Одна из значительных сторон социологического творчества Адорно — его работы в области социологии музыки. Помимоназванных выше, следует упомянуть два труда, опубликованных друг за другом и повлиявших на развитие этой отрасли социологического знания, — Призмы. Критика культуры и общество (1955) и Диссонансы. Музыка в управляемом мире (1956). В анализе музыки как социального явления проводится крайне важная идея о том, что определенные виды музыки можно рассматривать как моделирование процесса отчуждения (обесчеловечивания) человека, происходящего в условиях позднего капитализма. Как и анализу общества и его теорий, трактовке социологом музыки также присущ критический характер. Процесс подавления личности общественной тотальностью в виде определенной музыки является одной из тем социологии Адорно.
Типы слушателей:
1. Эксперт. Понимает всю структуру и смысл
2. Хороший слушатель. Неосознанно понимает музыкальные логики
3. Образованный слушатель. Много слушает и знает, структура музыки не интересует его
4. Эмоциональный слушатель. Музыка – средство высвобождения эмоций.
5. Рессантиментный слушатель. Статическое слушание музыки. Отношение к музыке – результат конфликта между соц положением и идеологией.
6. Развлекающийся слушатель. Музыка – источник раздражителей.. на них рассчитана индустрия культуры.
Ф-ии:
· Социальная – развлечения
· Коммуникативная
· Отвлекающая роль
· Утешения
· Создавать иллюзию, будто что-то происходит, меняется.
Цивилизация и культура в работе Н.Я. Данилевского