Биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т.п.). Иногда в них включены и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т.д.).
В качестве примера можно взять анкету Н.В. Логиновой, участвовавшей в 1976 г. в комплексном лонгитюдном исследовании студентов, проводимом психологами Ленинградского госуниверситета. Анкета с тех пор видоизменялась, то есть адаптировалась к нынешним социальным, экономическим, политическим и культурным условиям России.
В ней отражаются следующие основные группы биографических данных:
— данные жизненного пути .
— ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.) .
— среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации) .
— интересы и любимые занятия в разные периоды жизни .
|
|
— состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания).
Заполнению анкеты обычно предшествует инструктаж опрашиваемого, где предписывается давать исчерпывающие, точные и откровенные ответы. На основании данных анкеты возможно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его переживания. Интерпретация результатов (и анкеты, и таблицы) предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.