Шариков приводит следующую схему изменения парадигмы телевещания в нашей стране в последние десятилетия:
В качестве же прогнозов развития телевидения как канала массовой коммуникации можно привести следующие разные по степени своей фантастичности и приближенности во времени реализации предположения:
В XXI в. телевидение станет технически все более совершенным и разнообразным. В ближайшей перспективе нас ожидает повсеместное цифровое телевидение, а в более далеком будущем фантастам рисуется картина и безэкранного телевидения. Тогда зрительный образ будет воссоздаваться непосредственно в сознании аудитории путем возбуждения биотоков мозга через внешние каналы.
Распространение кабельного и спутникового телевидения существенно расширит возможности нашего выбора каналов и программ, аудитории сделаются все более узкими, количество сегментов телеаудитории увеличится, что позволит индивидуализировать наше обращение к телевидению. Это, с одной стороны, имеет свои плюсы, но, с другой стороны, приведет к демассификации аудитории, возможно, уменьшит возможности общественной интеграции.
Кабельное и спутниковое телевидение в ходе своего распространения сделается достаточно дешевым. Его аудитория существенно возрастет, и каналы смогут существовать на абонентскую плату, что изменит коммуникации между редакцией канала, рекламодателями и аудиторией. Вполне может быть, что аудитория дождется телевидения без рекламы!