Тема урока: «Разделительныймягкий знак».
Цельфрагмента урока: создание условий для усвоения знаний об употреблении разделительного мягкогознака и для формирования умений различать разделительныймягкий знак и мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.
Задачифрагмента урока:
1. Формироватьумения писать слова с разделительным мягким знаком.
2. Развиватьумение сопоставлятьпроизношение и написание слов.
3. Воспитыватьинтереск знаниям русского языка.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
-определять функцию мягкого знака как разделительного и применять правилаправописания разделительного мягкого знака в словах.
Личностные:
— развиватьмотивацию к учебной деятельности
МетапредметныеУУД:
Познавательные:
— осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию
Регулятивные:
-определять тему,цель и учебную задачу
Коммуникативные
— участвовать вдиалоге, беседе, совместной деятельности
Тип урока:открытиеновых знаний.
ОборудованиеУМК«Школы России» учебник « Русский язык» 2 класс (2), авторы – составители В.П.Канакина и В.Г. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документкамера, раздаточный материал.
Этап |
Деятельность учителя |
|
||||||||
I Мотивационный этап |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Оксана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. — Садитесь. -Наш урок начнем с пословицы. Давайте вместе ее прочтем…3,4 «Ученый водит – неученый следом ходит» СЛАЙД 1 -Как вы понимаете ее? — Я согласна с вами, учёный проводит какие-либо исследования, открывает новые знания, а неученый ходит по проторённому пути, не открывая ничего нового. Мотивация: — Вот и мы сегодня с вами на уроке побудем в роли юных ученых. Проведем исследования и свои открытия поместим в «Дом знаний». У вас на столах лежат карточки, на которых изображен дом. От каждых правильных ответов на разных этапах урока в нем будет зажигаться свет в окнах. — Если готовы, покажите солнышко! |
|
||||||||
II Актуализация знаний
|
Повторение ранее изученного: -Для того, чтобы исследовать что-то новое, нам нужно повторить ранее изученный материал. Итак, давайте вспомним. -Прочитайте предложение. Наступил декабрь, и ребята достали лыжи и коньки. СЛАЙД — Что вы можете сказать про выделенные слова? (это словарные слова) — Почему их так называют? (написание любого слова определяется по словарю, это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются правилами русской орфографии, их нужно запомнить) -Что еще общее есть в этих словах? (в каждом слове есть мягкий знак) -Где в наших словах пишется мягкий знак? (в середине слова после согласного и на конце слова между согласных). Отлично! — А какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного) -Что еще вы знаете про мягкий знак? (мягкий знак не обозначает звука) — Молодцы! Все эти знания помогут сегодня вам на уроке.
|
|
||||||||
III Выявление места и причины затруднения. |
Прогнозирование темы и цели урока. -Посмотрите на доску. Прочитайте пары слов. СЛАЙД полю (грядки) полью (грядки) -Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному) -Чем различается написание слов полю и полью? (мягким знаком) -Давайте уберем мягкий знак и посмотрим, что же получится. Катя, прочти. (полю) СЛАЙД —Отлично. -Что же случилось? (согласный и гласный звуки слились) -Какова же роль мягкого знака в этом слове? (отделяет согласный от гласного) Оказывается, у мягкого знака есть еще одна функции, он разделяет согласный и гласный. Как же мы будем его называть? — Вопрос вызвал у вас затруднение. Почему? (мы не знакомы) — Да, мы не знаем, как называются мягкий знак, который не дает слиться звукам при произношении, поэтому возникла проблема, которую мы и решим, сегодня на уроке. Постановка темы и цели урока: -Для того, чтобы узнать как называются такой мягкий знак, отгадайте анаграмму. Межпредметная связь: Из уроков математики вы знаете математические символы. Какие? -Правильно, плюс, минус, умножение — Выберите из анаграммы все символы «РА+ЗДЕ-ЛИ+ТЕЛЬ-НЫЙ» СЛАЙД Что получилось? -Верно, разделительный. -Так какая тема нашего урока? (разделительный мягкий знак) СЛАЙД -Согласна, тема нашего урока «Разделительный мягкий знак» — Сформулируйте цель нашего урока? Что мы узнаем и чему научимся? (сегодня на уроке мы узнаем, что такое однородные члены предложения и научимся определять их в предложении) |
|
||||||||
IV Постановка учебной задачи |
-На уроке мы будем работать по плану. — Но пункты плана перемешались. ИМЯ выйди и поставь пункты плана в правильном порядке на интерактивной доске. СЛАЙД Помни про правила техники безопасности при работе с интерактивным оборудованием (не смотрите на свет проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса) План: 1. Узнаем, когда в словах пишется разделительный мягкий знак. 2. Научимся различать разделительный мягкий знак и мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. 3. Проверим полученные знания. — Озвучь его, ИМЯ. Хлопните, если согласны. — Если все верно, зажгите свет еще в одном окошке в вашем Доме Знаний. |
|
||||||||
V Открытие новых знаний |
Работа по первому пункту плана. — Приступим к выполнению первого пункта плана. Узнаем, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.
Работа в парах: -Для этого выполним исследование в парах. СЛАЙД Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192 —Прочитайте слова. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами-буквы, перед которыми он пишется. Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи. -Осуществим самопроверку на доске. Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи. СЛАЙД — После каких букв пишется разделительный мягкий знак? (после согласных) -Перед какими? (перед гласными Е ,Ё, Ю, Я, И) -Что происходит с нашими гласными Е ,Ё, Ю, Я, И? (они обозначают два звука) -Верно. Давайте попробуем сформулировать общее правило, когда же пишется разделительный мягкий знак. Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И. В этом случае буквы Е ,Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный [й`] и последующий гласный. -Если мы узнали, когда пишется разделительный мягкий знак, покажите солнышко. -Отлично, значит, мы выполнили первый пункт плана. Оцените свою работу в Домике Знаний.
Работа в группах — Для этого проведем мини-исследование в группах с использованием интерактивного оборудования. Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ) Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.
Исследователи первой группы (обладатели желтого стикера) будут работать с интерактивной доской. Ваша задача исследовать слова и сделать вывод, какова роль мягкого знака в этих словах, заполнив таблицу. Деньки, льдина, осень, кольцо. СЛАЙД
Исследователи второй группы (обладатели синего стикера) будут работать с интерактивной панелью. Ваша задача исследовать слова и сделать вывод, какова роль мягкого знака в этих словах, заполнив таблицу. Обезьяна, ручьи, счастье, вьюнок, ружьё. СЛАЙД
-Кто готов, поднимите руку. — Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь местами. Если ребята первой и второй группы, выполнили все верно покажите, солнышко, если есть ошибки покажите тучку. — Садитесь. -Итак, скажите, как различить мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак? Вывод: Мягкий знак – показатель мягкости, пишется в середине слова между согласных или в конце слова после согласного звука, служит для смягчения согласного звука. Разделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными. Пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И. — Отлично! Мы выполнили первый пункт плана. — Оцените свою работу и зажгите свет еще в одном оконце.
|
|
||||||||
VI Закрепление полученных знаний |
Работа по третьему пункту плана. -Приступим к выполнению третьего пункта плана. Проверим полученные знания. Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» -. Выполните индивидуальную разноуровневую работу. — У вас на партах лежат карточки зеленого и красного цвета, задание на зеленой карточке среднего уровня сложности, на красной повышенного уровня, выберите ту, которая вам по силам и выполните задание.
— Зеленая карточка: — Найди в тексте слова с разделительным мягким знаком и подчеркни их. Пришла осень. Часто льет дождь. Смолкли птичьи песни. Сильный ветер рвёт листья с деревьев.
Красная карточка: — Вставь, где надо, разделительный мягкий знак и подчеркни эти слова. Руч..и, пол..я, плат..е, земл..я, кол..есо, ш..ёт, Кат..я, Дар..я.
-Осуществим самопроверку под документ камерой. — Кто выполнял зеленую карточку поднимите руку, проверим под документ камерой. — Хлопните два раза у кого все правильно, покажите тучку у кого была ошибка. В чем было затруднение? Исправьте ошибку. — Кто выполнял красную карточку поднимите руку, проверим под документ камерой. — Хлопните два раза у кого все правильно, покажите тучку у кого была ошибка. Исправьте ошибку. — Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным заданием.
-Если мы успешно выполнили третий пункт плана, покажите солнышко. -Зажгите свет в Домике Знаний.
Связь предмета с жизнью. Творческая работа: -А сейчас мы с вами поработаем творчески. Межпредметная связь. На уроках окружающего мира вы изучали природные явления. Научная информация: СЛАЙД Природные явления — все изменения, происходящие в природе. Явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями. Итак, творческое задание: Назовите сезонные явления природы, которые пишутся с разделительным мягким знаком. (вьюга, половодье) -Молодцы, оцените свою работу в карточке самооценки.
|
|
||||||||
VII Итог урока. Рефлексия. |
-В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее решить. Разделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными. Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е ,Ё, Ю, Я, И. В этом случае буквы Е ,Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный [й`] и последующий гласный -Так что такое однородные члены предложения? -Верно, однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. -По каким признакам можем определить однородные члены предложения? — Согласна с вами, Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Являются одним членом предложения. Относятся к одному и тому же члену предложения. Произносятся с интонацией перечисления. -Отлично! Если мы выполнили намеченный пункт и достигли поставленной цели, покажите класс. Рефлексия: -А сейчас покажите свои лист самооценки «Дом Знаний». — Отлично, я согласна с вашей оценкой! Воспитательный момент. -А согласны ли вы с пословицей «Знание – высшее богатство»? СЛАЙД — Верно, ведь никто не может оспорить, что знания являются тем двигателем, который позволяет человеку нестись сквозь перипетии времени и достигать новых высот. —Сегодня на уроке вы хорошо потрудились и получили немало знаний и умений, которые непременно вам пригодятся для дальнейшего изучения русского языка. -Спасибо за работу на уроке! |
|