Государственное автономное профессиональное образовательноеучреждение новосибирской области
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР __________С.В. Крашенинников «____»___________2021 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
проведенияоткрытого занятия
по учебнойдисциплине: ОП.03 Электротехника и электроника
для специальности:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонтавтомобильного транспорта
Рассмотрено на заседании ПЦК профессиональных дисциплин автотранспортного направления Протокол № от «___»__________ 2021 г. Председатель ПЦК ___________________ Е.С. Ковалевич
|
|
Новосибирск — 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
3 |
2. |
ВВЕДЕНИЕ |
6 |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
8 |
4. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
18 |
5. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
19 |
6. |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Методическая разработка открытого занятияпо учебной дисциплине ОП.03 «Электротехника и электроника».
В разработке представлен урок в формеинтеллектуально-познавательной игры «Знатоки электротехники», который позволяетпроконтролироватьстепень усвоения материала по определенным темам и разделам; обобщить изакрепить полученные знания; развить интерес к выбранной профессии.
Методическаяразработка проведения открытого занятия по дисциплине«Электротехника и электроника» среди обучающихся ГАПОУ НСО «НКАиДХ» разработана для обучающихся 2 курса специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта группы 281 автотранспортного направления.
Разработчик:преподаватель дисциплины «Электротехника иэлектроника» — Агафонова Елена Михайловна.
Типзанятия: урок обобщения исистематизации знаний.
Цель занятия: обобщить и углубить знания обучающихся по изученным темам.
Задачизанятия:
Образовательные:
— формирование у обучающихсяспособностей к обобщению, структурированию и систематизации изученногоматериала по дисциплине «Электротехника и электроника».
Развивающие:
— стимулировать познавательнуюактивность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
— научить применять знания вновой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические иэлектротехнические явления;
— продолжить развивать изакреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
— формировать у обучающихсякоммуникативные навыки: умение работать в группах, умение оцениватьдеятельность товарища.
Воспитательные:
— обеспечитьусловия для реализации потребности обучающихся в общении, способствоватьразвитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении электротехники;
— способствовать пониманию сущности и значимости дисциплины«Электротехника и электроника»;
— создать условия для формирования чувства ответственности,коммуникативной компетентности;
— способствовать воспитанию у студентов устойчивогоинтереса к дисциплине и навыков работы в коллективе.
Формируемыекомпетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять кней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовыватьсобственную деятельность, определять методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлятьпоиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решенияпрофессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствованияпрофессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общатьсяс коллегами, руководством, потребителями.
Оборудование:
Компьютер,проектор, бумага, ручки, раздаточный материал, таблица для жюри.
Форма занятия:интеллектуально – познавательная игра.
Группаделиться на три команды. Игрой руководит преподаватель. Время длительности иоценивание каждого этапа определяется ведущим перед началом игры. Длительностьвсего мероприятия рассчитана на 45 минут.
Планмероприятия
1. Организационныймомент
2. Представлениекоманд и жюри
3. Правилаигры
4. Игра
1этап — Разминка
2 этап — «Ребусы»
3 этап – «Собери пазл»
4 этап — «Анаграмма»
5 этап — «Не знаешь Ома – сиди дома»
6 этап — «Поединок капитанов»
5. Подведениеитогов игры. Выставление оценок.
ВВЕДЕНИЕ
Всовременной жизни применение электрической энергии получило самое широкоераспространение. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, ни одной областитехники, где бы, так или иначе, не применялась электрическая энергия. Этоширокое применение стало возможным лишь после того, когда продвинулосьдостаточно далеко изучение электрических явлений и законов ими управляющих, икогда техника научилась применять эти явления для практических целей, то есть,когда начала развиваться электротехника.
Современныетенденции развития автоматизации технологических процессов на предприятияхприводят к необходимости оснащения электрооборудования цифровыми устройствамиуправления и защиты, позволяющими осуществлять полный мониторинг всех функций,а также дистанционное управление и измерение параметров.
Актуальностьизучения дисциплины «Электроника и электротехника» обусловлена тем фактом, чтознание классических законов электричества, физики электромагнитных явлений вэлектрических и электронных устройствах, умение анализировать эти явления,оценивать их взаимосвязь друг с другом, необходимо для решения практическихвопросов в профессиональной деятельности.
Для современного образованияприоритетным является развитие творческой самостоятельности личности,воспитание активных людей. Теоретические аспекты активизации образовательногопроцесса с помощью методических приемов, имеющих игровой характер,облегчают перевод обучающихся в субъектную позицию и помогают обрестипотребности и способности саморазвития. Основной задачей преподавателя прииспользовании методов активного обучения на внеклассных занятияхэлектротехнического цикла является создание условий для проявления активностиобучающихся, развития их индивидуальности, развития исследовательскойкомпетентности обучающихся, повышения их интереса к изучаемой дисциплине.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Здравствуйте,ребята. Садитесь. Староста, кто отсутствует на уроке? Какиепричины отсутствия?
Ребята, сегодня у нас обобщающеезанятие по изученным темам, которое пройдет в формеинтеллектуально-познавательной игры «Знатоки электротехники. А начать занятие ябы хотела с поговорки «Знание – не только сила, но и путь к успеху». Надеюсь,что данная поговорка станет девизом нашего сегодняшнего занятия.
У нас сегодня на занятии гости,которые будут оценивать нашу игру. Разрешите представитьчленов жюри.
Ребята, у вас было домашнее задание:разделиться на команды, выбрать капитана и придумать название команды. Давайтепознакомимся: первая команда говорит название команды и называет капитана,затем вторая команда и третья команда. (раздаю бланки, в которые ребятавписывают название команды, фамилии членов команды и капитана).
Цель нашей игры применить изученныйтеоретический материал по темам дисциплины «Электротехника и электроника» напрактике.
Для этого Вы должны пройти 6 этапов.
Перед началом игры давайтепознакомимся с правилами:
Правилаигры:
1. На решение заданиякаждого этапа отводится определенное время (устанавливаемое ведущим).
2. Каждая команда получает определенное количествобаллов за правильный ответ.
3. По каждому этапу подводятся итоги. Жюри проверяетправильность ответов и выставляет баллы.
4. По итогам игры:
— команда,набравшая наибольшее количество баллов, занимает 1 место и получает «5»;
— команда, занявшая 2 место, получает «4»;
— команда, занявшая 3 место, получает «3».
Итак, мы начинаем!Желаю всем удачи!!!
1 этап «Разминка»
Первый этап «Разминка». Команды впишите в бланк ответа название команды.Я дважды читаю задание, а вы должны сразу записать в бланк правильный ответ. Этап«Разминка» содержит 22 задания, за каждыйправильный ответ – 1 балл.
1. Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (амперметрвключается последовательно)
2. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)
3. Какой ток называют переменным? (электрический ток, которыйс течением времени изменяется по величине и направлению)
4. Чему равна стандартная частота переменного тока? (50 Гц)
5. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания? (А.Н.Лодыгин)
6. Устройство для преобразования переменного тока, при которомувеличивается или уменьшается напряжение? (трансформатор)
7. Атом, потерявший электрон. (ион)
8. Как включают в цепь прибор для измерения напряжения? (вольтметрвключается параллельно)
9. Мощность обозначается буквой… (Р)
10. Для электриков закон нам придумал доктор … (Ом)
11. И в горах, и в поезде, и в сети — … (проводник)
12. Первый закон Кирхгофа. (алгебраическая сумма токов,сходящихся в узле равна 0)
13. Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихамна шкале прибора. (цена деления)
14. Знает каждый дилетант: главное в цепи — …(контакт)
15. Электрическим током называется. (упорядоченноедвижение заряженных частиц)
16. Единица электрического сопротивления. (Ом)
17. Формула закона Ома для участка цепи. (I = U/R)
18. И ювелирная, и сварная, и электрическая — … (цепь)
19. Какой буквой обозначается напряжение? (U)
20. Как вычислить общее сопротивление цепи, в которой потребителисоединены последовательно. (сложить все сопротивления)
21. К нему может привести замыкание в сети — … (пожар)
22. При каком соединении все потребители находятся под одним и тем женапряжением? (при параллельном соединении)
Передаём ответы жюри. Жюри получили ответы? Уважаемые жюри,приготовьтесь к проверке.
Внимание на экран. Ответы к этапу «Разминка»
2 этап «Ребусы»
На данном этапеВам необходимо разгадать 5 ребусов. Ответы записываем под ребусом на этихлистах. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Время на выполнениезадания 3-5 минут.
ОТВЕТ __________Закон Ома_______________________
ОТВЕТ ______Электрическая цепь__________________
ОТВЕТ ______Электромагнит__________________
ОТВЕТ ______Силатока_______________________
ОТВЕТ ______ЗаконДжоуля-Ленца______________
3 этап «Собери пазл»
Ваша задачана бланке ответа приклеить на место к каждой электротехнической величинесоответствующие данные в системе СИ с единицей измерения (включая промежуточныйэтап), чтобы выражение стало истинным.
Например: ЕМКОСТЬ 9 мФ 0,009 Ф
Время на выполнение этого задания 3-5 минут; за каждый правильный ответприсуждается 1 балл.
РАБОТА |
0,2 ГВт |
2000 |
В |
СИЛА ТОКА |
200 мА |
0,0002 |
Ом |
МОЩНОСТЬ |
200 мкКл |
200 |
Кл |
ЗАРЯД |
0,2 кВ |
20000 |
Дж |
НАПРЯЖЕНИЕ |
0,02 МОм |
0,2 |
Вт |
СОПРОТИВЛЕНИЕ |
2кДж |
200000000 |
А |
Анаграмма — это слово, образованноеперестановкой букв другого слова. У вас на листах написаны 3 слова, но всебуквы перепутаны. Ваша задача переставить буквы таким образом, чтобы получилисьслова, имеющие отношение к электротехнике. Ответы записываем рядом сзашифрованными словами на этих листах. За каждый правильный ответ присуждается1 балл. Время на выполнение задания 2 минуты.
ККТЕЕЛХИОЭТАНР– электротехника
ОРЕКТННДАОС – конденсатор
ММЛИТУРЕТЬ — мультиметр
Закончился 5 конкурс, передаем ответыжюри и переходим к шестому конкурсу.
5 этап «Не знаешь Ома – сиди дома»
На листе заданий дана цепочка из пятизвеньев электрической схемы. По закону Ома вам необходимо правильно определитьпоказания приборов в каждом звене. За каждый правильный ответ – 1 балл. Времявыполнения этого задания – 3-5 минут. Решение и ответы запишите на этом желисте напротив каждого звена. Время пошло.
Передаем листы с выполненным заданием жюри. А мы с Вами переходим к 6 этапу.
6 этап «Поединок капитанов»
На прохождение этого этапа приглашаются капитаны команд. Уважаемыекапитаны, на экране Вы видите поле из трех тем и четырех вопросов в каждойтеме.
Правила данного этапа: капитан выбирает тему и вопрос. Правильный ответна выбранный вопрос приносит в копилку команды определенное количество баллов.Если капитан не знает ответа или отвечает не верно, то члены команды могутприйти на помощь капитану и ответить на выбранный вопрос, но в этом случаекоманда получает половину баллов.
|
|
10 |
Вопрос: Назовите основные элементы электрической цепи |
Ответ: Источники электрической энергии, приемники электрической энергии, соединительные провода |
|
20 |
Вопрос: Укажите формулу закона Ома для полной цепи и расшифруйте все электрические величины, входящие в формулу: 1. U = RI 2. Q = J 2 R *t 3. I = E / (R + r 0) 4. правильного ответа нет |
Ответ: 3. I = E / ( R + r 0 ) I — сила тока E — ЭДС R — внешнее сопротивление Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 r 0 — внутреннее сопротивление |
|
30 |
Вопрос: Укажите количество узлов, ветвей и контуров на данной схеме
|
Ответ: 4 узла 6 ветвей 4 контура |
|
40 |
Вопрос: В электрическую цепь включены: электрическая лампа, ключ, резистор и источник тока – батарея гальванических элементов. На каком из рисунков изображена схема описанной выше электрической цепи?
|
Ответ: № 2 |
|
Электроизмерительные приборы |
|
10 |
Вопрос: Что означает данное условное обозначение?
|
Ответ: Горизонтальное положение прибора |
|
20 |
Вопрос: На сколько групп разделяют электроизмерительные приборы по условиям эксплуатации? |
Ответ: на 4 группы |
|
30 |
Вопрос: Какие приборы относятся к группе Г |
Ответ: Приборы для работы в условиях тропического климата |
|
40 |
Вопрос: Опишите прибор
|
Ответ: — Ваттметр – прибор для измерения мощности больших значений; — Единица измерения – киловатт; — Прибор ферродинамической системы; — Класс точности прибора – 2,5; — Измерительная цепь изолирована от корпуса и испытана напряжением 2 кВ; — Трехфазный ток для неравномерной нагрузки; — Вертикальное положение прибора; — Косинус угла сдвига фаз равен 0,8; — Шкала: двухсторонняя несимметричная, равномерная, со стрелочным указателем; — Цена деления шкалы – 5 kW |
|
Электрические цепи переменного тока |
|
10 |
Вопрос: Укажите формулу расчета действующего значения тока
|
Ответ:
|
|
20 |
Вопрос: Укажите основные параметры синусоидальных колебаний: 1. амплитуда 2. число витков 3. угловая частота 4. линейная частота 5. начальная фаза 6. текущее значение фазы |
Ответ: 1. амплитуда 4. линейная частота 5. начальная фаза |
|
30 |
Вопрос: Укажите амплитудное значение тока
|
Ответ: 0,6 |
|
40 |
Вопрос: Дано: u Определите емкостное сопротивление |
Ответ: |
Подведение итогов
Наступил долгожданный момент. Слово для подведения итогов игрыпредоставляется жюри. Результаты объявляютсякомандам. Вручениеграмот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическаяразработка открытого занятия представляет собой пособие по описанию проведениязанятия с использованием активных методов обучения. Данное занятие можнопроводить как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Предлагаемоемероприятие позволяет формировать творческие способности обучающихся, расширятькругозор, прививает интерес к изучаемой дисциплине, помогает обучающемусяадаптироваться в современных условиях жизни, воспитывает умение практическиработать. Выявляет наиболее способных обучающихся в освоении электротехническихдисциплин, формирование команды обучающихся для участия в олимпиадах. Позволяетсформировать коммуникативные способности и навыки работы в малых группах.
Материалыданной методической разработки можно использовать как самим преподавателем науроках в качестве дополнительного материала, так и обучающимися дляисследовательской работы, а также начинающим преподавателям при подготовке курокам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. ПрошинВ.М. «Электротехника». -М.: Издательский центр «Академия», 2015 г.
2. ГальперинМ.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум, 2007.
3. КарцевВ., П. Хазановский «Тысячелетия энергетики» — Москва, издательство «Знание», 1984 г.
4. КатаенкоЮ.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр», 2010.
5. МузинЮ.М. «Виртуальная электротехника» — С-Пб,»Питер», 2002.
6. Министерствообразования РФ НМЦ СПО «Научно исследовательская и учебно- методическая работав средних профессиональных учебных заведениях» Москва. 2000 г.
7. СиндеевЮ.Г. «Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс», 2010, Серия:Начальное профессиональное образование.
8. СемушкинаЯ.Р. Методы и средства обучения в СПО. – М., 2001.
СПИСОКИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ
http://rosolymp.ru Портал Всероссийских олимпиад школьников
http://potential.org.ru Журнал «Потенциал»
http://www.physolymp.fml31.ru Челябинск,физ. мат. лицей № 31
http://physolymp.spb.ru Санкт-Петербург
http://vsesib.nsesc.ru/phys.html НГУ
http://www.dgap.mipt.ru МФТИ
http://genphys.phys.msu.ru/ol/ МГУ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Конкурс |
Команда _________________
|
Команда _________________
|
Команда _________________
|
1 этап Разминка
22 балла |
|
|
|
2 этап «Ребусы»
5 баллов |
|
|
|
3 этап «Собери пазл» 6 баллов |
|
|
|
4 этап «Анаграммы»
3 балла |
|
|
|
5 этап «Не знаешь Ома – сиди дома» 5 баллов |
|
|
|
6 этап «Поединок капитанов» 120 баллов максимально |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ2
1этап «Разминка»
Бланкответа
Команда_____________________________
№ вопроса |
Ответ |
Бал |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
ИТОГО |
|
2 этап «Ребусы» Команда «_____________________________»
ОТВЕТ __________________________________________________
ОТВЕТ __________________________________________________
ОТВЕТ ___________________________ _______________________
ОТВЕТ __________________________________________________
ОТВЕТ __________________________________________________