Автор:Сергеев Олег Валерьевич
Учительфизической культуры
МБОУСОШ №66 имени Виктора
АлександровичаСтукалова г. Пенза
Пояснительнаязаписка
Легкоатлетическиеупражнения создавались самой жизнью. Бег, прыжки, метания – всё это служилопрактическим целям древнего человека. А вот история лёгкой атлетики как спортаначалась на Олимпийских играх 776 года до нашей эры в Древней Греции.
Впрочем,современный вид королева спорта стала приобретать лишь к 20-му веку, переживаябурное развитие и распространение. На это, в частности, повлияло возрождениеОлимпиады в 1896 году.
Прифизических нагрузках в организме человека запускаются различные процессы,координацией которых занимается центральная нервная система. В работувключаются двигательный аппарат и внутренние органы, обеспечивающие основныепотребности организма. Причем ученые уверены, что функция двигательногоаппарата в основном зависит от состояния внутренних органов. А деятельностьвнутренних систем организма тесно взаимодействует с двигательным аппаратом.Потому занятия легкой атлетикой это необходимое требование для стабильнойжизнедеятельности организма.
Приэтом еще даже в древнем Китае и Греции считали, различные физические нагрузкиположительно сказываются на умственных способностях. Например, Пифагор являлсячемпионом по кулачным боям и в то же время был известным философом. Или ещеодин довольно известный философ – Платон. Он также являлся двукратным чемпиономпо смешанному стилю единоборств.
Задачилегкой атлетики (образовательные):
1. освоениежизненно важных двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков и метаний;
2. расширениедвигательного фонда учащихся на базе легкоатлетических упражнений;
3. овладениеосновными теоретическими сведениями о легкой атлетике.
Задачилегкой атлетики (оздоровительные):
1. укреплениездоровья и закаливание организма средствами легкой атлетики;
2. формированиеправильной осанки и профилактика плоскостопия;
3. гармоничноеразвитие мышечных групп и формирование правильного телосложения;
4. развитие физическихкачеств и двигательных способностей, преимущественно обеспечивающих выполнениелегкоатлетических упражнений;
5. повышениефункциональных возможностей организма, преимущественно аэробных.
Задачилегкой атлетики (воспитательные):
1. формированиеинтереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числеупражнениям на базе легкой атлетики;
2. воспитаниеморально-нравственных и личностных качеств;
3. формированиепервоначальных навыков сотрудничества при выполнении легкоатлетическихупражнений.
ПРОГРАММА:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
o Совершенствование техники бега по пересеченнойместности.
o Оценка исходного уровня развития двигательныхспособностей в беге на 100 и на 500 метров (девушки) и в беге на 100 и на 1000метров (юноши).
o Совершенствование техники прыжка в длину с места.
o Развитие выносливости посредством ходьбы.
o Развитие выносливости посредством бега.
o Развитие выносливости посредством скандинавскойходьбы.
o Совершенствование техники бега по пересеченнойместности.
o Совершенствование техники бега на средние дистанции.
o Совершенствование техники бега на короткие дистанции.
o Совершенствование техники бега по пересеченнойместности и развитие выносливости.
o Оценка развития быстроты и скоростно-силовыхспособностей в беге на 100 метров.
o Оценка развития общей выносливости в беге на 500 и1000 метров.
o Упражнения со снарядами (гантели, н/мяч, скакалки) наснарядах.
o Всевозможные прыжки, скачки.
o Спринтерский бег, эстафеты.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
ü ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ü ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
ü ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ СОСПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ
ü ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ü ВИДЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
ü ЧЕМПИОНАТЫ ПО ЛЕГКОЙАТЛЕТИКЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Общаяфизическая подготовка (ОФП)направлена на общее развитие и укрепление организма легкоатлета: повышениефункциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательноймускулатуры, улучшение координационной способности, увеличение до требуемогоуровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектовтелосложения и осанки.
Для решения этихзадач применяются разнообразные физические упражнения из указанных ранее трехгрупп, особенно общеразвивающие. Подбор таких упражнений осуществляется сучетом особенностей и требований легкоатлетической специализации, напримеробщая физическая подготовка у метателей значительно больше по объему и силовымупражнениям, чем у бегунов на длинные дистанции.
Специальнаяфизическая подготовка (СФП) направлена на развитие всех органов исистем, всех функциональных возможностей организма спортсмена применительно квыполнению определенного вида легкой атлетики. Естественно, что для этогоиспользуются упражнения в избранном виде легкой атлетики и специальныеупражнения.
СФП легкоатлетовдолжна состоять из упражнений, возможно более схожих по амплитуде движений,характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую идыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. с элементом, частью илиизбранным видом легкой атлетики в целом. Это положение, выдвинутое еще в 1949г. Н. Г. Озолиным и названное им принципом прикладности, получило в дальнейшемнаучное обоснование во многих исследованиях.
Для ОФП в большеймере используются упражнения, оказывающие общее воздействие, а для СФП — строгонаправленные. Однако и в общей физической подготовке также применяются точнонаправленные упражнения для устранения отдельных недостатков в физическомразвитии, дефектов телосложения, осанки и т. п.