Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Управленияобразования Администрации
г.о.Электросталь Московской области
РАССМОТРЕНО |
|
УТВЕРЖДАЮ |
На педагогическом совете |
|
Директор школы |
|
|
__________И.И.Жаркова |
Протокол №1 |
|
Приказ № 270-о |
от « 30» августа 2022 г. |
|
от « 01» сентября 2022 г. |
|
|
|
РАБОЧАЯПРОГРАММА
повнеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
3 Б класс
Составитель:
МокинаИнна Александровна,
учительначальных классов
высшейкатегории
2022-2023уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программаданного учебного курса внеурочной деятельности
разработана наоснове нормативных документов:
1.Закона РФ от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ПриказаМинпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Методическихрекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектнойдеятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
4.Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
5. Учебного планаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 с УИОП» на 2022-2023 учебный год,(утверждён приказом директора от 01.09.22 № 270-о);
Учебный курс,составлен на основе пособия для учителей «Внеурочная деятельностьшкольников. Методический конструктор». ( Григорьев Д.В.), который полностьюсоответствует миссии, целям и задачам школы и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год согласно учебному плану МОУ «СОШ №16 с УИОП»на 2022 — 2023 учебный год.
Форма организации:кружок.
Срок реализациирабочей программы данного курса – один учебный год.
Целькурса: созданиеусловий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательскаяграмотность» является развитие способности учащихся к осмыслениюписьменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания длядостижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активногоучастия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное пониманиетекста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного дляосуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическаяграмотность» является формирование у обучающихся способности определятьи понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошообоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобыудовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономическогообраза мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье, формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научнаяграмотность» является формирование у обучающихся способностииспользовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуацияхпроблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, дляполучения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводынеобходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит внего деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена дляреализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе внеделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской иестественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированиюматематической и финансовой грамотности.
Содержаниепрограммы
Читательскаяграмотность(1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основнаямысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14занятия): особенности жизнедеятельности дождевыхчервей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и егосвойства.
Финансоваяграмотность (18,20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета,семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш,клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.Экономия семейного бюджета.
Математическаяграмотность (19,21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математическихвыражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение ихзначений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачина увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкойвеличин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых икруговых диаграмм, работа с графиками.
Планируемыерезультаты освоения курса
Программаобеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметныхрезультатов.
Личностные результатыизучения курса:
–осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждениифинансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейныхфинансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
–уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
Познавательные:
–осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работанад проектами и исследования;
–использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа ипредставления информации;
–овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;
–использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
–ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
–делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потокеинформации;
–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
–преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
–проявлять познавательную и творческую инициативу;
–принимать и сохранять учебную цель и задачу;
–планировать ее реализацию, в том числе вовнутреннем плане;
–контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы вих выполнение;
–уметь отличать правильно выполненное заданиеот неверного;
–оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
–адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии споставленными задачами и отображать предметное содержание и условиядеятельности в речи;
–доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменнойречи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
–слушать и понимать речь других;
–совместно договариваться о правилах работы в группе;
–учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметныерезультаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:
–способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знанияи возможности, участвовать в социальной жизни;
–способность различать тексты различных жанров и типов;
–умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
–умение задавать вопросы по содержаниюпрочитанных текстов;
–умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме всоответствии с поставленной учебной задачей.
Предметныерезультаты изучения блока «Математическаяграмотность»:
–способность формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах;
–способность проводить математические рассуждения;
–способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и предсказывать явления;
–способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные сужденияи принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному иразмышляющему человеку.
Предметныерезультаты изучения блока «Финансоваяграмотность»:
–понимание и правильное использованиефинансовых терминов;
–представление о семейных расходах и доходах;
–умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
–представление о различных видах семейных доходов;
–представление о различных видах семейных расходов;
–представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметныерезультаты изучения блока «Естественно-научнаяграмотность»:
–способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознанияи постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объясненияестественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствахвыводов;
–способность понимать основные особенности естествознания как формычеловеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучениеведется на без отметочной основе.
Дляоценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степеньпомощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведениедетей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечиваютположительные результаты;
· результатывыполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнениикоторых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективностизанятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскомуязыку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п |
№ урока в разделе/теме |
Наименование темы урока |
Дата |
ЦОР/ЭОР |
|
план |
факт |
||||
Блок «Читательская грамотность» |
|||||
1 |
1 |
Про дождевого червяка |
01.09-04.09 |
|
https://irinaroslova.ru/skazka-pro-dozhdevogo-chervyaka-detyam-kak-chervyak-dozhdevym-stal
|
2 |
3 |
Кальций |
05.09-11.09 |
|
https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/polza-kalcija-dlja-zdorovja.html
|
3 |
5 |
Сколько весит облако |
12.09-18.09 |
|
https://nauka-prosto.ru/page/skolko-vesit-oblako/
|
4 |
7 |
Хлеб – всему голова |
19.09-25.09 |
|
|
5 |
9 |
Про мел |
26.09-02.10 |
|
https://donpodarki.ru/poleznoe-iskopaemoe-mel-dlja-3-klassa/
|
6 |
11 |
Про мыло |
03.10-09.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
13 |
История свечи |
17.10-23.10 |
|
https://www.livemaster.ru/topic/2050353-koe-chto-o-svechah-istoriya-i-interesnye-fakty
|
8 |
15 |
Магнит |
24.10-30.10 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|||||
9 |
2 |
Дождевые черви |
31.10-06.11 |
|
https://zoogalaktika.ru/for-children/relatos/dozhdevoj-chervyak
|
10 |
4 |
Полезный кальций |
07.11-13.11 |
|
https://school-science.ru/12/23/47966
|
11 |
6 |
Про облака |
14.11-20.11 |
|
|
12 |
8 |
Про хлеб и дрожжи |
28.11-04.12 |
|
https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-hlebe-dlya-detey-3-klassa.html
|
13 |
10 |
Интересное вещество – мел |
05.12-11.12 |
|
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/mel-gornaya-poroda.html
|
14 |
12 |
Чем интересно мыло и как оно «работает» |
12.12-18.12 |
|
https://pikabu.ru/story/myilo_ego_khimiya_i_nemnogo_biokhimii_8359687
|
|
|
|
|
|
|
15 |
14 |
Про свечи |
19.12-25.12 |
|
|
16 |
16 |
Волшебный магнит |
26.12-30.12 |
|
https://www.maam.ru/kartinki/nauchnaja-laboratorija/volshebnyi-magnit-svoistva-magnita.html
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверочная работа |
|
|
|
17 |
17 |
Проверь себя |
09.01-15.01
|
|
|
Блок «Финансовая грамотность» |
|||||
18 |
18 |
Что такое «бюджет»? |
16.01-22.01 |
|
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2367325-okruzhajuschij-mir-3-klass-chto-takoe-bjudzhet.html
|
19 |
20 |
Семейный бюджет |
23.01-29.01 |
|
|
20 |
22 |
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата
|
30.01-05.02 |
|
https://videouroki.net/video/17-otkuda-v-seme-berutsya-dengi.html
|
21 |
24 |
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия |
06.02-12.02 |
|
https://р09.навигатор.дети/activity/1081/?date=2022-07-29
|
22 |
26 |
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш |
13.02-19.02 |
|
https://multiurok.ru/files/vneurochnoe-zaniatie-na-temu-otkuda-v-seme-berut-1.html
|
23 |
28 |
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов |
27.02-05.03 |
|
http://economsovet.ru/doxody-i-rasxody-semejnogo-byudzheta.html
|
24 |
30 |
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи |
06.03-12.03 |
|
|
25 |
32 |
Как сэкономить семейные деньги? |
13.03-19.03 |
|
https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/kak-sekonomit-semejnyj-byudzhet/
|
Блок «Математическая грамотность» |
|
||||
26 |
19 |
Расходы и доходы бюджета |
20.03-26.03 |
|
https://videouroki.net/video/33-siemieinyi-biudzhiet.html
|
27 |
21 |
Планируем семейный бюджет |
27.03-02.04 |
|
https://multiurok.ru/index.php/files/semeinyi-biudzhet-3.html
|
28 |
23 |
Подсчитываем семейный доход |
10.04-16.04 |
|
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/semeinyi_biudzhet_6
|
29 |
25 |
Пенсии и пособия |
17.04-23.04 |
|
https://multiurok.ru/index.php/files/plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-5.html
|
30 |
27 |
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы |
24.04-30.04 |
|
https://multiurok.ru/files/zaniatie-po-programme-finansovaia-gramotnost-na-te.html
|
31 |
29 |
Подсчитываем расходы |
01.05-07.05 |
|
|
32 |
31 |
Расходы на обязательные платежи |
08.05-14.05 |
|
https://urok.1sept.ru/articles/618768
|
33 |
33 |
Подсчитываем сэкономленные деньги |
15.05-21.05 |
|
|
Проверочная работа |
|||||
34 |
34 |
Проверь себя |
22.05-29.05 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Функциональнаяграмотность. 3 класс. Программа внеурочнойдеятельности / М.В. Буряк,С.А. Шейкина. – М.: Планета,2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
2. Сайт издательства «ПЛАНЕТА»http://www. planeta—kniga.ru
3. https://irinaroslova.ru/skazka-pro-dozhdevogo-chervyaka-detyam-kak-chervyak-dozhdevym-stal
5. https://pikabu.ru/story/myilo_ego_khimiya_i_nemnogo_biokhimii_8359687