Продолжительность поражающего действия АХОВ определяется временем его испарения с площади разлива.
Время испарения Т (ч) АХОВ с площади разлива определяется по формуле (2.4)

где h — толщина слоя АХОВ, м:
d -плотность АХОВ, т/м3 .
К 2, К 4, К 7 — коэффициенты в формулах (1), (2).
T=
= 1.372 = 82мин.
Результаты расчетов представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
| № | Расчетный параметр | Значение расчетного параметра |
| Qэ1 – количество в-ва в первичном облаке | 0.001009 т. | |
| Qэ2 – количество в-ва во вторичном облаке | 0.083895 т. | |
| Г1 – глубина зоны заражения для первичного облака | 0.38 км. | |
| Г2 – глубина зоны заражения для вторичного облака | 1.05 км. | |
| Г- полная глубина зоны заражения | 1.24 км. | |
| S в – площадь зоны возможного заражения | 2.4 км2 | |
| S ф – площадь зоны фактического заражения | 0.206 км2 | |
| t – время подхода зараженного облака к объекту | 0.004 ч. | |
| T – продолжительность поражающего действия АХОВ | 82 мин. |
| U= 1м/c |
| R |
| Масштаб 1:200 |
| f |

|
|
|
Рис.3 Зона возможного заражения местности аммиаком при аварии автомобильной цистерны по методике [1]
Расчеты произведенные по нормативной методике [1] и представленные выше не учитывают ряд факторов и особенностей, которые будут присутствовать в фактической аварийной ситуации. Так, например, как показали исследования [2], необходимо учитывать разлив АХОВ при разгерметизации (разрушении) не только в районе аварийной остановки, но и на участке торможения. Кроме этого следует учитывать и такой поражающий фактор на личный состав аварийной команды и население как возможное воспламенение с последующим взрывом аммиака. Поэтому при оценке поражающего действия людей в результате аварий (разрушений) таких объектов на транспорте следует рассматривать комплексное воздействие на них токсического облака заражения и возможной ударной волны от воспламенения газопаровоздушной смеси.
С учетом особенности распространения зараженного облака в населенных пунктах (наличие локального участка тепла, который особенно в ночных условиях влияет на форму неустойчивой стратификации, вызывающей подъем воздушных масс), а также в непосредственной близости расположения домов на маршруте перемещения автомобильного транспорта, перевозящего АХОВ, при расчетах глубины заражения в случаях возгорания и взрыва АХОВ следует принимать стратификацию близкую конвекции несмотря на установившиеся погодные условия характерные для открытой местности.
Комплексное воздействие должно предусматривать оценку поражающего воздействия облака заражения с учетом последствий разрушений здания, в котором находятся люди. Так, например, при авариях при перевозке аммиака автомобильным транспортом рассматривают поражение людей от воздействия токсического облака, находящихся в зданиях, в худшем случае – с открытыми форточками. Однако, если выброс АХОВ будет сопровождаться воспламенением и взрывом, то в этом случае имеет место большая вероятность разрушения остекления, что приведет к увеличению поражающего действия за счет повышения кратности воздухообмена.
|
|
|
Таким образом, определение возможных последствий при авариях (разрушениях) резервуаров при транспортировке аммиака автомобильным транспортом заключается: на первом этапе в выявлении химической обстановки (расчет глубины химического заражения), на втором этапе определение возможных последствий взрыва (поражение людей и степень разрушения (разгерметизации) домов) и затем на заключительном этапе окончательное уточнение токсического поражения людей с учетом степени разгерметизации помещений.