X-PDF

Литературно-музыкальная композиция «Моим стихам настанет свой черед»

Поделиться статьей

Литературно-музыкальная композиция

                                                «Моим стихам настанет свой черед»

Цели:

познакомитьс жизнью и творчеством М Цветаевойраскрыть  своеобразие ее поэтики;показать трагичность мироощущения поэта, обречённого на странничество,дисгармонию его внутреннего состояния с окружающей жизнью;

-учитьдетей глубокому уважению к истории и культуре своей страны, внимательному ибережному отношению к чувствам человека, его душе;

-развиватьумение и навыки восприятия и интерпретации поэтического текста;

Оборудование: мультимедийныйпроектор, презентация «Моим стихам настанет свой черед», записи песен «Мненравится, что вы больны не мной», «Реквием», «Кто сделан из камня», озвученноестихотворение А.Ахматовой «Поздний ответ»; выставки книг Цветаевой.

План.

 1.Организационная часть.

Учитель: Сегодняшнийнаш вечер  мы посвятим великой поэтессе Марине Ивановне Цветаевой (слайд1)

 Эпиграфом к сегодняшнейлитературно-музыкальной композиции я взяла слова из песни «Памяти Виктора Цоя» (слайд 2)

Поэтыне рождаются случайно,

Онилетят на землю с высоты,

Ихжизнь окружена глубокой тайной,

Хотяони открыты и просты.

Какойже тайной окружена жизнь Марины Цветаевой? Об этом мы узнаем, перелиставстраницы нашего совместного труда – устного журнала «Моим стихам настанет свойчеред». Вами было предложено несколько названий: «Красной кистью рябиназажглась», «Тоска по родине», «Мне ничего не надо кроме своей души», «Если душародилась крылатой»… Почему же мы  назвали журнал «Моим стихам настанет свойчеред»? Это не случайно.

ТворчествоМарины Цветаевой – яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала ХХ века.Родная страна, так нежно и верно любимая этим большим поэтом, не сумела и незахотела вовремя заметить самобытный, невиданный талант М. Цветаевой.Общепризнанность, известность, слава никогда не были для нее критериямиталанта, но она глубоко верила, что ее Родина со временем поймет и оценитбесконечную любовь своего поэта, вылившуюся в стихи.

Цветаевумы слышим каждый год 31 декабря, когда в очередной раз демонстрируют всеми намилюбимый фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Песня «Мне нравится, что выбольны не мной» в исполнении Аллы Пугачевой написана на стихи М. Цветаевой.(слайд3)

 

2.Прослушивание  песни на слова М.Цветаевойиз кинофильма «Ирония судьбы»

  Учитель. «Спасибо вам за то, что выменя — не зная сами – так любите». Надеюсь, после нашего  мероприятия  выполюбите М. Цветаеву, так же как любите Пушкина, Есенина, Блока…Пусть сегодняшний наш вечер станет ответом на эту песню.

    Еще в 1913 г. М.Цветаева предвиделасудьбу  своих стихов. Она писала:

Моим стихам,написанным так рано,

Что и не зналая, что я – поэт,

Сорвавшимся, какбрызги из фонтана,

Как искры изракет,

 

Ворвавшимся, какмаленькие черти,

В святилище, гдесон и фимиам,

Моим стихам оюности и смерти,

— Нечитаннымстихам!-

 

Разбросанным впыли по магазинам

(Где их никто небрал и не берёт!)

Моим стихам, какдрагоценным винам,

Настанет свойчеред.

 

Пророчество М.Цветаевой  исполнилось. Сейчас ее стихи прочно вошли в отечественную культуру,заняли высокое место в истории поэзии. «Мне ничего не нужно, кроме своей души»,- говорила поэтесса. И душу свою она вплела в строчки своих стихов.

Итак, открываем нашжурнал. Эпиграфом к журналу взяли мы слова Шекспира:

«Прими иххорошо: они зеркало и краткая летопись нашего времени».

 

 3.Открытие 1-ой страницы: «Детство,юность» (слайд 4)

  Эпиграф: О дни,где утро было рай,

               Иполдень рай, и все закаты !

1-й ученик:  (слайд 5)                               

 Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День былсубботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

2-й ученик. Так писала поэтесса о дне своего рождения, словно хотела, чтобыпомнили не только год, но и месяц. М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. (слайд 6)Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. Он был  сыном бедного сельского попа.Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом иискусствоведом, профессором Московского университета, основателем музея изящныхискусств ( ныне музей имени Пушкина). Мать поэтессы – из обрусевшейпольско-немецкой семьи, музыкантша.

  Детство и юность Марины прошли в Москве, Подмосковье, а  также вИталии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что  мать заболела  чахоткой и ейпришлось лечиться за границей. Училась Цветаева много, но из-за вечныхпереездов бессистемно. Её мама умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет. Отмамы у Марины – любовь к музыке, к Пушкину.

3 ученик: В своих воспоминаниях о маме М.Цветаева пишет: «Когда вместожеланного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась тольковсего я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: По крайней мере,будет музыкантша. Когда же моим первым, явно-бессмысленным и вполне отчетливым словомоказалась слово гамма, мать только подтвердила: Я так изнала, — и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне этусамую гамму: До, Муся, до, а это — ре, до — ре… (слайд 7) Слухумоему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждогосорвавшегося молодец!, холодно прибавляла: Впрочем, ты ни причем. Слух — от Бога. Так это у меня навсегда и осталось, что я — ни причем, что слух — от Бога. Это меня охранило и от самомнения, и от самолюбия. Сроялем — до-ре-ми — клавишным — я тоже сошлась сразу. У меня оказалась наудивительность растяжимая рука.

Когда,два года спустя после Александра – т. е. меня, родилась заведомый Кирилл – т.е. Ася, мать, за один раз — приученная, сказала: Ну, что ж, будет втораямузыкантша. Но когда первым, уже вполне осмысленным словом этой Аси,запутавшейся в голубой сетке кровати, оказалось ранга` (нога), матьне только огорчилась, но вознегодовала: Нога? Значит — балерина! (слайд8)

Годы шли. Нога, как будто, сбывалась. Во всяком случае,Ася, очень легкая на ногу, на рояле играла ужасно — совершенно фальшиво, но, ксчастью, так слабо; что уже из смежной гостиной ничего не было слышно. Когдадоходило до уха, резало его, как бритвой.

Мать- залила нас музыкой. (Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда невыплыли — на свет дня!) После такой матери мне оставалось только одно: статьпоэтом»

4 ученик: Имя  Марина имеет значение  «морская». Цветаева  очень любила море,написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени,например  стихотворение Кто создан из камня» (слайд 9)

 

4.Прослушивание песни « Кто создан изкамня»

4 ученик: Цветаева начала писать  стихи в 6 лет на русском, французском,немецком языках. Печаталась с   16-ти лет, а в 18 лет, будучи еще гимназисткой,тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом в 500экземпляров.  Сборник не затерялся, его заметили Брюсов, Гумилев и другиекритики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью инепосредственностью. За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и издвух книг «Версты».Помог в их издательстве Сергей Эфрон- сын революционных деятелей(слайд 10)

    Сергей ЯковлевичЭфрон , тоже родился 26 сентября, только годом позже. Они встретились,17-летний и 18-летняя на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском,волошинском берегу. Она собирала камешки – он стал ей помогать – красивый,грустный юноша… с поразительными, огромными в пол-лица глазами. Заглянув в нихи всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик,я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл тотчас, на ощупь(слайд11)

ОбвенчалисьСережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их иначалом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожногосчастья. Эти 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэтессы. У нее прекраснаясемья, любимый муж, прелестная дочь  Ариадна, множество встреч, в творчестве –духовный подъём, очень много друзей: О. Мандельштам, М.Волошин, А.Ахматова,Блок, Маяковский, С одними встречалась, с другими переписывалась. И о каждомписала в своих стихах.

Учитель: Счастливая жизнь… Но все же.. В стихах у неё и чувство одиночества, итревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Одноиз таких стихотворений стало заглавием следующей страницы.

5.Открытие 2-ой страницы журнала: «Конецсказки» (слайд 12)

Эпиграф: Надгородом, отвергнутым Петром,

                   Перекатился колокольныйгром.

                  Гремучий опрокинулся прибой

                  Над женщиной, отвергнутойтобой.

 

5-й  ученик: Марина Цветаева  «Конецсказки».

«Тает царевна,как свечка,

Руки сложилакрестом,

На золотоеколечко

Грустно глядит».– «А потом ?»

 

«Вдруг  заоградою – трубы!

Рыцарь летит сощитом.

Расцеловал ее вгубы.

К сердцуприжал». – «А потом?»

 

«Свадьбу сыгралии на диво

В замке еёзолотом.

Время проводятсчастливо,

Деток растят». –«А потом?».

 

6- ученик: А потом завертелось трагическое колесо истории. М.Цветаева  быладалеко от политики, её не интересовали ни империалистическая война (хотя мужездил на санитарном поезде медбратом, и она очень за него беспокоилась), ниФевральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и Историяворвались в её жизнь.

Вапреле у поэтессы родилась вторая дочь – Ирина. М.Цветаева думала о своихстихах, а к тому, где жить, как жить, проявляла полное безразличие. «Всеустроится», — пишет она в письмах. Но ничего не «устроилось». Началась долгаяразлука с мужем, продлившаяся 4 года. Он в армии Корнилова – белый офицер. (слайд13) М.Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным.

     И из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане». В годы революциидраматичность ее судьбы  усугубилась опасной двусмысленностью положения, вкотором оказалась она из-за того, что ее муж был в рядах белой армии. Невдаваясь в политику ,она прославляет эту армию просто за то, что в ее рядах былее любимый. Однако со временем она стала испытывать к «красной» Москве всебольше симпатии.

         Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров. Оно ввело в употребление продовольственные карточки. Только рабочие или известные интеллигенты и художники имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.
      Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным было отсутствие известий от Эфрона. Абсолютно одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.(слайд14)

Осенью 1919 годаМарина Цветаева отдаёт дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболевает.   Мать  забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая–Ирина-умирает от тоски и голода.

 

7-й ученик.                                  

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

 

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

 

Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

 

Светлая – на шее тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

Это стихотворение –крик материнской души. После  смерти дочери  Цветаева добилась полученияпродовольственных карточек для себя и Ариадны, что дало ей возможность посвятитьбольше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотяопубликованы были лишь некоторые.

 

6.Открытие  3-ей страницы: «Жизнь начужбине» (слайд 15)

Эпиграф: Потрущобам земных широт

                 Рассовали нас, как сирот.

 

8-й ученик. Почти три года живя в голодной Москве, в нищете, потеряв ребенка, онане имела о муже никаких сведений. Лишь потом выяснилось, что Эфрон вместе сотступившей белой армией оказался в Чехии и стал эмигрантом. Цветаева оченьлюбила своего мужа. Разлука с ним была пыткой для нее. И все же в 1922 годуЦветаева, влекомая любовью и верностью, была вынуждена выехать за границу, к нашедшемусямужу. Он жил  в Праге, был  студентом университета. Она сразу же решает ехать кмужу.

  Остаются народине стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о«Белом стане», о белой гвардии, потому что в России они не нужны.

  Начались скитанияпо границам: Германия, Чехия, Франция. Но М.Цветаева не теряет связи составшимися на Родине поэтами: с Маяковским, Пастернаком, , пишет реквиемБрюсову, задумала поэму на смерть Есенина.

  9-й ученик: ( читает стихотворение,посвященное Б.Пастернаку ).

Расстояние: версты, мили…

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

 

Расстояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав.

 

Вдохновенный и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов.

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

 

  10-ученик. В эмиграции Цветаева не прижилась. Она была далека от политики. Оченьбыстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами.Положение осложнялось и активной деятельностью ее мужа и дочери Ариадны в Союзедружбы с Советским Союзом. Дальнейшие события ее жизни сложились так, что  онауже не могла плодотворно работать. Если в 1922-1923 годах она издала 5книг, тов 1924 – только одну.

  В 1925 году у нееродился долгожданный сын Георгий. (слайд 16)

  Заканчивает университет Сергей Эфрон, меняет множество дел. Цветаева все  больше рвется народину. Там её читатель… Там её судьба… Цветаева на Родину возвращаться боится,но она всегда её тянет (слайд 17)

 

11-ученик:

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту – мужик,

Пойми, певал и до меня:

— Россия, родина моя!

 

Но и с калужского холма

Мне открывается она-

Даль, — тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

 

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь-Рок,

что повсюду, через всю

Даль-всю ее с собой несу!

 

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая : «Вернись

Домой!» Со всех –до горних звезд-

Меня снимающая мест!

 

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

 

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

 

7. Открытие 4-ой страницы: «На родной земле»(слайд 18)

Эпиграф: Устав от вас, враги, от вас,друзья.

                  И от уступчивости речирусской,-

                  Надену крест серебряный нагрудь,

                  Перекрещусь – и тихо тронусьв путь.

Учитель: В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжает в СССР. В июле 1939 года,через 17 лет, Цветаева вернулась на родину. Семья воссоединилась, но…ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. И словновсе вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия быланужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России (слайд 19)

    Анна Ахматова,на долю которой выпали такие же испытания, посвятила  Цветаевой своестихотворение «Поздний ответ» (слайд 20)

 

8.Прослушивание  стихотворения М. Ахматовой«Поздний ответ»…

 

   12-й ученик. В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой.Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанноена Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году.

      В 1941 годунаконец-то Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война.Страх ещё и за сына обуял отчаявшуюся женщину. В августе Цветаева с сыном едетв эвакуацию в Елабугу, маленький тихий городок в Татарстане, где её никто незнает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата.

     И тут силыоставили её, она пишет, что попала в тупик. Муж казнен,все любимые ею люди вопасности, она без работы, без средства к существованию, сын, вероятно, уйдетна войну. Она решается на последний исключительный шаг- кончает жизньсамоубийством.

    Учитель.В Елабуге есть  условная могила Цветаевой – настоящая она или нет? Никто незнает точно. И вспоминаются стихи поэтессы (слайд 21):

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь – могила.

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебль дикий

И ягоду ему вслед, –

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустила на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебе освещает!

Ты весь в золотой пыли…

– И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

9. Прослушивание песни «Реквием» висполнении А.Пугачевой.

 

10.Открытие последней 5-ой страницы журнала«Поэт всегда с людьми»

     Эпиграф:   Пляшущим шагом прошла по земле! –

                         Неба дочь!

 Учитель. Марину Цветаеву  неспутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву,по интонации. Марина Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского стихаХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо. Средисозданного ею, кроме лирики — 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -биографическая,мемуарная, историка — литературная и философско- критическая проза. Времяувидело Марину Цветаеву, признало её нужной и позвало. Она пришла уверенно, настал её час, её настоящий час.

«Мои стихи –дневник», писала М. Цветаева. В поэзии виден весь человек. Он весь просвечиваетнасквозь. Нельзя скрыть ни волнение, ни пошлость, ни равнодушие. Марина Цветаеваписала без утайки, молитвенно, навынос. Она произносит монолог длиной влирический том, длиною в целую жизнь.

                         Пора гасить фонарь

                         Надверный…

Так заканчивается«дневник» Цветаевой.

13 ученик:

Поэтыне рождаются случайно,

Онилетят на землю с высоты,

Ихжизнь окружена глубокой тайной,

Хотяони открыты и просты.

Ониуходят, выполнив заданье,

Ихотзывают высшие миры,

Неведомыенашему сознанью,

Поправилам космической игры.

 

Ониуходят, не допев куплета,

Когдав их честь оркестр играет туш:

Актеры,музыканты и поэты —

Целителиуставших наших душ.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет