X-PDF

Статья на тему Народная сказка как средство воспитания младших школьников

Поделиться статьей

 

НАРОДНАЯСКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Академик Г. Н. Волков так охарактеризовалнародную педагогику: Без памяти нет традиций, без воспитания нетдуховности, без духовности нет личности, без личности нет народа как историческойобщности.  

В своей книге «Этнопедагогика» в главе «Сказки как проявлениенародного педагогического гения» Г. Н. Волков писал: «Народная сказкаспособствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Длядевочек — это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков — добрыймолодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеалдля ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с нимсвои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит егокак личность. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, ихпересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок,выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Хорошо, если приподготовке инсценировки сказок дети сами подберут ее музыкальное сопровождение,сошьют себе костюмы, распределят роли. При таком подходе даже небольшие пообъему сказки дают огромный воспитательный резонанс».

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читаясказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказкахвсегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымыселнесет определенную идею, где добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зоветна борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость.

В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясновыражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Она помогает веритьв силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностейи борьбы со злом.

В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получитьжизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборотвоспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается,что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в ней – намек:добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характернынапевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, втридевятом государстве и др.). Язык сказок красив: певуч и поэтичен, содержитмного метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок.Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучениямладших школьников.

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества завоспитание подрастающего поколения.

На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральныхкачеств личности младших школьников является народная сказка.

Благодарясказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, безкоторой человек не человек. Цель сказок — “воспитывать в ребенке человечность -эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоватьсярадости другого, переживать чужую судьбу как свою.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-тотайники миропонимания.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их отчерствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу силзла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. Ачтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность внеизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба икак мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким быстрашным оно не было.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитаниялюбви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданныенародом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенкамогучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы,стремления. Народная сказка — это духовные богатства народной культуры,познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. В них проводится мысльо том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде иборьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие — одна из главныхчеловеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательноезначение этого средства.

В каждой сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказкавсегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Онанаглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем егосчастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается отзверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. Заошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает правона удачу.

Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человекидеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добиваетсяуспеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесныхпомощников, но, прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа,самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждыйребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное илидерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив изол. Народная сказка старается научить ребенка оценивать главные качества герояи никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетическихчувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость кчеловеческому несчастью, горю. Благодаря сказке ребенок познает мир не толькоумом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явленияокружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают его весьмаэффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешнихстолкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжетувлекательным и приковывает к нему внимание детей.

Язык сказки доступен ребенку, она способствует развитиювоображения,  а это необходимо для решения ребенком его собственныхпроблем.

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

И по моему мнениючерез сказочные элементы учитель и родитель могут найти путь в сферу эмоцийребенка.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течениестолетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практикавоспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка -неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство с должнообязательно входить в курс образования и воспитания каждого младших школьников.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет