Рецензенты:
Доктор психологическихнаук, профессор,
НИУ Саратовскийгосударственный университет
им. Н. Г. Чернышевского
Зав.кафедры
психологии ипсиходиагностики __________________Григорьева М.В.
Кандидат педагогическихнаук, профессор,
НИУ Саратовскийгосударственный университет
им. Н. Г. Чернышевского
зав. кафедрой
Технологическогообразования ____________________ Саяпин В. Н.
Программа
Психолого – педагогического сопровождения
профессионального становления личности студента
в условиях среднего профессионального образования.
Саратов2016 г.
Паспорт Программы
Наименование программы:
«Психоло — педагогическоесопровождение профессионального становления личности студента в условияхсреднего профессионального образования».
Цель Программы: Формирование конкурентоспособного специалиста,педагога-профессионала, обладающего профессиональными компетенциями.
Задачи:
1. Оказаниепомощи в профессиональном самоопределении и правильном понимании выбраннойпрофессии; знакомство с деятельностью учителя и воспитателя, общие сведения опрофессии, краткое содержание труда, производственные и социальные условиятруда, психологические требования к личностипедагога, знакомство с накопленным педагогическим опытом.
2. Формированиепотребности в постоянном самосовершенствовании. Обучениепониманию себя и умению «быть в мире с собой». Понимание студентами себя вновой социальной роли и принятие этой роли. Осознание учащимися своего «Я», исследованиесобственных психологических ресурсов, создание профессионального имиджа,обучение нормам этикета.
3. Развитие педагогических способностейпрофессионально-личностных качеств. Психологическое и эргономическое просвещение студентов вучебно-производственной деятельности (обеспечение состояния эмоциональногокомфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности; усвоение правил инорм студенческой жизни; развитие чувства уверенности студентов в своих силах.
4.Воспитание профессионально важных качеств, необходимых в профессии типа«Человек-Человек», развитие интереса к окружающим людям, чувства понимания исопереживания другим людям, ориентации на другого человека как «субъектапрофессиональной деятельности.
5. Развитие потребностей в педагогическом творчестве.
6. Планирование карьеры – это поиск путей личностногопрофессионального совершенствования для достижения конкретных целей с учетоминдивидуальных возможностей, развитие умений анализировать данныесамонаблюдения, формирование представлений у студентов о себе в будущем, умениястроить планы и цели с позиции временного критерия и степени значимости длячеловека.
7. Развитие групповойсплоченности и навыков учебно-производственного сотрудничества.
Сроки реализации. Весь срок обучения
Ожидаемые результаты:
-сформированность профессиональных педагогических компетенций;
· устойчивое стремление к самосовершенствованию и творчеству;
· средний и высокий уровни развития профессионально-личностных качеств;
· наличие стремления у большей части выпускников к трудоустройству поспециальности.
Механизм реализации иконтроля: Реализация программы проходитв ходе учебной и внеурочной деятельности, производственной педагогическойпрактики, через кружковые и клубные занятия, групповые и индивидуальные формыработы.
Контрольосуществляется администрацией колледжа.
Обоснование Программы
Психолого-педагогическиесопровождение в профессиональном самоопределении студентов понимается нами какособо организованная учебная деятельность, групповая по форме, диалогическая посодержанию, входящая в состав личностно ориентированных педагогическихтехнологий и направленная на формирование:
1)гуманистических активно-положительных профессиональных установок;
2)социальной и личностной детерминации творческой и профессиональнойсамореализации студента;
3)развитие творческого потенциала будущего профессионала.
4) системностьв планировании и организация деятельности.
Актуальнойзадачей системы профессионального образования в настоящее время являетсяповышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизациипрофессионального образования, внедрения государственных образовательныхстандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникампедагогических колледжей.
Впроцессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация наличность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптациимолодёжи к профессиональной среде, повысить её конкурентоспособность. Цельпрофессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человекачто-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы датьему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональнымиситуациями. Это возможно лишь при условии устойчивой положительнойнаправленности личности выпускника на получаемую профессию.
Выбор профессионального образовательного учреждения выпускникамиосновной общеобразовательной школы бывает не всегда хорошо обдуманным. Подиагностическим данным, получаемым в ходе анкетирования студентов первого годаобучения, мотивами выбора нашего образовательного учреждения некоторой части обучающихсяявляются рекомендации родителей, знакомых, близость колледжа к дому. Такаямотивация не может стимулировать высокую познавательную активность студентов впроцессе получения профессиональных знаний и навыков, поэтому необходима психолого-педагогическоесопровождение профессионального становления личности студента в условияхсреднего профессионального образования, знакомство с педагогической профессией,современными требованиями, предъявляемыми к личности педагога.
Предлагаемая программа имеет огромныйинформационный и воспитательный потенциал, ибо курс рассчитан на студентов15-21 лет, когда особо формируются учебно-профессиональная и мировоззренческаястороны личности.
Программаразработана для студентов педагогического колледжа, которая позволяетосуществлять профессиональное просвещение в рамках будущей деятельности.Содействует развитию навыков психологической компетентности, коммуникативныхумений, лучшему пониманию себя, осознанию своего «Я», самопринятия, чувствауверенности в своих силах.
Взависимости от целей, задач обучения и психологической готовности личности(мотивационной, эмоционально-волевой, поведенческой и коммуникативной)педагог-психолог может сочетать приемы свободной или директивной дискуссии,эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций,учебно-игровой деятельности и т.д.
Педагог-психологосуществляет как теоретическую подготовку студентов, так и профессиональноосуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретациютаким образом, чтобы это служило целям обучения, формированию мотивациидостижения у студентов, укреплению веры в свои силы и возможности,способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату вгрупповом коллективе.
Недопустимоиспользовать негативные оценочные суждения и характеристики. В то же времяможно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулированиедля осуществления обратной связи. В зависимости от насыщенности занятия могутзанимать от 45 минут до 3 часов учебного времени. Желательно проводить их взвукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организоватьучебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место дляподвижных психотехнических упражнений.
Занятияне всегда могут идти по плану, так как способ ведения нельзя сводить кшаблонности и запрограммированности (всегда можно внести изменения в свойзамысел). Данная программная разработка является прежде всего опорой длясамостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса.Программа состоит из следующих блоков: диагностического, психологического иэргономического (просвещение студентов о будущей профессии, проектированиемодели профессионального самоопределения студента, контроль и оценка выполнениязадач программы). Содержание занятий и реализация программы во многом зависятот личности профкоисультанта, его опыта работы, профессиональных предпочтений ит.д. Тем не менее необходимо учесть, что описанные занятия — их тематика,последовательность, понятийный аппарат и пр. — прошли неоднократную проверку встуденческих группах и были положительно оценены как преподавателями,присутствующими на занятиях, так и самими участниками эксперимента.
Работапо программе допускает различные формы учебных занятий: лекции, семинары,дискуссии, ролевые игры, решение этических и психолого-педагогических задач,психологический практикум, тренинг, уроки-размышления, встречи с интереснымилюдьми, экскурсии, турниры, зачетные уроки. Настоящая программа допускаетвариативность выбора логики, содержания, организационных форм учебных занятий,методов и приемов работы преподавателя в зависимости от цели и задач всегокурса и отдельных занятий, а также от состава студенческих групп. Вариативностьв построении курса позволит наилучшим образом реализовать творческий потенциалучителя, проводящего занятия по курсу. Программа состоит из 71-го тематическогозанятия и рассчитана на четыре года обучения, общий объем — 108 часов.
На первом курсе основными задачами в работе со студентами являетсяадаптация в образовательном учреждении и знакомство с профессией педагога, еёособенностями в зависимости от специальности, формирование интереса к ней.Обучающимся раскрывается социально–психологический портрет педагога, значениепедагогической профессии в разные исторические периоды развития общества. Вучебной работе это идёт через изучение курса «введение в специальность». Вовнеурочной деятельности планируются встречи с учителями школ, воспитателямидошкольных учреждений, отдавших большую часть своей жизни воспитанию детей.
На втором и последующих курсах, когда начинается профессиональнаяподготовка, изучение обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин,педагогическая практика, идёт работа по расширению знаний студентов овыдающихся педагогах, учёных. Формируется интерес и любовь к детям. Навоспитательных групповых часах обсуждается роль педагога в современномобществе, требования, предъявляемые государством к педагогу в векинформационных технологий. Проводятся обзоры педагогических периодическихизданий, новинок литературы.
Начетвертом курсе студенты готовятся к трудовой профессиональной деятельности. Впроцессе педагогической практики в полной мере ощущают себя учителем, несущимответственность за образование и воспитание школьников. На тренинговых занятияхучатся самопрезентации, пишут резюме, обсуждают правила делового этикета. Планирование карьеры – этопоиск путей личностного профессионального совершенствования для достиженияконкретных целей с учетом индивидуальных возможностей.
Входе всего периода обучения, в конце каждого семестра производится экспертнаяоценка уровня развития профессионально — личностных качеств обучающихся,оценивается уровень сформированности исследовательских и учебных умений инавыков.Мотивация к дальнейшему профессиональному саморазвитию и самореализации.
Определяетсясредний балл и определяется рейтинг.
Содержание, формы и методы работы
Содержание занятия, тема |
Цель занятия |
Методы, формы работы |
Кол- во часов |
Психологические компоненты ПСЛ |
Знания и умения, обеспечивающие становление ПВК |
Для студентов первого года обучения. Программа адаптации. |
Сплочение групп, и формирование бесконфликтной, безопасной атмосферы в учебном коллективе |
Игры, тренинги, классные часы, |
4 |
мотивационный, когнитивный, коммуникативный |
коммуникативные, гностические, конструктивные |
Первый год обучения Профессиональный статус и этика учителя и воспитателя |
Изучить особенности психологического и профессионального портрета учителя и воспитателя |
Беседа |
2 |
мотивационный, когнитивный, коммуникативный |
коммуникативные, гностические, конструктивные |
Педагогические способности и профессионально значимые качества, « Модель профессиоанала» |
Определить профессионально важные качества учителя и воспитателя |
беседа |
2 |
когнитивный, поведенческий |
оценочные |
Профессиональный стандарт. Функции и должностные обязанности. |
изучить основные нормативно-правовые документы педагогической деятельности |
Беседа |
2 |
когнитивный, поведенческий |
оценочные |
Готовность к выбору профессии. Мотивация и мотивы профессиональной деятельности |
повысить у студента уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда; исследование мотивации достижения и избегания неудачи; |
Методика Н.С. Пряжникова «Будь готов!»; опросник А. Мехрабиана « |
2 |
мотивационный, когнитивный |
оценочные, рефлексивные |
Тренинговое занятие « У тебя все получится» |
отработка приемов уверенного поведения, необходимого в профессиональном самоопределении |
беседа, тренинг |
2 |
мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой |
коммуникативные, рефлексивные |
Исследование индивидуально- типологических свойств личности |
диагностическое обследование свойств личности студента, определение психологических характеристик важных для будущей профессиональной деятельности |
психологический практикум, опросник 16-РР Р. Кеттелла |
2 |
мотивационный, поведенческий |
оценочные, рефлексивные |
Тренинговое занятие « Приоритеты и ценности» |
уточнение представлений о себе и своих взглядах, убеждениях, ценностях); уточнение понятий мировоззрение, убеждение, «ценность» |
Тренинг |
2 |
мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой |
коммуникативные, рефлексивные |
Активизирующнй опросник «Перекресток» |
определение предпочтительных для студентов «предметов труда» и «средств труда» (профессии); |
индивидуальная профконсультация |
2 |
мотива ционный, когнитивный, поведенческий, коммуникативный |
гностические проектировочные |
Диагностика самоотношения, уровня эмпатийных тенденций |
исследование уровней самоотношения и эмпатийных тенденций |
психологичекий практикум, методика И.М. Юсупова |
1 |
когнитивный, поведенческий |
оценочные, рефлексивные |
Профориентационная . игра «Пришельцы» |
помочь студентам в осознании труда как ценности, роль труда в жизни общества и отдельного человека |
беседа, профориентацион ная игра |
2 |
когнитивный, поведенческий, |
конструктивные, гностические |
Диагностика общеинтеллектуальных способностей студента |
исследование предметной ориентации студентов: гуманитарной, математической, естественно-научной и технической, уровень интеллектуального развития |
тест Р. Амтхауэра |
4 |
когнитивный |
гностические |
Игра «Профконсультация» (вариант игры с микрогруппой в 3-4 человека, микрогруппа в 5-6 чел. «Защита профессии перед родителями», вариант игры с классом) |
помочь студентам в планировании своих профессиональных и жизненных ситуаций под наблюдением и контролем со стороны психолога |
консультационная беседа |
2 |
мотивационный, коммуникативный |
проектировочные |
Тренговое занятие « Мотивы и приоритеты» |
знакомство с различными теориями мотивации; уточнение представлений о своих мотивах и потребностях на основе самодиагностики |
Тренинг |
2 |
мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой |
коммуникативные, рефлексивные |
Диагностика типов межличностных отношений отношений |
Исследование особенностей межличностных взаимоотношений у студентов, необходимых в будущей профессиональной деятельности |
методика Т. Лири |
2 |
поведенческий |
коммуникативные, оценочные, рефлексивные |
Тренинговое занятие «Межличностные отношения» |
отработка умений слушать и понимать партнера |
психологичес-кий тренинг |
2 |
поведенческий, коммуникативный |
Коммуникативные |
Итоговое занятие |
обсуждение проблем будущей деятельности, формирование ценностных ориентации |
круглый стол |
2 |
когнитивный, коммуникативный |
оценочные, рефлексивные |
Второй год обучения Познавательная сфера личности Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия |
Изучить познавательную сферу личности; особенности профессионального мышления учителя начальных классов и воспитателя(научное и практическое), профессиональная рефлексия, ее этапы. |
Беседа |
2 |
когнитивный . |
гностические, конструктивные |
Развитие и коррекция познавательной сферы студентов |
проведение коррекционно- развивающей работы познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение) |
психологический практикум |
6 |
когнитивный, коммуникативный |
гностические |
Игровое упражнение «Советчик» |
получение обобщенных представлений о будущей профессиональной |
групповые рекомендации с элементами игры |
1 |
когнитивный, коммуникативный |
гностические, коммуникативные |
Тренинговое занятие Направленность личности
|
знакомство с учением о доминанте; уточнение представлений о направленности личности на основе самодиагностики |
Тренинг |
2 |
когнитивный, коммуникативный |
гностические, коммуникативные |
Активизирующий опросник «Смыслы и сюрпризы» |
помочь студентам осознать свои основные жизненные смыслы и саму динамику их развития. |
опросник Н.С. Пряжиикова |
2 |
мотивационный, когнитивный Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 |
Рефлексивные |
Оценка уровня субъективного контроля (УСК) |
помочь студентам в оценке уровня субъективного контроля над разнообразными ситуациями,другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь |
методика УСК |
2 |
когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий |
исследователькие |
Активизирующий опросник-игра «Моды-2» |
актуализация проблемы престижности выбираемой профессии в сознании студента, проблема изменения этой престижности в зависимости от изменений, происходящих в обществе. |
профориентационная игра |
2 |
когнитивный, коммуникативный |
коммуникативные |
Мои профессиональные желания |
осознание своих профессиональных желаний; установление связи своих профессиональных желаний с местами учебы и предполагаемыми местами работы; овладение инструментом самосознания и самодиагностики. |
Беседа |
6 |
когнитивный, коммуникативный |
гностические, коммуникативные |
Тренинговое занятие «На пути к цели» |
отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей. |
психологический тренинг |
2 |
эмоционально-волевой, когнетивный |
Оценочные, гностический |
Итоговое занятие |
помочь студентам в систематизации полученных знаний, актуализация собственных ресурсов, оценка и анализ результатов личностного и профессионального роста (модель профессионала). |
дискуссия, групповое обсуждение |
2 |
мотивационный, эмоционально-волевой |
рефлексивные |
Третий и четвертый год обучения Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности |
раскрыть сущность, значение и роль профессиональной компетентности, индивидуального стиля деятельности |
семинар |
2 |
когнитивный, коммуникативный |
коммуникативные |
Диагностика уровня тревожности |
изучение личностной и ситуативной тревожности у студентов |
А.Мехрабиена и Н.Эпштейна, Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина |
2 |
эмоционально-волевой |
исследовательские |
Тренинговое занятие «Межличностные отношения» |
помочь студентам в овладении способами снятия эмоционального напряжения, убеждающего воздействия |
психологичес-кий практикум И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко |
3 |
эмоционально-волевой |
коммуникативные |
Игра-дискуссия «Заработная плата работника (ЗПР)» |
актуализировать в сознании проблемы справедливости(и несправедливости)в оценке труда разных специалистов |
игра-дискуссия Н.С. Пряжникова |
2 |
когнитивный |
коммуникативные, гностические |
Тренинговое занятие « ПВК» |
уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств (методики Идеальный учитель, Поведение в конфликтах), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия. |
тренинг |
8 |
эмоционально-волевой, когнетивный |
Оценочные, гностический |
Карточная система «Профессьянс» |
ориентировочное определение наиболее привлекательных профессий для студента (оценка реального отношения к выбранной профессии) |
индивидуальная работа |
3 |
мотивационный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Схема анализа ситуаций самоопределения «Расплаты- Достижения» |
актуализация в сознании студентов идеи неизбежности «внутреннего компромисса» на пути к успеху |
карьерное консультирование |
З |
когнитивный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Активизирующий опросник «Перекресток» (1 -2) |
.определение предпочтительных для студентов «предметов труда» и «средств труда» (профессии); определение «уровня профессионального образования» и предполагаемого «уровня профессионального образования» |
индивидуальная проф консультация |
3 |
мотивационный, когнитивный, поведенческий, коммуникативный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Тренинговое занятие Профессиональные риски и пути их преодоления |
понятие о кризисах профессионального роста и педагогических деформациях; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика развития профессионально важных качеств |
Тренинг |
8 |
эмоционально-волевой, когнетивный |
Оценочные, гностический |
Карточная система «Профессьянс» |
ориентировочное определение наиболее привлекательных профессий для студента (оценка реального отношения к выбранной профессии) |
индивидуальная работа |
3 |
мотивационный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Схема анализа ситуаций самоопределения «Расплаты- Достижения» |
актуализация в сознании студентов идеи неизбежности «внутреннего компромисса» на пути к успеху |
карьерное консультирование |
з |
когнитивный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Активизирующий опросник «Перекресток» |
.определение предпочтительных для студентов «предметов труда» и «средств труда» (профессии); определение «уровня профессионального образования» и предполагаемого «уровня профессионального образования» |
индивидуальная проф консультация |
3 |
мотивационный, когнитивный, поведенческий, коммуникативный |
проектировочные, конструктивные, коммуникативные |
Итоговое занятие |
оценка собственных достижений и уровней професс ионал ьного самоопределения у студентов |
индивидуальная работа с картой ПСЛ |
2 |
поведенческий |
рефлексивные, оценочные |
Критерии результативности воспитательной работы и диагностика
Критерии эффективности |
Показатели |
Методы диагностики |
Общеучебная подготовка студентов |
Повышение среднего балла по учебным дисциплинам |
Анализ результатов успеваемости групп по итогам семестра |
Профессиональная подготовка студентов |
Повышение качества результатов педагогической практики |
Анализ дневников и характеристик студентов по итогам разных видов практики |
Общественная активность и рост творческих способностей студентов |
Рост % участия студентов в работе органов самоуправления, в воспитательных делах разного уровня, конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях |
Педагогическое наблюдение, анализ результатов выступлений на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях |
Развитие профессионально — личностных качеств обучающихся: |
Положительная динамика уровня развития профессионально-личностных качеств |
Экспертная оценка уровня развития профессионально-личностных качеств |
Коммуникативных |
— умеет устанавливать целесообразные отношения с окружающими; — умеет располагать к себе; -умеет регулироват межличностные отношения; -умеет перестраивать свои отношения с коллективом и отдельными людьми |
Педагогическое наблюдение, тесты «Общительный ли Вы человек», «Конфликтная ли Вы личность?», методика изучения групповой дефференциации, |
Гностических |
— умеет работать с учебной и научной литературой, отбирать практически необходимое; -умеет строить деятельность на диагностической основе; -умеет изучать опыт других и пероносить лучшее в свою деятельность; -умеет анализировать, оценивать результаты своей деятельности, перестраивать её |
Анализ продуктов научно-исследовательской деятельности студентов: сообщений, рефератов, практических, курсовых и дипломных работ; анализ отчётов по педагогической практке: педагогическое наблюдение, |
Конструктивных |
-умеет ставить цели и задачи педагогической деятельности; -умеет планировать самостоятельную работу и деятельность школьников; -в практической деятельности использует методы активизации познавательной деятельности школьников; -умеет составлять планы работы кл. руководителя, актива класса, школы, воспитательного дела, работы с родителями |
Анализ продуктов и результатов практической деятельности студентов, педагогическое наблюдение, полярная анкета |
Организаторских |
-умеет организовывать участие каждого в деятельности коллектива; -умеет распределять своё время; -участвует в планировании и оценке резезультатов коллективной деятельности; -помогает активу разрешать затруднительные ситуации |
Педагогическое наблюдение, анализ работы в органах самоуправления |
Креативных |
-обладает способностью к творчеству; -восприимчив к ному -умеет разнообразить творческое решение вопросов; -умеет видеть и развивать в ребёнке творческое начало, интересы |
Педагогическое наблюдение, тест «Ваш творческий потенциал» |
ОДОБРЕНО Педагогическим советом ГАПОУ СО « СОПК» Протокол № ____ от _______ 20____г. |
|
Утверждаю
ДиректорГАПОУ СО « СОПК»
____________________Д. Д. Каримов
«___»_____20____г.
Согласованно
Замдиректора по В. Р.
___________________Н.К.Козлова
«___»_____20____г.
Составитель– Буканова Е. Э. педагог- психолог
Рецензенты:
внутренний _____________ Шевченко Л. Н., Заслуженный учитель РФ, заместитель директора поучебно-методической работе
Рецензенты:
внешний _____________ Александрова Е. А.