Добрый день,уважаемое жюри и коллеги! Я — Володченко Анастасия Анатольевна, воспитательМуниципального Бюджетного Учреждения Дошкольного Образования Детского сада №2«Белочка». Работаю в данном учреждении 9 лет и имею первую категорию.
Для начала я вам предлагаюнемного порассуждать: 1 слайд (банан) А как по-английски? Ваши ответы.
2 слайд (шоколад) Акак по-английски?
3 слайд (паук) Иопять же вопрос а как по-английски?
Вспомните нас, как жемы шли на уроки английского? Чаще всего было интересно, но больше простобоялись… Закрадывались комплексы, что не смогу, не вспомню, сложно….но, потомстановилось всё интереснее.
Изучение английскогоязыка с раннего детского возраста становится все более актуальным. Для многихродителей обучение их детей английскому языку в ДОУ считается знаком престижа икачества. Ведь знание языка в наше время превратилось из пожелания в насущнуюнеобходимость.. Поэтому к изучению иностранных языков сегодня необходимоотнестись более серьезно.
Современная системаобразования предъявляет строгие требования к выпускнику детского сада.Современная школа, руководствуясь новыми федеральными государственнымиобразовательными стандартами, в свою очередь, предъявляет строгие требования кподготовке учащихся при наборе в первый класс. Быть учеником совсем непросто!Тем более успешным. Детям младшего школьного возраста приходится особеннотрудно. Они вынуждены сесть за парту, а ведь совсем недавно основным видом ихдеятельности была игра! Такой предмет как английский язык изучается в общеобразовательныхучреждениях уже со 2 класса. А помните, мы начинали изучение с 5 класса, когдауже во всю знали русский алфавит и умели читать.
Учащиеся, которые неизучали английский язык ранее, испытывают трудности в обучении по этомупредмету. Вот здесь и начинаются проблемы. Родители чаще всего не могут помочьдетям, ребенок чувствует себя неуспешным, плохие оценки вызывают негативноеотношение к изучению английского языка.
А на самом то деле, Дети— это лингвистические гении с первого дня их жизни. Они способны запоминатьлюбой иностранный язык непроизвольно, без перевода его на родной. Дети мыслятна иностранном языке, не задумываясь о том, что означает та или иная фраза наих родном языке. Это отличает их от взрослых, которые понимают язык толькоблагодаря переводу.
Как в отечественной,так и в зарубежной психологии (С. Л. Рубинштейн, И.И. Леоньтев Л. С.Выготский, Р. Робертс, В.Пенфильд, Т. Элиот)есть данные о том, что ребеноковладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Очень важное преимуществодошкольного возраста заключается в глобально действующей у детей игровоймотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучениеиностранным языкам как средству общения.
Известно, чем более уместно педагог использует игровыеприѐмы, наглядность, тем прочнее ребѐнок усваивает материал.
Как заинтересоватьмаленького ребенка и как наглядно и увлекательно научить его чужому языку?
Можно выделитьследующие предпосылки к успешному овладению иностранным языком в раннемвозрасте:
Ø способностьцелевого запоминания необходимой информации;
Ø началоформирования процесса логического мышления;
Ø закладываниефундамента представлений и понятий детей, который обеспечивает успешноеумственное развитие;
Ø болеевысокий темп умственного развития детей дошкольного возраста по сравнению сболее поздними возрастными периодами;
Ø формированиеспособности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения;
Ø развитиеобразного мышления и начало постепенного перехода к понятийному мышлению;
Ø расширениеи углубление содержательной, мыслительной деятельности детей;
Ø интенсивноеформирование познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях испособах умственной деятельности;
Ø способностьсохранять устойчивое внимание при выполнении заданий. Устойчивость вниманияприобретает особую сензитивность к эмоционально значимым раздражителям;
Øобладание способностью к импринтингу,позволяющей дошкольникам сравнительно легко усваивать иностранный язык;
Ø преобладание воображения.
Крометого, есть все основания полагать, что именно занятия иностранным языкомспособствуют постепенному увеличению объема памяти.
Наша память состоит изтрех элементов: запоминания, сохранения и воспроизведения. Запечатление – этоеще один вид неосознанного запоминания. Запечатление – это первоевпечатление о чем- либо, оно является очень сильным, так как проходит по всемканалам восприятия. Память детей уникальна — они не думают, а воспринимают.
Как любой педагог, явсегда стараюсь найти что-то особенное, чтобы заинтересовать ребѐнка, повыситьего мотивацию к изучению материала, в том числе и иностранного языка.
В своих поисках методови технологий, я познакомилась и начала применять эффективный метод обученияиностранному языку –технологию импринтинга, автором которой являетсяВ.Н. Мещерякова.
Основная задачаданной методики – создать в мозгу ребенка образ основных структур языка.Поскольку в данном возрасте речевые механизмы еще не полностью сформировались,и действует механизм импринтинга, наиболее эффективным представляется естественныйпуть создания образа языка у ребенка — через многократное прослушиваниеотрабатываемых структур.
Прежде всего, чтотакое «импринтинг»? Импринтинг— восприятие первых (ярких, необычных)впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых и т.д.), запоминание инепринужденное воспроизведение. Импринтинг — это психофизиологический механизм,в соответствии с которым впечатление или образ, прочно запечатлеваются всознании обучающегося, превращаясь в устойчивую поведенческуюпрограмму.Психологи определяют время, воз-можное для «импринтинга», — до восьмилет.
· 1 ступень, преимущественно строящаяся нааудировании и запоминании, – I can sing. (я умею петь)
На этой ступени усвоение и изучение материала проходитчерез пение, а именно — за счѐт шаблонного повторения и заучивания фраз. Этопроисходит даже без первоначального понимания перевода слов. Ребѐнок обучаетсяосознавать смысл иностранной речи бессознательно (пассивно) при частом ирегулярном прослушивании аудиозаписи. Таким образом, говорение являетсяестественным следствием того, что дети многократно прослушивают интересныеаудиозаписи, а не результатом утомительных заучиваний.
2 ступень, совершенствующая аудирование иформирующая английскую речь, — I can speak. (я могу говорить) На этойступени подразумевается формирование устной речи – это одна из основных задачпри постижении языка.
Здесь ребѐнок начинаетпользоваться при построении своей речи уже заученными и «впечатанными» всознание (на предыдущей ступени через многократное повторение и прослушивание)фразами, словами и клише.
Технология импринтингапредусматривает, что обучение на первом этапе должно быть:
— Устным, т.е. безчтения и письма. — Учить говорить детей нужно путѐм имитации. При обучениипроизношению важно, чтобы дети научились не только произносить правильно, но инаучились узнавать звуки иностранного языка автоматически.
— Обязательно нужноиспользовать наглядный материал, который будет служить хорошей опорой дляпостроения ребѐнком ответа. Слуховому образу обязательно должен сопутствоватьзрительный образ. Детям важно это потому, что у них недостаточно развитаоперативная память. Наглядный материал может быть в виде рисунков (изучаемыеслова), а также в виде символов (квадратов, треугольников и прочих фигур). -Необходимо многократное повторение.
Обучение иностранномуязыку провожу в рамках кружковой работы «Английский для детей» с детьмиподготовительной группы, которые в прошлом году занимались кружке «Английскаякарусель» и уже имеют элементарный словарный запас и навыки произношенияиноязычных слов. Занятия наши имеют целостный характер и объединенытематически. Наилучшие результаты достигаются в группе детей по 5-7 человек.
Проводятся они вгрупповом помещении где яркость, привлекательность, красочность оборудованияобеспечивает быстрое установление положительного контакта между ребенком ипедагогом, погружает ребенка в атмосферу игры и пробуждает позитивнуюмотивационную настроенность на активную работу.
В своей работе с детьмия учу их понимать английский язык с помощью жестов, пантомимы, ярких наглядныхпособий, игрушек, аутентичных песенок, потешек, пальчиковых игр. Делаю все длятого, чтобы иностранный язык усваивался по тем же механизмам, что и родной.
Занятия проводятся сдетьми в музыкальной и игровой формах, построены в виде регулярно и частосменяющихся игр. Материалом являются красочные, яркие иллюстрации и записипесен. Пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память,несет эстетический и воспитательный потенциал; происходит приобщение кмузыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит взанятия разнообразие и снимает усталость.
Использование ИКТ имультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения ярким, интересным иувлекательным. Понравившийся мультфильм ребенок готов смотреть раз за разом,пока не выучит его наизусть и в этом большая помощница – наша интерактивнаядоска. Таким образом, все это совмещает педагогическую цель с привлекательнымдля ребенка мотивом деятельности.
В работе по технологииимпринтинга необходимо учитывать следующие методические принципы:
1. Принципкомфортности.Чем более комфортны условия на занятии, тем интенсивнее происходитусвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желаниеребѐнка общаться с вами, а следовательно, отпадѐт необходимость в использованииим речи. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, онидолжны: не утомляться сверх меры; быть раскрепощѐнными; сохранятьзаинтересованность, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр изаданий.
2. Принцип «погружения»в языковую среду. Стимулировать детей к этим открытиям может только погружениев языковую среду вплоть до полного запрета на использование родного языка.
3.Принцип общегоразвития ребенка посредством иностранного языка, раскрытия его творческихспособностей. Развитие происходит в деятельности,
сначала в игровой,которая постепенно переходит в учебную деятельность, что обеспечиваеткомфортное будущее в школе.
4. Принцип«естественного пути» в овладении языком. Овладение языком в данной методике неявляется самоцелью, а средством необходимым для общения с остальными детьми иучастия в играх.
5. Принцип минимакса.Не существует детей с полным отсутствием языковых способностей. Если ребенок неговорит, это не значит, что он не понимает. Ведь и в жизни есть «разговорчивые»и «молчуны». Нужно терпение и больше говорить с такими детьми, и однаждыколичество перейдет в качество.
6. Принципактивизации основных каналов восприятия. Зрительный канал (максимальноеиспользование наглядности). Аудиальный канал (обязательное прослушиваниеаудиозаписей). Кинестетический канал (сопровождение песен движениями, жестами,пальчиковыми играми).
Сегодня возможно все– жить, учиться и работать в чужой стране, путешествовать по всему миру — ноесть одно немаловажное ограничение — незнание языка. Исторически сложилось так,что языком международного общения стал английский. Можно не соглашаться ипостроить собственный мир, а можно его просто выучить . И тогда Вас, с большойдолей вероятности, будут понимать в любом уголке мира.