Классныйчас: «Этика общения»
Цель: формирование этических представленийи установок у школьников.
Задачи:
- Вооружение учащихся информацией о нормах поведения в различных жизненных ситуациях.
- Формировать у учащихся умения оценивать человека не по внешнему виду, а по его духовному (внутреннему) содержанию, умение правильно оценивать личностные качества другого человека, продемонстрировать собственную воспитанность.
- Привитие этической культуры на понятном ребятам языке.
Форма проведения: этическийдиалог
Оборудование:
- ноутбук, слайд-проектор, экран;
- карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;
- карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «-», «=»;
- три шоколадки: первая- с хорошей, яркой этикеткой;
вторая- с бледной,некачественной этикеткой;
третья- с красивой этикеткой, внутри которой пластилиновый шоколад.
Ход классногочаса:
Ребята, много – много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше,появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношениялюдей (правилах этики).
Есличеловек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мыговорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этики. Таких людей не уважают,их и не любят. А для того, чтобы с нами было приятно проводить время, чтобынас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то,как мы относимся к окружающим сами. Иногда, к сожалению, многие ребята не оченьвежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себяхорошо, а после школы в кругу сверстников ведут себя иначе. Не все помнят, аможет и знают не все о том, что человек должен быть воспитанным и вежливым влюбых ситуациях. Проявлять в отношениях с другими людьми: доброжелательность,отзывчивость, тактичность, пунктуальность. И не забывать о том, что «истиннаявежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
Поэтому сегодня мы снова собрались, чтобы поговорим о некоторых манерах нашегообщения:
Эпиграфомк нашему классному часу послужат слова Д. Леббока:
«Дляуспеха в жизни умение общаться
ибыть человеком воспитанным гораздо
важнееобладания талантами».
Готовяськ нашей сегодняшней встрече, я вас просила ответить на вопрос: «По какимкачествам вы судите об уровне воспитанности человека?»
Вамибыли выделены следующие качества:
- прежде всего — внешний вид (т.е.человек воспитанный должен быть красивым, со вкусом одет, аккуратным)
- следующее качество, которое вы выделили — это манера разговаривать и слушать других (при этом быть вежливым, не обзывается, не драться, уважать мнение другого)
- и, конечно, же, вами было отмечено такое качество как, готовность прийти на помощь (быть отзывчивым, поддержать в трудную минуту)
Этии другие качества являются своеобразной этикеткой нас самих.
Ребята,а кто знает, что такое этикетка? (ярлычок, цветная наклейка на вещи)
Этикеткумы все видели: на спичечной коробке, на бутылке с газированной водой, наодежде в магазине – это такая своеобразная наклейка, ярлычок, которыйпривлекает наше внимание и рассказывает нам о предмете.
Япросила вас к классному часу также посмотреть в словарях, что означает слово«Этикет».
Такчто такое этикет?
Этикет – это установленный порядок поведения где-либо.
Авот наш классный час я назвала этика общения. А разве между словами этикет иэтикетка есть что-то общее? Как вы думаете?
-Содной стороны, вы правы, действительно между этими словами нет ничего общего.Однако несмотря на то, что этикет определяет, как человек обращается с другимилюдьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Нашей своеобразнойэтикеткой все же, являются жесты, движения, позы, способы приветствий,поведение за столом, вкус к одежде и именно эти наши свойства и особенности,прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нассамих. Т.е. как мы себя преподносим в обществе, как мы заявляем о себе вобществе своими манерами общения.
Бываютслучаи, когда нечестный человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Онсловно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подастпальто, откроет дверь, пропустит вперед. Но нельзя бесконечно притворяться.Рано или поздно он устанет притворяться, снимет свою маску, и все увидят какойон, какое у него настоящее лицо.
Такимобразом, разница между этикеткой и этикетом в том, что этикетка – это что-товнешнее, наша оболочка- то есть то как мы себя рекламируем; а этикет – этопрежде всего наши внутренние качества. Ведь можно на хорошую вещь наклеитьплохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда,рано или поздно люди все равно обязательно разберутся, что к чему.
Давайтеи мы с вами попробуем в этом разобраться на некоторых жизненных ситуациях. Вкаких ситуациях за красивой этикеткой прячется «некачественный товар», а гдеэтикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокому качествувнутреннего содержания.
Увас на столах лежат карточки, на которых описаны истории из жизни. Прочитайтеих, проанализируйте поведение ребят и дайте оценку их поведению.
СИТУАЦИЯ № 1.
Класссобрался на экскурсию, из школы надо выйти в 11 часов. Ребята собрались. Начасах 11.05. надо идти, но нет Иры и Володи. Все смотрят по сторонам. Вот бежитИра: «Здравствуйте, ребята. Извините за опоздание. Мама немного задержалась ваптеке, я не могла оставить маленькую сестренку одну». Все двинулись в путь.Из-за угла появился Володя: « Ну, что –собрались? Идемте, а то опоздаем», -сказал он. « Где ты был, — спросили ребята, — мы тебя ждали». На что Володя ответил:«Видик досматривал». « Ты разве не знаешь, что опаздывать не красиво?» – «Знаю, но так получилось».
-Кто из школьников проявил большую воспитанность?
-Случается ли такое в нашем классе?
Учитель:Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано,так как вы теряете свое время. Но и не опаздывай – цени время других. Людей,вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.
Давайтеобратимся к словарю за значением этого слова.
СИТУАЦИЯ № 2.
Наряднаяоживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в автобус. Увидевее рядом, поднимается девочка.
-Садитесь,пожалуйста!
-Нучто ты…Спасибо… Не надо.
-садитесь,садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
-Все ли правильно было в поведении этой девочки?
Учитель:Доброе отношение к людям проявляется в различных формах, одно из них –тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность не одно итоже. Вежливость у девочки есть, а тактичность отсутствует.
Чтоже такое тактичность. Правила этикета не позволяют говорить женщине и даженамекать о ее возрасте, сколько бы ей ни было лет: 25, 45 или 85.
Атеперь давайте, вместе разберем еще одну ситуацию.
СИТУАЦИЯ № 3.
Влагере Олега направили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились.Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятсяему эти типы. Вот тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Ноничего, есть один приемчик в запасе — мигом отвяжутся. И вообще они какие-топодозрительные, надо сгущенку подальше спрятать.
АСергея определили в седьмую палату.
-Привет, ребята! А меня сюда направили. Я – Сергей, учусь в 14-й школе. У васкакая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Посмотрите,какой у меня компас. Отец подарил… И вообще, если что-то надо: книги, фонарик– берите, я их сверху положу.
-С кем из героев они хотели бы оказаться в одной палате, почему?
Учитель:к сожалению, действительно среди ребят есть и такие, которые подозревают, чтовсе вокруг них глупцы, жадины и злюки. С подобными мыслями трудно бытьвоспитанным человеком.
Дагестанскийпоэт РасулГамзатов написал такие строки:
«Вончеловек, что скажешь ты о нем?»
Ответилдруг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Чтопро него хорошего я знаю?»
«Вончеловек, что скажешь ты о нем?»-
Спросиля у товарища другого.
«Яс этим человеком не знаком.
Чтоя могу сказать о нем плохого?»
Ребята,чувствуете разницу в ответах разных людей по отношению к незнакомцу? В чемздесь разница?
—действительно,один в незнакомом для него человеке хочет найти сразу что-то плохое, а другойнаоборот — что- то хорошее. Мы знаем что в отношениях с людьми надобыть прежде всего доброжелательным. Нельзя с недоверием и злостью относитсяк людям и думать что все вокруг плохие, надо верить в хорошее. Человека,который верит в хорошее, называют оптимистом.
Давайте,обратимся к словарю и посмотрим, а что означает это слово:
Именнос предположение о том, что мы живем среди хороших людей и нужно строить своиотношения с людьми.
Атеперь я предлагаю вам выбрать одну из шоколадок, и посмотреть каким, можетбыть соотношение этикетки и товара на наглядном примере.
(Далееучастникам предлагается на подносе шоколадки: Дети должнывыбрать одну из них и развернуть)
Учитель:разверните упаковки, посмотрите на их содержимое. Поделитесь ребята, своимичувствами, которые вы испытали, когда увидели, что находится внутри засвоеобразной упаковкой.
|
||||||
|
||||||
|
Учитель:Ребята вот вы выбрали красивую упаковку с пластилином внутри, какие чувства выиспытали, когда увидели содержимое?
Ученики:обманулись, поверили красивой этикетке, не узнав содержимого. Обидно.
Учитель:вам бессомнения было обидно, как же так, такая красивая упаковка, а несоответствует содержимому. Здесь за красивой этикеткой прячется некачественныйтовар. Какой урок в отношениях с людьми вы извлекли, глядя на свою «шоколадку»?
Ученики:за красивой внешностью может скрываться внутренняя пустота. Когда съедаешьшоколад, этикетку выбрасываешь, и в памяти остается только внутреннеесодержание.
Учитель:а как вы думаете, кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на вашу«шоколадку»?
Ученики:девочка в трамвае.
Учитель:ребята, а вот вам досталась некрасивая этикетка с натуральным шоколадом внутри.
какиечувства испытали вы, посмотрев на содержимое, развернув упаковку.
Ученики:сначала мы были недовольны выбором, но потом, увидев, что шоколад настоящий,обрадовались.
Учитель:В вашем случае этикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокомукачеству внутреннего содержания. Какой урок в отношениях с людьми извлекли, вы,глядя на свою шоколадку?
Ученики: Не делать поспешных выводов о человеке с первого взгляда. Не привлекательныевнешние данные могут скрывать богатый внутренний мир.
Учитель:действительно, нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И всеперестают замечать его красоту — внешнюю красоту, он всем становитсянеприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честныелюди. И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими.
Учитель:Ребята мы, рассмотрели с вами два варианта соотношения, когда за этикеткойпрячется некачественный товар и когда этикетка не соответствует качествутовара. А как вы думаете, может быть еще один вариант соотношения?
-да,когда и товар и этикетка соответствует друг другу.
Учитель:именно к такому варианту мы и должны стремится. Идеально, когда поведениечеловека, его дела и слова соответствуют нормам поведения.
Учитель:Ребята, как вы думаете, кто из наших героев подходит к этой ситуации?
Ученики:Сергей в лагере, Ира на экскурсии.
Вывод:воспитанность заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но есличеловек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимостьвоспитанности, надевает на себя красивую этикетку.
Учитель: А теперь, давайте, подведем итоги нашего классного часа. У вас на столах лежаткарточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнениеправил этикета», «=», «-», «+». Вам надо сложить из этих карточек формулувоспитанности и формулу этикетки.
Ребятасоставляют формулы, подводя тем самым итог классного часа.
|
|
|
+ =
|
|
|
— =
Учитель:Ребята, воспитанность и хорошие манеры – не только этикетка.
Онипрочно связаны с внутренней культурой человека. Я желаю вам быть людьмивоспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами осталось хорошеевпечатление о вас. Удачи вам!
Ив завершении нашего часа общения прошу вас на листочках написать своипожелания.