X-PDF

Изучение уровня познавательной активности учащихся на уроках

Поделиться статьей

Исследовательскаяработа учителя начальных классов

Автор: НовиковаЕлизавета Алексеевна

Организация:МОУ «Гимназия №56»

Населенныйпункт: Люберцы

 

Изучение познавательной активности учащихсяи использование методов активизации познавательной деятельности.

Описание методики исследованияконстатирующего эксперимента

Главным мотивом учебнойдеятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешноеусвоение программного материала, но цель обучения. Приэтом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточноинтенсивным. У одних детей познавательные интересы хорошо развиты, у других они проявляютсяочень слабо.

Объект исследования – познавательнаяяактивность младших школьников.

Предмет исследования – роль методовобучения в  формировании познавательной активности в процессе обученияямладших школьников. 

Задачи практической части исследования:

провести опрос для выявления уровняпознавательной активности обучающихся;

осуществить формирующий эксперимент;

осуществить повторную диагностику, сравнитьрезультаты исследования.

Гипотеза: мы предполагаем, что применениеактивных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активностимладших школьников.

База исследования практической части: – 15человек, 3 «г» класс

Эксперимент состоял из трех этапов.

1 этап – констатирующий. На этом этапе былапроведена первичная диагностика уровня познавательной активности младшихшкольников экспериментального класса.

2 этап — формирующий. На этом этапе намибыла организована работа по повышению уровня познавательной активности науроках посредством применения активных методов обучения.

3 этап – контрольный. На этом этапе былаосуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся4 класса, проведен анализ полученных результатов.

На этапе констатирующего исследования мыпровели первичное анкетирование. Цель его проведения — выявить имеющийсяуровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

Детям была предложена методика, выявляющаяих уровень познавательной активности. Содержание опросника изучения познавательной активностиобучающихся разработан Пашневым Б. К [16].

Таким образом, количество набранных балловопределяло уровень сформированности познавательной активности ученика.

Порезультатам исследования все дети были разделены на три группы:

дети свысоким уровнем познавательной активности;

детисо средним уровнем познавательной активности;

дети снизким уровнем познавательной активности.

 

Большое значение вработе с обучающимися играет хорошо организованная и тщательно продуманнаядиагностическая работа.
Диагностика является связующим звеном между содержанием и результативностьюдеятельности всех участников образовательного процесса.

Сущностьдиагностирования состоит втом, чтобы:

1)​ обнаружитьизменения существенных характеристик, признаков личности, педагогическогопроцесса;

2)​ увидеть нормыили отклонения в их развитии (ориентируясь на эталон);
определить ступень или уровень развития;

3)​ проанализироватьполученные факты;

4)​ установитьзакономерности, причины, вызывающие эти изменения;

5)​ выработатьобоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия.

В современном постоянноменяющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегосяпредметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либоустаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущегоактивного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитиежизни. Именно личность и индивидуальность человека с присущими емухарактеристиками являются результатом образовательного процесса. При этомвоспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностейи мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути,показателями качества образования.

Фактор мотивации дляуспешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимостимотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационногообеспечения учебного процесса.

Среди разнообразныхмотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы.Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие даннуюдеятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этойдеятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, тоих называют внутренними».

Мотив являетсявнутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебнойдеятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно имотивом, и целью.

Внутренние мотивысвязаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым отпроцесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое вэтом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийсянепосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональноеудовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлениемсобственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированнойучебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебногопредмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может бытьполучение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признаниятоварищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание невыступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемыепредметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутреннемотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностнойценностью.

Учитель, преподаватель,заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно,обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации иподдержанию на высоком уровне. Рассмотрим методики, направленные на изучениемотивации в овладении предметом, которые могут использоваться в образовательномпроцессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики –выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебнойдеятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристикаметодики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа.Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо напростом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработкапроизводится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе совсеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начинаяпримерно с 11-летнего возраста.

Содержаниетест-опросника (Диагностика №1) Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальныхспособностей школьника»

Инструкция.

Вам предлагаетсяпринять участие в исследовании, направленном на повышение эффективностиобучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемомупредмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя дляэтого следующие обозначения:

·        верно                              – (+ +);

·        пожалуй,верно             – (+);

·        пожалуй,неверно           – (–);

·        неверно                          – (– –).

Помните, чтокачество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Вашихответов.

Благодарим заучастие в опросе.

1.     Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя,проявить свои способности.

2.     Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можнобольше.

3.     В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю назанятиях.

4.     Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому чтоэтого требует учитель (преподаватель).

5.     Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещеболее увлекательным.

6.     При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературысамостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.     Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.     Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти досути.

9.     На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда«совсем не хочется учиться».

10.  Активноработаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал,изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (наперемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсьсамостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мнеподсказывают и помогают.

13.  Повозможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание заменя.

14.  Считаю, чтовсе знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать поданному предмету как можно больше.

15.  Оценка поэтому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохоподготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересыи увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данныйпредмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебныезадания.

19.  Если поболезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меняэто огорчает.

20.  Если бы быломожно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

    Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да»означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные(пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадениес ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показательвнутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминируетвнешняя мотивация изучения предмета.

Анализрезультатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результатрасшифровывается следующим образом:

·        0–10баллон – внешняя мотивация;

·        11–20баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровнявнутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативныеграницы:

·        0–5баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

·        6–14баллов – средний уровень внутренней мотивации;

·        15–20баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение ипрактическое использование.

Предложеннаяметодика может использоваться:

1) для выяснения причиннеуспеваемости учащихся;

2) для выявлениякатегорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета(с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации исреднего типа);

3) для обеспеченияпсихологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследованияэффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов егосовершенствования;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

Результатыисследования могут рассматриваться:

1) как показательэффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения(сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальныхклассах);

2) как показательспособности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что можетучитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа дляповышения эффективности педагогической деятельности и совершенствованияпедагогического мастерства.

 

Активизация познавательной деятельностиучащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и XXI веке этот вопрос остается ключевым для педагогов и учащихся. Ее особаязначимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующейдеятельностью, направлена не только на обучение и воспитание, но и наформирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Одни авторы рассматривают познавательнуюактивность как деятельность, другие – как черту личности. Использование этихподходов в единстве позволяет сформировать точку зрения на понятие сущностипознавательной активности, которую рассматривает и как цель деятельности, и каксредство ее достижения, и как результат.

Активность, будучи условием познания, неявляется врожденной чертой личности – она формируется в процессе деятельности.Что касается активности учения, то она формируется в процессе познавательной деятельностии характеризуется стремлением к познаванию, умственным напряжениям ипроявлением нравственно-волевых  качеств ученика и в то же время самаактивность влияет на качество деятельности. Но активизация учения школьниковтрактуется не как усилие деятельности,  а как мобилизация учителем с помощьюспециальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических силучеников на достижение конкретных достижений целей обучения и воспитания.

Также следует рассматривать познавательнуюактивность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется иразвивается особым образом организованном процессе познания с учетоминдивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Прказателями познавательной активностиможно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческиепроявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность прирешении учебных задач и т. д.

Совершенствование методов и формактивизации познавательной деятельности школьников,  разработка новых подходовактуальна на сегодняшний день, так как познавательный интерес, как и общийфеномен интереса, можно рассматривать как нестареющее, вечно новое явление. Всеэто стало предметом исследования учителей математики ЗСОШ.

Цель эксперимента выявить уровни познавательной активности учащихся на уроке математикии разработать системы материалов для повышения качества познавательнойактивности учащихся.

Для достижения целей необходимо решитьследующие задачи:

Изучать познавательную активность учащихся

Создать новые разработки уроков дляповышения качества обучения

Сформировать умения работать в режимепоисковой работы

Дать каждому возможность анализировать иработать над повышением познавательной активности.

 

 

Изучение познавательной активности учащихся

Учеба для школьников становится всетруднее. Но в чем именно выражаются эти трудности? Каковы их причины?Социологические данные, приводящиеся в периодической печати, констатируют, чтоответы разных по возрасту школьников на данные вопросу совпадают по смыслу исводятся к 18 основным причинам. Далее исследователей задались вопросом: какиеже из названных причин являются для учащихся самыми важными? Для выясненияэтого воспользовались методом по парного сравнения. Каждому респонденту предъявлялсясписок их 18 причин и давался специальный бланк со следующей инструкцией:«выбери из 2 причин трудности овладения предметом более значимую для тебя иобведи кружком ее номер в бланке для ответов». Подсчет  частот упоминаниятрудностей показал, что наиболее часто учащиеся отмечают, что главнойтрудностью является «слишком быстрый темп подачи материалов». Второе местозанимают «сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни». Третье место прочноудерживает «однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладенияпредметом».

Анализируя эти выводы нужно сказать, чтово-первых, перегруженность, непомерная раздутость школьного учебного планаприводит к повышению темпа подачи материала, недостатка времени на егообдумывание; во-вторых, уже в 6 классе появляются и сохраняются на протяжениивсей последующей учебы в школе сомнения в пользе преподаваемых дисциплин длядальнейшей жизни; в-третьих, живой интерес к процессу учебы сходит на нет кначалу 7 класса. С этого времени учащиеся отмечают «однообразие, неинтересность заданий».

Таким образом, возникает потребностьвыявления общего уровня познавательной активности.

Констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента быловыявление общего уровня учебно-познавательной активности учащихся 5 классаЗуткулейской средней общеобразовательной школы. Для этого была использованаметодика « Уровень учебно-познавательной активности». Работа по данной методикепроводилась в форме наблюдения. Задача наблюдателя с предельной внимательностьюфиксировать все виды активности каждого из учеников в течение недели на каждомуроке. Результаты наблюдений фиксировались в таблице.

Проанализировав результаты, мы сделалиследующие выводы: из 15 учащихся у 8 наблюдалась двусторонняя активность,причем у 5 с правильным исходом, у 3 исход был как правильный, так и неправильный.Из этих 5 учащихся 2 являются «отличниками», 3 – «хорошистами». У 5 учащихсянаблюдалось односторонняя активность, причем у 2 всегда с правильным исходом, у3 с неправильным исходом, то есть эти дети были менее активны на уроке, невсегда поднимали руку. Если учитель требовал решения поставленной задачи, тоони в основном отвечали правильно, но были и ошибки. У 2 учащихся наблюдалосьотклонение от процесса обучения.

Также была исследована нами мотивациядостижения по тесту тематической апперцепции (ТАТ). Многие психологи считаютэтот тест очень результативным инструментом для исследования мотива достижения.По результатам этого теста из 15 учащихся 9 имели высокую потребностьдостижений, что составляет 60% от всех учащихся данного класса. Среди них естькак «хорошисты» и «отличники», так и «троечники».

Далее, с целью подтверждения илиопровержения полученных результатов мы провели еще один эксперимент с помощьюигры серсо, которая выявляет у испытуемых склонность к риску. Почти полностьюподтвердились результаты предыдущего констатирующего эксперимента (отсутствовалодин ученик).

Степень включенности учащихся 5 класса впроцессе обучения отражена в следующей таблице:

Стадии познавательной активности.

Степень включенности учащегося в процессе обучения

Количество учащихся

Нулевая активность

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога 

2

Ситуативная активность

Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересные содержания урока, приемы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием

5

Исполнительная активность

Позиция учащегося обусловлена не только в эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения.

6

Творческая активность

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.

2

 

Методы и приемы активизации познавательнойдеятельности учащихся по уровням познавательной активности.

Уровни ПА

Педагогические методы и приемы.

Нулевой

Необычное начало урока, опора на похвалу и поощрение, выбор и смена заданий, опорные сигналы, втягивание и отстранение, опорные слова и др.

Ситуативный

Изготовление наглядных пособий, работа по образцам, организационный контроль, «разгрузочные» задания, составление кроссвордов, составление опорных схем и др.

Исполнительский

Мозговой штурм, «эксперт», «консультант», «судебное заседание», эвристическая беседа, дискуссия, выбор задания, проблемные ситуации и др.

Творческий

Задание на ассоциации, тренинг образного восприятия, внимание к интуитивному знанию, «театр одного актера», составление сказок, решение нестандартных задач, исследование и др.

 

 

 

Нужно всегда помнить, что человеквключается в любую (в том числе познавательную) деятельность только тогда,когда это нужно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.Задача учителя – обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душешкольника мотивов учебно-познавательной деятельности. Для этого используются стимулы.

Таблица 1

Уровни познавательной активности

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Низкий уровень

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

Средний уровень

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень

 

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

 

 

Методы активизации познавательнойдеятельности:

— хрестоматийный или исторический материал;

— проблемное изложение материала;

— эвристическая беседа;

— исследовательский метод;

— мозговой штурм;

— метод контролирующих вопросов.

 

Приемы активизации познавательнойдеятельности:

 

— составление таблиц, схем, диаграмм;

— синектика (составление аналогии);

— привлекательная цель;

— фантастическая добавка.

 

Применение учебного электронного издания ипроведение уроков с применением ИКТ способствуют развитую познавательногоинтереса, развивают положительную мотивацию к учению.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет