X-PDF

Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации

Поделиться статьей

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в худо-

/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 1Q

жественно-образных формах отражения действительности. Лите­ратура, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр, дру­гие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читате­лей, слушателей. С момента появления наскальной живописи и устно передаваемых легенд искусство служило мощным факто­ром духовно-практического освоения людьми конфликтов, влияло на их определение своего поведения.

Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в про­блемных ситуациях социального взаимодействия выступает важ­нейшей задачей конфликтологии.

Очевидно, что использование искусства и СМИ в интересах профилактики конфликтов и их конструктивного разрешения — одно из весьма перспективных направлений повышения кон­фликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии на­много повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Можно привести множество примеров, подтвер­ждающих эту мысль. Любая область искусства оказывает влия­ние на понимание людьми сущности и роли конфликтов в их жизни, а также на формирование стереотипов поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с окружающими. При­ведем в качестве иллюстрации три поэтических образа, создан­ных гением прошлого века и двумя известными поэтами ны­нешнего столетия. Эти образы раскрывают восприятие россий­скими поэтами ситуации, сложившейся в прошлом, а также в начале и конце века, в котором им и нам было суждено жить.

Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды. Рукою чистой и безвинной 3 порабощенные бразды Ъросал живительное селт -Q-lo потерял а. только врел1я Ълагие ллысли и труды

Jlacumecb, ллирные народы! %ас не разбудит чести клич К. челгу стадам, дары свободы? Ых должно резать или стричь ^Наследство их из рода в роды Ярлю с грел1у1мкалли, да бич

Душкин, 1823 t.

!• Введение в конфликтологию

устал от двадцатого века, От его окровавленных рек U не надо мне прав человека, Я давно уже не человек!

Соколов, 1989 г

0ек мой зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки U своею кровью склеит Т)вух. столетий позвонки

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

О.Мандельштам, 1922 г.

Е последние десятилетия резко возросла роль средств массо­вой информации как фактора, определяющего поведение людей, в том числе их конфликтность. Содержание, форма и динамика сообщений, передаваемых СМИ, оказывают заметное влияние на психические состояния людей, их отношение к окружающим. Данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования, показывают, что в результате просмотра инфор­мационных телевизионных передач («Новости», «Вести», «Сегодня» и др.) российские зрители испытывают и положи­тельные, и отрицательные эмоции (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Чувства, испытываемые зрителями при просмотре информационных телевизионных передач

(Хлопьев, 1996 г.)

Положительные Процент Отрицательные Процент
эмоции опрошенных эмоции опрошенных
Уверенность 9,3 Неуверенность 57,2
Надежда 24,3 Разочарование 45,2
Спокойствие 7,1 Тревога 59,6
Доверие 13,7 Обман 50,8
Гордость 7,0 Унижение 50,5
Интерес 44,7 Безразличие 28,3
Бодрость 6,2 Усталость 57,9 i
Защищенность 3,4 Беззащитность 58,1 f
Бесстрашие 9,2 Страх 48,9
В среднем 13,9 50,7

Наиболее часто при просмотре информационных телевизи­онных передач телезрители испытывают чувства тревоги, безза­щитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувст­ва не могут не оказывать влияния на их поведение, в том числе и в конфликтных ситуациях.

/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 21

Таким образом, искусство и средства массовой информа­ции:

• оказывают мощное воздействие на формирование у всех лю­дей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях .

• влияют на понимание и оценку конфликтов самими кон­фликтологами, руководителями, политиками .

• помогают формировать у людей, начиная с детства, стереоти­пы конструктивного поведения в проблемных ситуациях со­циального взаимодействия.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет