X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Классныйчас: «Этика общения»

Цель: формирование этических представленийи установок у школьников.

Задачи:

  1.  Вооружение учащихся информацией о нормах поведения в различных жизненных ситуациях.
  2. Формировать у учащихся умения оценивать человека не по внешнему виду, а по его духовному (внутреннему) содержанию, умение правильно оценивать личностные качества другого человека, продемонстрировать собственную воспитанность.
  3. Привитие этической культуры на понятном ребятам языке.

Форма проведения: этическийдиалог

Оборудование:

  • ноутбук, слайд-проектор, экран;
  • карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;
  • карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «-», «=»;
  • три шоколадки: первая- с хорошей, яркой этикеткой;

вторая- с бледной,некачественной этикеткой;

           третья- с красивой этикеткой, внутри которой пластилиновый шоколад.

Ход классногочаса:

              Ребята, много – много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше,появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношениялюдей (правилах этики).

Есличеловек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мыговорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этики. Таких людей не уважают,их и не любят. А  для того, чтобы с нами было приятно проводить время, чтобынас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то,как мы относимся к окружающим сами. Иногда, к сожалению, многие ребята не оченьвежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себяхорошо, а после школы в кругу сверстников ведут себя иначе. Не все помнят, аможет и знают не все о том, что человек должен быть воспитанным и вежливым влюбых ситуациях. Проявлять в отношениях с другими людьми: доброжелательность,отзывчивость, тактичность, пунктуальность. И не забывать о том, что «истиннаявежливость заключается в благожелательном отношении к людям».

             Поэтому сегодня мы снова собрались, чтобы поговорим о некоторых манерах нашегообщения:

Эпиграфомк нашему классному часу послужат слова Д. Леббока:

«Дляуспеха в жизни умение общаться

ибыть человеком воспитанным гораздо

важнееобладания талантами».

Готовяськ нашей сегодняшней встрече,  я вас просила ответить на вопрос: «По какимкачествам вы судите об уровне воспитанности человека?»

 

Вамибыли выделены следующие качества:

  • прежде всего  — внешний вид (т.е.человек  воспитанный должен быть красивым, со вкусом одет, аккуратным)
  • следующее качество, которое вы выделили — это манера разговаривать и слушать других (при этом быть вежливым, не обзывается, не драться, уважать мнение другого)
  • и, конечно,  же, вами было отмечено такое качество как, готовность прийти на помощь (быть отзывчивым, поддержать в трудную минуту)

Этии другие качества являются  своеобразной этикеткой нас самих.

Ребята,а кто знает, что такое этикетка?  (ярлычок, цветная наклейка на вещи)

Этикеткумы все видели: на спичечной коробке, на бутылке с  газированной водой, наодежде в магазине – это такая своеобразная наклейка,  ярлычок, которыйпривлекает наше внимание и рассказывает нам о предмете.

Япросила вас к классному часу также посмотреть в словарях, что означает слово«Этикет».

Такчто такое этикет?

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо.

Авот наш классный час я назвала этика общения. А разве между словами этикет иэтикетка есть что-то общее? Как вы думаете?

-Содной стороны, вы правы, действительно между этими словами нет ничего общего.Однако несмотря на то, что этикет определяет, как человек обращается с другимилюдьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Нашей своеобразнойэтикеткой все же, являются жесты, движения, позы, способы приветствий,поведение за столом, вкус к одежде и именно эти наши свойства и особенности,прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нассамих. Т.е. как мы себя преподносим в обществе, как мы заявляем о себе вобществе своими манерами общения.

Бываютслучаи, когда нечестный человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Онсловно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подастпальто, откроет дверь, пропустит вперед. Но нельзя бесконечно притворяться.Рано или поздно он устанет притворяться, снимет свою маску, и все увидят какойон, какое у него настоящее лицо.

Такимобразом, разница между этикеткой и этикетом  в том, что этикетка – это что-товнешнее, наша оболочка- то есть то как мы себя рекламируем; а этикет – этопрежде всего наши внутренние качества. Ведь можно на хорошую вещь наклеитьплохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда,рано или поздно люди все равно обязательно разберутся, что к чему. 

Давайтеи мы с вами  попробуем в этом разобраться на некоторых жизненных ситуациях. Вкаких ситуациях за красивой этикеткой прячется «некачественный товар», а гдеэтикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокому качествувнутреннего содержания.

Увас на столах лежат карточки, на которых описаны истории из жизни. Прочитайтеих, проанализируйте поведение ребят и дайте оценку их поведению.

СИТУАЦИЯ № 1.

Класссобрался на экскурсию, из школы надо выйти в 11 часов. Ребята собрались. Начасах 11.05. надо идти, но нет Иры и Володи. Все смотрят по сторонам. Вот бежитИра: «Здравствуйте, ребята. Извините за опоздание. Мама немного задержалась ваптеке, я не могла оставить маленькую сестренку одну». Все двинулись в путь.Из-за угла появился Володя: « Ну, что –собрались? Идемте, а то опоздаем», -сказал он. « Где ты был, — спросили ребята, — мы тебя ждали». На что Володя ответил:«Видик досматривал». « Ты разве не знаешь, что опаздывать не красиво?» –  «Знаю, но так получилось».

-Кто из школьников проявил большую воспитанность?

-Случается ли такое в нашем классе?

Учитель:Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано,так как вы теряете свое время. Но и не опаздывай – цени время других. Людей,вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Давайтеобратимся к словарю за значением этого слова.

СИТУАЦИЯ № 2.

Наряднаяоживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в автобус. Увидевее рядом, поднимается девочка.

-Садитесь,пожалуйста!

-Нучто ты…Спасибо… Не надо.

-садитесь,садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

  Оживление на лице женщины гаснет.

-Все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель:Доброе отношение к людям проявляется в различных формах, одно из них –тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность не одно итоже. Вежливость у девочки есть, а тактичность отсутствует.

Чтоже такое тактичность. Правила этикета не позволяют говорить женщине и даженамекать о ее возрасте, сколько бы ей ни было лет: 25, 45 или 85.

Атеперь давайте, вместе разберем еще одну ситуацию.

СИТУАЦИЯ № 3.

Влагере Олега направили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились.Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятсяему эти типы. Вот тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Ноничего, есть один приемчик в запасе — мигом отвяжутся. И вообще они какие-топодозрительные, надо сгущенку подальше спрятать.

АСергея определили в седьмую палату.

-Привет, ребята! А меня сюда направили. Я – Сергей, учусь в 14-й школе. У васкакая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Посмотрите,какой у меня компас. Отец подарил…  И вообще, если что-то надо: книги, фонарик– берите, я их сверху положу.

-С кем из героев они хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Учитель:к сожалению, действительно среди ребят есть и такие, которые подозревают, чтовсе вокруг них глупцы, жадины и злюки. С подобными мыслями трудно бытьвоспитанным человеком.

Дагестанскийпоэт  РасулГамзатов написал такие строки: 

«Вончеловек, что скажешь ты о нем?»

Ответилдруг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Чтопро него хорошего я знаю?»

«Вончеловек, что скажешь ты о нем?»-

Спросиля у товарища другого.

«Яс этим человеком не знаком.

Чтоя могу сказать о нем плохого?»

Ребята,чувствуете разницу в ответах разных людей по отношению к незнакомцу? В чемздесь разница?

действительно,один в незнакомом для него человеке хочет найти сразу что-то плохое, а другойнаоборот — что- то хорошее. Мы знаем что в отношениях с людьми надобыть прежде всего доброжелательным. Нельзя с недоверием и злостью относитсяк людям и думать что все вокруг плохие, надо верить в хорошее.  Человека,который верит в хорошее, называют оптимистом.

Давайте,обратимся к словарю и посмотрим, а что означает это слово:

Именнос  предположение о том, что мы живем среди хороших людей  и нужно строить своиотношения с людьми.

Атеперь я предлагаю вам выбрать одну из шоколадок, и посмотреть каким, можетбыть соотношение этикетки и товара на наглядном примере.

(Далееучастникам предлагается на подносе шоколадки: Дети должнывыбрать одну из них и развернуть)

Учитель:разверните упаковки, посмотрите на их содержимое. Поделитесь ребята, своимичувствами, которые вы испытали, когда увидели, что находится внутри засвоеобразной упаковкой.

 

 

 

Некрасивая этикетка и настоящая шоколадка внутри

 

Красивая этикетка и настоящая шоколадка внутри

 

Красивая этикетка и пластилиновая шоколадка

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

 

 

 


Учитель:Ребята вот вы выбрали красивую упаковку с пластилином внутри, какие чувства выиспытали, когда увидели содержимое?

Ученики:обманулись, поверили красивой этикетке, не узнав содержимого. Обидно.

Учитель:вам бессомнения было обидно, как же так, такая красивая упаковка, а несоответствует содержимому. Здесь за красивой этикеткой прячется некачественныйтовар. Какой урок в отношениях с людьми вы извлекли, глядя на свою «шоколадку»?

Ученики:за красивой внешностью может скрываться внутренняя пустота. Когда съедаешьшоколад, этикетку выбрасываешь, и в памяти остается только внутреннеесодержание.

Учитель:а как вы думаете, кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на вашу«шоколадку»?

Ученики:девочка в трамвае.

Учитель:ребята, а вот вам досталась некрасивая  этикетка с натуральным шоколадом внутри.

 какиечувства испытали вы, посмотрев на содержимое, развернув упаковку.

Ученики:сначала мы были недовольны выбором, но потом, увидев, что шоколад настоящий,обрадовались.

Учитель:В вашем случае этикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокомукачеству внутреннего содержания. Какой урок в отношениях с людьми извлекли, вы,глядя на свою шоколадку?

Ученики: Не делать поспешных выводов о человеке с первого взгляда. Не привлекательныевнешние данные могут скрывать богатый внутренний мир.

Учитель:действительно, нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И всеперестают замечать его красоту — внешнюю красоту, он всем становитсянеприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честныелюди.  И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими.

Учитель:Ребята мы, рассмотрели с вами два варианта соотношения, когда за этикеткойпрячется некачественный товар и когда этикетка не соответствует качествутовара. А как вы думаете, может быть еще один вариант соотношения?

-да,когда и товар и этикетка соответствует друг другу.

Учитель:именно к такому варианту мы и должны стремится. Идеально, когда поведениечеловека, его дела и слова соответствуют нормам поведения.

Учитель:Ребята, как вы думаете,  кто из наших героев подходит к этой ситуации?

Ученики:Сергей в лагере, Ира на экскурсии.

Вывод:воспитанность заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но есличеловек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимостьвоспитанности, надевает на себя красивую этикетку.

Учитель: А теперь, давайте, подведем итоги нашего классного часа.  У вас на столах лежаткарточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнениеправил этикета», «=», «-», «+». Вам надо сложить из этих карточек формулувоспитанности и формулу этикетки.

Ребятасоставляют формулы, подводя тем самым итог классного часа.         

воспитанность

 

Соблюдение его правил

 

Знание этикета

 

                                        +                      =

этикетка

 

Соблюдение его правил

 

Знание этикета

 

                                        —                 =

Учитель:Ребята,  воспитанность и хорошие манеры – не только этикетка.

Онипрочно связаны с внутренней культурой человека. Я желаю вам быть людьмивоспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами осталось хорошеевпечатление о вас. Удачи вам!

Ив завершении нашего часа общения прошу вас на листочках написать своипожелания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет