X-PDF

Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления.

Поделиться статьей

Тревожность у детей дошкольного возраста: причины     ее возникновения и особенности проявления.

     В настоящее времяувеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством,неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закреплениетревожности связано с   неудовлетворением возрастных требований ребенка.

     

      В соответствии с федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования  перед педагогами нового поколенияставятся следующие задачи 

·       охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, втом числе их эмоционального благополучия;

·       создания благоприятных условий развития детей в соответствии с еговозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развитияспособностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений ссамим собой, другими детьми, взрослыми и миром

·       формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

 В целомобразовательная деятельность должна соответствовать целевым ориентирам.  Кцелевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные ипсихологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольногообразования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности– игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий,участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощениюразнообразных замыслов;

 ребёнок уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим,обладает чувствомсобственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстникамии взрослыми, участвуетв совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувствадругих, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешатьконфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению,творчеству интенсивноразвивается и проявляется в игре.Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам исоциальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числеигровую и учебную;

 творческие способности ребёнка такжепроявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнокможет фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устнуюречь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная имелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими,обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различныхматериалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевымусилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения,доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальнымнормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях совзрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуетсяпричинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельнопридумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурноммире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой,обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылкиграмотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Опираясь на целевые ориентиры,педагог имеет возможность грамотно простроить коррекционную работу с детьми вопределённом направлении.

Коррекционная работа, направленная на снижения уровня тревожности процесс долгосрочный и трудоёмкий иполучить первые результаты возможно лишь при комплексном подходе ивзаимодействии воспитателя и педагога-психолога.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта,связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

 

 Исследования ученых показывают, что тревожность являетсярезультатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятныхусловиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе егодеятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а небиологическое. Тревога является составной частью состояния сильногопсихического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат:эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за своеблагополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

     Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появитьсячувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности,неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпитпоражение.

     Тревожность – это ожидание того, что можетвызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

·        Тревога из-за потенциального физического вреда. Это видбеспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов,угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

·        Тревога из-за потери любви (любви матери, расположениясверстников).

·        Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычнопроявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуетсячувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.

·        Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, есличеловек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигаетсреда.

·        Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрацияопределяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижениюжелаемой цели.

·        В возникновении тревоги большое значение придается семейномувоспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

   

 

     Тревожные дети – это обычно не уверенные всебе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувствостраха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляютинициативу. 

 

Портреттревожного ребенка.

 

В группу детскогосада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг,робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшегостула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними нелегче, а даже труднее, чем с другими категориями проблемных детей, потому,что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, атревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самогособытия, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать кновым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они оченьсамокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети ивпрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные,неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе,головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностноедыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, комв горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
         Усилению в ребенке тревожностимогут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороныродителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности, которая легко перерастает в тревожность.

      Еще один фактор, способствующий формированиютревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенокпостоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большогочисла страхов у детей является сдержанность родителей и педагогов в выражениичувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.

     Излишняя строгость также способствуетпоявлению страхов. Часто, не задумываясь, взрослые внушают детям страхи своиминикогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» идр.

     Неуверенность порождает тревожность инерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Такимобразом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий,тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенновнушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.      

 

Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен.В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связываютсвою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д.. Мальчики жебояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можноожидать от родителей или вне семьи.

     Отрицательные последствия тревожностивыражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокаястепень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного,творческого мышления.

     Тем не менее, у детей дошкольного возрастатревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратимапри проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а такжеможно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители,воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.  

Уважаемые  педагоги предлагаем вашемувниманию комплекс  игр и упражнений направленных на снижение уровня тревожностиу детей дошкольного возраста.

Цель – коррекция уровня тревожности,повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путемснятия эмоционального и телесного напряжения.

 

Игры и упражнения для детей средней истарших групп

 

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Цель: направлено на обучение ребенка управлениюсвоим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Дети лежат на спине, голова чуть набок,руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к ихправой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнутвыжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин(некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая …, мягкая …,отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. Ита же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза(при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексес другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение «Лодка»

Цель: расслабление всего тела.

Встать сбоку у ковриков – лодок, руки заспину. Психолог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, какя.

Стало лодочку качать – ногу к лодочкеприжать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышим легко… ровно… глубоко…

Игра «Брыкание»

Цель: разрядка агрессивных импульсови снятие личностного напряжения.

Ход игры: Дети ложатся на спину на ковер.Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всейногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила искорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличиваяинтенсивность удара.

Упражнение «Стирка»

Цель: развитие уверенности в своихтелодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время: 5 м.

Материалы: музыкальный проигрыватель,музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

Стираем бельё (исходное положение – ноги в6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх –вниз, ноги выполняют пружинку.

Отжимаем бельё (исходное положение – ногислегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела направую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес телана левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

Вешаем бельё (исходное положение –полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, рукиподнимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаютсявверх влево.

Прикрепляем бельё (исходное положение ногив 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую рукувверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

Обмахиваемся (жарко): движения ладонямиобоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рукв направлении корпуса с поворотом влево.

Вытираем пот со лба (исходное положениеноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой рукамипроводим по лбу.

Вытираем ноги и заходим в дом (исходноеположение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто ихвытирают об пол; два шага вперед.

 

«Танцующие руки»

Цель: если детинеспокойны, эта игра даст (особенно беспокойным) возможность прояснить своичувства и внутренне расслабиться.

Описание: «Разложите большиелисты оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по двамелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесьспиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились подбумагой. Закройте глаза и, когда начнется музыка, вы можете обеими рукамирисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть,что получилось» (2-3 мин.).

Игра проводится под музыку.

 

«Я могу»

Цель: укреплять у детей уверенность всвоих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

«Взрослый предлагает детямсесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–тохорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти напомощь и подсказать продолжение фразы».

 

«Волшебный стул»

Цель: способствоватьповышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.

 «В эту игру можно играть сгруппой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый долженузнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает.Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательновысоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен,а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа недолжно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть всередине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжениивсего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».

Упражнение: «Массажист».

Цель: снятие напряжения и тревоги,развитие групповой сплоченности.

Все становятся в круг, плечом к плечу, покоманде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг кдругу. Кладут руки на плечи друг другу, и начинают делать массаж. Массаж можетбыть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных растираний (еслиучастники группы замерзли). Можно продвигаться по всему телу: плечи,предплечья, спина, ягодицы, ноги. Затем по команде все разворачиваются и делаюттоже самое со своим соседом с другой стороны. Можно при этом быть в движении,идти по круги, тогда задача усложняется, выполнять ее еще веселее.

 

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальноеколичество мышц тела.

«Дети, разбейтесь на пары:один — большой надувной мяч, другой — насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом,на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед,голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч,сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачейвоздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порциювоздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилосьтуловище, после третьего — поднимается голова, после четвёртого — надулисьщёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут — «насос» перестал накачивать.Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком«ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющиеменяются ролями.

 

 

 

«Танец пяти движений»

По предложению педагога детиизображают последовательно:

· течение воды — плавные,мягкие движения;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

· переход через чащу — резкие,сильные, четкие движения;

· сломанную куклу -потряхивающие, назаконченные движения;

· полет бабочек — изящные,нежные движения;

· покой — стояние бездвижения, слушание своего тела.

На каждое упражнение отводитсяодна минута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения для детей старшейподготовительной группы

ДРАКА

 Цель: расслабить мышцы нижнейчасти лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились.

Вот – вот начнётся драка. Глубоковдохните, крепко – накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках,до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд.Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура!Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными,но и с агрессивными детьми.

 

Упражнение «Щенок отряхивается»

Цель: Коррекциятревожности, снятие мышечных зажимов.

Предложите ребенку показать,как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то,что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами,пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе сребенком


Упражнение Черепаха

Цель: обучение ребенка управлениюсвоим гневом и снижение уровня тревожности.

Ход игры: Упражнение делается лежа, лучшена боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка,которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка(реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло ихорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холоднаятуча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спряталаножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибаяее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бывтягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опятьвыглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея,ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спинарасслабляется 5~10 секунд).

«Смелый капитан»

Цель: повыситьсамооценку, развить уверенность в себе.

описание: Тревожный ребенокназначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле.При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображатьхорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, корабликкачается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, ясамый сильный матрос!»

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детямпочувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

описание: «Ребята, я хочу вампредложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будемзайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается,старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д.Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Детиразбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видятволка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.

«А теперь мы с вами будимслонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено,величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека?Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжаютсвой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Детив течение несколько минут изображают бесстрашного слона.

Потом обсуждают, кем им большепонравилось быть и почему.

 

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоитьдетей.

Все играющие стоят или сидят вкругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будемнадувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и,раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазамиза тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растутузоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйтеосторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу»,Упражнение можно повторить три раза.

 

«Шалтай-Балтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины игруди.

«Давайте поставим еще одинмаленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».

Шалтай-Балтай сидел на стене.

Шалтай-Балтай свалился во сне.

С. Маршак

Сначала будем поворачиватьтуловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы.На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

 

«Бесилки»

Цель:снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Дети свободно располагаются покомнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается.Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие- нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыкастихает -дети замирают. Затем звучание возобновляется — дети вновь начинаютдвижение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденностидетей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

 

СМЕНА РИТМОВ

Цель: снять излишнее мышечноенапряжение, привлечь внимание детей.

Воспитатель начинает хлопать в ладоши игромко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются итоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре…Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всётише и медленнее.

 

ПОКАТАЙ КУКЛУ.

 ЦЕЛЬ: игра способствует снятиюмышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Ребенку дают в руки маленькую куклу илидругую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задачасостоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движениякачелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений(движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашиваетребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что онадолжна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить ещераз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 Вачков И. Тревожность,тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог – 2004.-№8-с.9-28.

Диагностика и коррекцияпсихического развития дошкольников: Учеб.пособие /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько,и др.: под. ред. Я.Л. Коменского, Е.А. Панько.- МН.: УНIВЕРСТ ТЭЦКАЕ,1997г.-273с.

Захаров А.И. Как предупредитьотклонения в поведение ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

Костини. Коррекция тревожности// ж. «Ребенок в детском саду» №2 – 2003.-с.54.

Лютова Е. К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых Психокоррекционная работа с гиперативными, агрессивными,тревожными и аутияными детьми. М. Генцис, 2001. – 192с.

Макшанцева Л.В. Тревожность ивозможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // ж.«Психологическая наука и образования», 1998г., №2.

Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособ. для практ.психологов, педагогов, и родителям. – М.: Владос, 2001г. – 256с.

Овчарова Р.В. Практическаяпсихология в начальной школе. – М.: ТЦ «сфера», 1996г. – 240с.

Основы специальной психологии:Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.Пересленин, Л.И Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 209 – 259с.

Прихожан А.М. Причины,профилактика и преодоление тревожности. // ж. «Психическая наука и образование»,1998г., №2

Руководство практическогопсихолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психическойслужбы. Под.ред. Дубровиной И.В. – Москва: Академия 1995г. – 168с.

Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога: Учеб.пособие: В 2 КН. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Гуманист, Центр ВЛАДОС, 1998: — Кн. 2: Работа психолога со взрослами.Коррекционные приемы и упражнения. – 480с.: ил.

Степанова В. Проявления эмоцийдетей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду. – 2003г. — №4.– с.46-48.

Специальная дошкольнаяпедагогика: Учеб.пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ;Под ред. Е. А. Стрелевой. – Мм.: издательский центр «Академия», 2001. – 143 –182с.

Специальная педагогика:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.М.Арканов, Л.И. Белякова и др. ; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 – е изд.,стереотип. – 2001. – 236 – 297с.

Т. Репина, Т. Смолена.Неуверенный ребенок // «Дошкольное воспитание». – 1990. — №2. – с.62-63, 68.

Фролова А.Н. роль игр –занятий в формирование самой игр детей // Дошкольное воспитание, — 1981 — №. –4 – с.47.

Хухлаева О.В. Коррекциянарушений психического здоровья дошкольников. Школьн. – М.: Щу. У. Академия;2003г. – 44.

Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под.ред., М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.- 160с.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет