X-PDF

Тема 2.2. Рыночное предложение

Поделиться статьей

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и кото­рые продавцы (производители) готовы продать при сущест­вующих ценах.

Величина предложения (quality of supply — Qs), или количе­ство товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в дан­ное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпа­дает с объемом производства и объемом продаж, имеющим ме­сто на рынке.

С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высо­ких цен на какую-либо продукцию может вызвать значитель­ный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения. Однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.

Цена предложения (price of supply — Ps) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов со­гласиться в данное время и данном месте.

Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнк­туры. Данную зависимость называют функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:

Qs = Qs(C, Р1,.., Pi,…, Pj,…, Т,…)

где Qs — величина предложения на товар i .

С — уровень издержек фирмы .

Р1,…, Pj — цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар .

Т — налоги и т.д.

Если допустить, что все неценовые факторы для рассмат­риваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:

Qs = Qs(Р1),

а также дать ее графическое изображение в виде кривой предложения.

Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку, чем выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и про­давать данный товар. Так, более высокая цена может позво­лить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.

Прямую зависимость между ценой и величиной предложе­ния называют законом предложения.

Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения дан­ного товара увеличивается.

Рассмотрим действие данного закона на условном приме­ре 2.3.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Пример 2.3. Оценка рыночного предложения

Предположим, что на местном рынке действуют шесть фирм, реализующих стройматериалы по ценам не ниже указанных в таблице:

Фирма А Б В Г Д Е
Цена, у.е.шт.            
Объем продаж, тыс.шт.            

Определим рыночное предложение на данном рынке. Если цена мень­ше минимально допустимого уровня Р &lt . 240 у.е., то ни одна фирма не предложит товар на рынок, Qs = 0. Если 240 &lt . Р &lt . 250, то две фирмы (Б и Г) предложат свою продукцию и величина предложения составит 1000 ед. продукции. Если 250 &lt . Р &lt . 260, то предложение осуществляет­ся тремя фирмами (Б, Г, А) и равно уже 1200 ед. и т.д. И, наконец, при цене, равной 290 и выше, на рынок выходят все шесть фирм, Qs = 3600. Сведем полученные данные в таблицу:

Цена (Р) Р&lt .240 240 &lt . Р &lt . 250 250 &lt . Р &lt . 260 260 &lt . Р &lt . 280 280 &lt . Р &lt . 290 Р&gt .290
Величина предложения (Qs)            

Построим для рассматриваемого рынка кривую рыночного предложения (рис. 2.7), где, как и для кривой спроса, по вертикальной оси от­ложим цены, а по горизонтальной — количество предлагаемых на рынок товаров.

Рис. 2.7. Кривая предложения

На графике наглядно видна прямая зависимость между ростом цен и динамикой рыночного предложения.

Как и при рассмотрении спроса, следует различать измене­ния предложения и изменения величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).

Так, например, снижение стоимости сырья может повы­сить прибыльность производства, создать стимулы к его даль­нейшему развитию и предоставить новым фирмам возмож­ность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, даже если цена сохраняется на прежнем уровне, можно ожидать уве­личения выпуска продукции (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Изменение (рост) предложения

К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет