Управлениеобразования Красносулинского района
МБОУКомиссаровская СОШ
«Рассмотрена»
на заседании МО учителей начальных классов протокол №___ от _________2022 г. Руководитель МО _____________ Гапеева Е.В. |
«Согласовано»
на методическом совете протокол № ___ от «____»___________2022 г. Зам директора по УВР ____________ Ахмадеева А.В.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ Комиссаровская СОШ _____________Перепелкин Г.А.. Приказ № ___ от «___»______________2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык(русский)»
для 3 класса начальногообщего образования
на 2022-2023 учебныйгод
Составитель: учитель начальныхклассов,
Маслова Юлия Андреевна
п.Розет, 2022 г.
1.Пояснительная записка
Содержание курса направлено наформирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, одиалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основныххарактеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметноговзаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологическихобразовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплинестественнонаучного и гуманитарного циклов.
Изучение предмета «Родной язык(русский)»должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к родному языку какотражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространстворусского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение клитературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивногословарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком вовсей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной иписьменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языкекак системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений вотношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов ижанров.
Целью предмета, является овладение родным (русским) языком, как средствомобщения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободноеобщение на русском языке в устной и письменной форме. Для реализации даннойцели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки,связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка(произносительных, акцентологических, лексических, орфографических,грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки,непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленныхумений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальнойшколе. Урок родного языка позволит учащимся восполнить пропущенный или забытыйматериал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепитпрактические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен наподготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На этом урокепредполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркостиучащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и уменийсамостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Задачипредмета:
– развитие интереса к изучению русского языка какчасти национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных,акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений инавыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка,разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическимвозможностям; – развитие исовершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения иповедения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной засобственную речевую культуру и речевое поведение.
Учебныйпредмет музыка в 3 классе реализуется в соответствии с учебным планом МБОУКомиссаровской СОШ в объёме 1 часа в неделю, 17 учебных часа в год, даннаярабочая программа реализуется за 19 учебных часов в соответствии с календарнымучебным графиком МБОУ Комиссаровской СОШ на 2022-2023 учебный год и с учётомгосударственных праздничных дней(23.02.2023г.), Согласно учебному плану: раздел- «Русский язык: прошлое и настоящее» рассчитан на 10 часов – реализуется за 9часов.
.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностныерезультаты:
— формирование чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— осознание своейэтнической и национальной принадлежности, формирование ценностеймногонационального российского общества; становление гуманистических идемократических ценностных ориентаций;
— формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
— развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
— формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, кработе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты:
— овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления;
— формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
— использованиезнаково-символических средств представления информации;
— активноеиспользование речевых средств и средств для решения коммуникативных ипознавательных задач;
— использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации;
— овладение навыкамисмыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями изадачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушатьсобеседника и вести диалог, признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценки событий;
— определение общейцели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций иролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон исотрудничества;
— овладение начальнымисведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»;
— овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами;
— умение работать вматериальной и информационной среде начального общего образования (в том числес учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»
Предметныерезультаты:
— формирование первоначальныхпредставлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространстваРоссии, о языке как основе национального самосознания;
— пониманиеобучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры иосновное средство человеческого общения;
— осознание значениярусского языка как государственного языка Российской Федерации, языкамежнационального общения;
— сформированностьпозитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателямобщей культуры и гражданской позиции человека;
— овладениепервоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилахречевого этикета;
— формирование уменияориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбиратьадекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач присоставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
— осознаниебезошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания призаписи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверятьнаписанное;
— овладение учебнымидействиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания длярешения познавательных, практических и коммуникативных задач;
— освоениепервоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии исинтаксисе;
— об основных единицахязыка, их признаках и особенностях употребления в речи;
— формирование уменийопознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категорииязыка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
3. Содержание учебногопредмета
Раздел 1. Русскийязык: прошлое и настоящее (9 часов)
Слова, связанные сособенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,правда – ложь,друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явленияи растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названиярастений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русскиетрадиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдениеза использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинныхрусских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания:«Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретениеопыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык вдействии (5 часов)
Как правильнопроизносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок впроизношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различныеоттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок,зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Спецификаграмматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных).Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм именсуществительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа именсуществительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическомуровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребленияпредлогов, образования предложно-падежных
формсуществительных (предлоги с пространственным значением) (на практическомуровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только формумножественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыковорфографического оформления текста.
Раздел 3. Секретыречи и текста (3 часов)
Особенностиустного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам;об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Созданиетекстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамкахизученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования ихсодержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенноститекстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных илитературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.) втекстах-описаниях. Обобщение полученных навыков использования речи исоставления и редактирования текстов.
4. Тематическоепланирование
№ пп |
Учебно-тематический план |
Кол-во часов |
1 |
«Русский язык: прошлое и настоящее» |
9ч. |
2 |
«Язык в действии» |
5ч. |
3 |
«Секреты речи и текста» |
5ч. |
Итого 19 часов |
5.Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата |
||||
План. |
Факт. |
|||||
«Русский язык: прошлое и настоящее» (9 ч.) |
||||||
1 |
Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг прямой, тот брат родной. |
12.01 |
|
|||
2 |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. |
19.01 |
|
|||
3 Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 |
Сошлись два друга – мороз да вьюга. |
26.01 |
|
|||
4 |
Ветер без крыльев летает. |
02.02 |
|
|||
5 |
Какой лес без чудес. |
09.02 |
|
|||
6 |
Дело мастера боится. |
16.02 |
|
|||
7 |
Заиграйте, мои гусли… |
02.03 |
|
|||
8 |
Что ни город, то норов. |
09.03 |
|
|||
9 |
У земли ясно солнце, у человека – слово. |
16.03 |
|
|||
«Язык в действии» (5 ч.) |
||||||
10 |
Для чего нужны суффиксы. |
23.03 |
|
|||
11 |
Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? |
30.03 |
|
|||
12 |
Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? |
06.04 |
|
|||
13 |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? |
13.04 |
|
|||
14 |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? |
20.04 |
|
|||
«Секреты речи и текста» (5 ч.) |
||||||
15 |
Создаем тексты-рассуждения. |
27.04 |
|
|||
16 |
Учимся редактировать тексты. |
04.05 |
|
|||
17 |
Создаем тексты-повествования. |
11.05 |
|
|||
18 |
Создаем тексты-описания. |
18.05 |
|
|||
19 |
Итоговый урок. Обобщение знаний по теме: «Секреты речи и текста» |
25.05 |
|
|||
Листкорректировки рабочей программы
по Родномуязыку(русскому), 3 класс
Тема урока |
Дата проведения (план.) |
Дата корректировки (факт.) |
Причина корректировки |
примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|